9.2.2. Особенности корейской модели развития

После окончания войны между Южной и Северной частями Кореи в нач. 50-х годов установилось перемирие и именно с этого периода начинается формирование фактически двух разных по идеологии и хозяйственным укладом государств - Южной Кореи (Республика Корея) и Северной Кореи (Корейская Народно-Демократическая Республика). Первые годы реформирования их экономик обнаружили довольно разные подходы правительств по подъему экономики, а значит и модели дальнейшего социально-экономического развития. Именно с этого периода началась поляризация хозяйств двух Корей, при этом в основу первой из них было положено рыночную концепцию с жестким государственным регулированием не только основных макропропорций, а также выпуска и реализации продукции, в основу второй - командно-административную систему, главной задачей которой была построение социализма, с доминирующей идеологией Чучхе (социализм с национальной спецификой корейского народа). Дальнейшее развитие КНДР был во многом тождественным в соседний Китай с той разницей, что период системных реформ и «политики открытых дверей» в этой стране еще не наступил. Зато экономическая модель Южной Кореи представляет собой хотя и подобен Японии феномен «послевоенного экономического чуда», однако немало и отличных рис.
В середине 50-х годов Южная Корея была одной из беднейших азиатских стран, а выше упоминавшийся военный конфликт нанес большой ущерб ее хозяйству. Достаточно сказать, что тогдашний ВВП РК составил менее 100 дол. на душу населения по валютным курсом. Кризисное состояние экономики был во многом обусловлен также высоким приростом населения, низкой квалификацией рабочей силы, высоким уровнем безработицы, преобладанием в структуре экономики экстенсивного аграрного сектора, значительным дефицитом торгового баланса. Попытки различных правительств повлиять на экономическую ситуацию в стране на протяжении 1955-1961 гг оказались тщетными, а неурожай 1962 и вызванный им экономический упадок и инфляция выступили катализатором действий правительства по осуществлению системных реформ в хозяйстве этой страны. Определенной степени пригодились также советы американских экспертов и той помощи финансовой помощи, поступавшей из США.
Необходимость жесткого государственного регулирования в этот период была очевидной, а это привело к установлению планового механизма управления хозяйством. В том же 1962 году в Корее был принят первый пятилетний план и тогда же появилось Управление экономического планирования, которое в 1963 году возглавил заместитель Премьер-министра. Этот орган регулирования был признан главным в проведении южно-корейской реформы и именно на его диверсифицированный институциональный аппарат был положен присущие для рыночной системы функции контроля движения товаров и капитала внутри страны, приток инвестиций, иностранной помощи и т.д.. Тогда же были определены три приоритетные отрасли, которым государство предоставляло всестороннюю поддержку и помощь: цементная, нефтеперерабатывающая промышленность, производство минеральных удобрений. В середине 60-х годов страна определила для себя два основных направления развития хозяйства - стратегию импортозамещения и экспортной ориентации внутреннего производства. В 1965-м году правительство Кореи в 2,5 раза девальвировал свою национальную денежную единицу - вон, максимально облегчило экспорт страны, способствовало привлечению значительных инвестиций в экономику в т.ч. в свободные экономические зоны, которые начали создаваться в 1966 году. С конца 60-х годов активно идет процесс развития обрабатывающих отраслей, а в нач. 70-х государство объявляет о трех новых отраслевые приоритеты развития национальной экономики, ими стали: машиностроение, химическая промышленность и инфраструктура. Дефицит квалифицированных кадров в 70-е - 80-е годы впоследствии предопределили еще один приоритет - образование. Многочисленные гуманитарные программы, которые реализовывались в стране в этот период имели целью не только доведение уровня квалификации корейских рабочих и служащих к американскому или японскому уровня, но и создание предпосылок для технологического прорыва на мировом рынке инноваций, максимальное стимулирование научно-прикладного вектора развития национальной економики.
Весьма специфической в стране была система организации бизнеса и ее характерной формой стали чеболи, которые возникли в конце 50-х годов и были организованы по типу японских дзайбацу (вспомните, почему в Японии они были распущены?). Отличительными чертами нового образования стали: высокая отраслевая диверсификация, семейственность в управлении, ограничения рыночного механизма регулирования (государство всесторонне занималась деятельностью чеболей, создавая для них льготный налоговый режим и лоббируя их интересы на внутренних и внешних рынках). Дальнейшая концентрация и централизация капитала, создание в составе чеболей мощных банковских систем, усилило позиции последних, которые в 70-е - 80-е годы уже представляли собой мощный конгломерат производителей, торговых фирм и банков семейного типа (семейные кланы и сейчас владеют почти 60% акций чеболей) с четкими структурными связями и высокой поддержкой правительства (экспортные квоты, субсидии, централизованное планирование производства и т.п.). К крупнейшим чеболей в стране относят «Лакки-Голдстар» (более известное под новой маркой «LG»), Хьонде »,« Самсун »,« Дэу »и другие. В 1983 году 50 ведущих чеболей (чиптан - второе название этих объединений) производили около 25%, а 100 - 47% ВВП страны (В. Ломакин, 1999). На них приходилось около 75% банковских кредитов, а первые международные займы (кредиты), которые сделали чеболи в 60-е - 70-е годы гарантировало государство, нередко платя за них тогда, когда сам заемщик не смог вовремя вернуть гроши.
