9.1. Общие и отличительные черты
В современной мировой регионалистици к новым индустриальным странам относят довольно большую группу государств, которые ранее были лидерами так называемого «третьего мира». Они расположены в разных мегарегионах планеты, что затрудняет их классификацию только по географическому признаку. Однако эти государства имеют целый ряд общих черт в довольно разных социально-экономических моделях развития, что и позволяет относить их к НИС, а именно:быстрое развитие промышленного производства, который наиболее рельефно проявил себя в 60-70 гг (Южная Корея, Сингапур, Тайвань) или в течение 80-х-90-х годов (государства Латинской Америки);
наличие значительной государственной поддержки ведущим корпорациям страны, нередко в своей основе носит нерыночные методы стимулирования развития;
достаточно большие объемы внешнего долга;
использование моделей скорой диверсификации экспорта и импортозамещения при разработке стратегий экономического развития;
высокая вероятность системных кризисов экономики, разрушительное действие которых нередко приводила к быстрому скатыванию стран по основным макроэкономическим показателям на позиции десятилетней давности (наиболее масштабными за последнее время были: латиноамериканская кризис (1994-1995), юго-азиатская (тихоокеанская) (1997-1998) , бразильская (1999), аргентинская (1999-2000);
значительное влияние ТНК и ТНБ на экономику стран, который нередко приводит к стихийным приливов и отливов прямых и портфельных иностранных инвестиций;
высокий удельный вес промышленности в структуре ВВП и по сравнению с постиндустриальными государствами низкая, хотя и доминирующая доля сферы услуг, не превышает 60% (исключение - Сингапур - 66%);
невысокие (за исключением Южной Кореи и Сингапура) технологические позиции в мире, по которым большинство стран НИС относят к группе потенциальных лидеров (Гонконг, Малайзия, Мексика, Аргентина, Чили) или в государства, динамично внедряют новые технологии (ЮАР, Бразилия, Филиппины и др.);
стали (средние) уровне оценки конкурентоспособности национальных экономик (макро-и микроуровень), не исключают в соответствии с мировыми конъюнктурными колебаниями движение вверх или вниз по установившейся шкале колебаний;
значительный удельный вес аграрного сектора в структуре ВВП, который не отличается диверсифицированным характером, а в некоторых странах сохранил фактически моноспециализовану ориентацию;
низкая, по сравнению с постиндустриальными странами производительность труда (выработка продукции на одного работающего в Мексике составляет - 16,4 тыс. дол., Бразилии - 10,6 тыс., Южной Корее - 38,8 тыс. Для сравнения: в США - 98,8 тыс., Японии - 68, 8 тыс. дол. в год (2003))
невысокие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (если в Швеции на одного работающего приходится 1052 долл. (2003), Японии - 1006, то в Южной Корее - лишь 291 дол., Тайване - 288, Гонконге - 145 долл.)
высокий удельный вес клановости в экономике (т.е. доминирование крупных семейных компаний), что приводит к значительному влиянию создаваемых ими олигополистических групп на политику правительства, лоббирования своих интересов на международных рынках и т.п.;
значительная социальная дифференциация общества, в которой удельный вес бедного населения составляет 25% и более, а мировые исследования с помощью коэффициента Джини, который выражает поместной неравенство, констатируют высокий уровень дистанцирования богатых и бидних.
Новые индустриальные государства мира на протяжении последних 20-ти лет использовали различные механизмы и инструменты рыночной трансформации, а затем имели различные социально-экономические результаты. Опыт реформирования хозяйства Японии был применен в 60-е годы в Южной Корее, создания приоритетов развития страны в трех важнейших отраслях производства . Политика индустриализации экономики своего государства через создание мощных государственных предприятий в металлургической, химической промышленности и электроэнергетике проводила Индия. Упор на создание компьютерных технологий и разработку программного обеспечения к ним сделали в 80-е - 90-е годы Тайвань, Гонконг и Сингапур. Однако наиболее значимыми для большинства НИС были монетарные (неолиберальные) реформы, которые проводились в странах Латинской Америки, а затем и в Юго-Восточной Азии в конце 80-х - нач. 90-х годов. Именно они начали радикальные сдвиги в структуре хозяйства , приватизации неэффективного государственного сектора и увеличение открытости экономики, а значит и вовлечении в нее значительных объемов иностранных инвестиций. К положительным последствиям можно отнести быстрый рост ВВП, увеличение уровня доходов населения, уменьшение безработицы. К негативным - высокий уровень уязвимости экономики из-за значительных конъюнктурные колебания глобального рынка, большой внешний долг (в 2000-м году в Бразилии он достиг 238 млрд. дол., Мексике - 150 млрд., Южной Корее - 134 млрд., однако крупнейшим реципиентом оказались Чили - 366 млрд. дол., что превышает 50% ее валового национального дохода).
Учитывая сложность общей характеристики НИС и различные позиции отечественных и зарубежных исследователей по их классификации лучше всего последние рассматривать в таких микрогруппах:
Южная Корея.
Государства - «драконы» (Гонконг, Сингапур, Тайвань).
Государства - «тигры» (Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия).
НИС Латинской Америки.
Индия, Пакистан.
Африканские и ближневосточные лидеры (ЮАР, Египет, Израиль).
Учитывая особенности приоритетов Украины во внешнеэкономических связях ограничимся рассмотрением первых трех из них.
ГЛАВА 9. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ новых индустриальных стран ( НИС) | 9.2. Экономика Республики Корея (Южная Корея) |