Вместе с тем, важным фактором стремительной обогащения чеболей можно считать жесткую эксплуатацию трудящихся этой страны, имела проявление в низкой заработной плате рабочих и служащих, большой различия в уровнях доходов населения (коэффициент Джини в 1976 году составил 39,0, а в 1993-м уменьшился до 31,6), значительной продолжительности рабочего времени (до середины 80-х годов она составляла 60 часов, однако в корпорации «Дэу» продолжительность рабочего дня составляла 12 часов при шестидневной недели. Сейчас государство регламентировала рабочее время в неделю 44-ю часами ). Низкие затраты на производство и политика жесткой авторитарной модернизации позволяли поддерживать низкие мировые цены на корейские товары на региональных, а затем и глобальных рынках и сохранить закрытым от мировых товарных потоков внутренний рынок страны. Это привело к уменьшению льготных кредитов из-за океана, а в 70-е - 90-е годы к существенному сокращению их общего объема в т.ч. в связи с отказом Южной Кореи полностью открыть свой рынок для американских товарив.
Значительные изменения претерпело сельское хозяйство страны, которое до начала 70-х годов развивалось преимущественно в рамках традиционной для Кореи аграрной модели. Системных реформ этот сектор получил лишь в течение 70-х годов в рамках «Движения за новую деревню» (1971). С этой целью развернулось строительство дорог, электрификация сел, вводилось централизованное водоснабжение и создавалось много других элементов инфраструктуры. Помощь носила выборочный характер и в первую очередь направлялась в те провинции, где крестьяне могли более рационально распорядиться финансовыми ресурсами. Вследствие этого сократился разрыв между городом и деревней, выросла стоимость земли, повысилась товарность производства тощо.
Проведенные экономические реформы вывели Южную Корею в нач. 90-х годов в число промышленных лидеров планеты. В первую очередь это относилось к высоким темпам экономического роста (в течение 80-х лет ежегодный рост ВВП составил 10,4%, в 90-е - 7,6%), сокращение уровней инфляции (с 20% в 80-е до 5 - 6%% в 90-е годы), стремительном наращивании экспорта тощо.
Большое значение для модернизации модели экономического развития было так называемое «двойное экономический рост» 70-х - 80-х годов, при котором экспортная ориентация в трудоемкой отрасли готовила базу для капиталоемкой промышленности в т.ч. для наукоемких производств. В середине 80-х годов Южная Корея провела ряд либеральных реформ, которые имели целью существенное повышение заработной платы, ослабление контроля за импортом, уменьшения ценового регулирования. Государство оставило за собой макроэкономическое регулирование, поддержку инноваций и проведения антимонопольной политики.
Таким образом, факторами экономического роста Южной Кореи в 1961-1991 годах были:
поддержание макроэкономической стабильности через консервативную (в ряде случаев авторитарную) денежно-кредитную и финансовую политику;
максимальное стимулирование развития крупнейших ТНК (чеболи)
создание экспортно и импортозамещающим модели экономического развития и сохранения на первых порах закрытости внутреннего рынка;
специфическая таможенно-тарифная политика, которая была ориентирована на абсолютизированный защиту отечественного товаропроизводителя;
четкое позиционирование отраслевых приоритетов в соответствующие периоды реформирования экономики страны;
высокий уровень эксплуатации рабочей силы, нетипичный для большинства постиндустриальных государств;
сочетание западной системы организации с традиционными верованиями и предпочтениями корейского народу.
Азиатский кризис 1997-1998 гг рельефно высветила все многочисленные недостатки корейской модели экономического развития, которая еще недавно считалась образцовой на континенте. Основными из них, по мнению правительства и международных экспертов, были:
Попечительства государством чеболей привело к высокому уровню коррупции среди государственных чиновников, от которых зависело предоставление тех или иных льгот. Недовольны оставались мелкие и средние фирмы, которые считали несправедливым для себя стимулирование со стороны правительства корейских ТНК и отсутствие подобного интереса к малому и среднему бизнесу.
Гипертрофированное соотношение долгов по акциям, интенсивные ссуды за рубежом и отсутствие финансового опыта управления боргами.
Провал ряда инвестиционных проектов со стороны ведущих корейских фирм, в первую очередь из-за технологическое отставание и усиления конкуренции.
Высокий уровень государственного регулирования, в условиях глобализации мирового хозяйства выступает сдерживающим фактором дальнейшего развития страны.
9.2.1. Особенности положения в глобальной экономике 9.3.3. Отраслевая структура экономики и внешнеэкономические связи