10.2. по стране различия

Несмотря на различные инструменты и механизмы регулирования макроэкономических пропорций экономические модели, которые использовались в этих государствах можно свести в основном к трем группам:
Социально-ориентированной рыночной экономики кейнсианского типа с высокой частью перераспределения ВВП через бюджет (Израиль). Современная экономика этой страны представлена рядом инновационных комплексов в селективных отраслях национального хозяйства. В сельском хозяйстве специфической формой выступают киббуца - эклектичная форма социально-ментального распределения результатов труда. Более 115 тыс. жителей этой страны проживали и работали в 1999-м году в 268-мы подобных образованиях. Кроме этого выделяются также Квутцы (коммунальные коллективные поселения), Мосхавы (коллективные рабочие хозяйства) тощо.
Трансформационная модель. Представляет собой переход от социалистической экономики советского образца, основы которой были сформированы в 70-е - 80-е годы ХХ в. путем индустриализации хозяйства, увеличение удельного веса государственной формы собственности, социализации общества (Алжир, Ливия, Египет, Ирак и др.). к рыночному хозяйству. Если Египет, например, значительно продвинулся в этом направлении, то Ливия (точнее - Ливийская арабская Джамахерия) сохраняет многие элементы «арабского социализма» (ручное регулирование экономики, бесплатность ряда услуг).
Аравийская модель, характерными органами которой достаточно высокая государственная доля ВВП, высокий жизненный уровень граждан (это не относится к иностранной рабочей силы), значительные социальные расходы бюджета, стимулирования диверсификации производства, которая ориентируется на самообеспечение страны. Такая модель развития используют в Саудовской Аравии, странах Персидского Залива. Определенной степени тяготеет к ней Иран.
Крупнейший в этом мегарегиони ВВП создается в Королевстве Саудовская Аравия, которая постепенно становится центром арабского мира в первую очередь благодаря своей нефтедобывающей отрасли (на нее приходится около 26% всех разведанных на планете запасов). Именно эта отрасль дает около 75% бюджетных поступлений, 40% ВВП и 90% доходов от экспорта. Рыночная экономика в стране во многом сочетается с плановыми элементами ведения хозяйства, хотя частный сектор в ней можно считать максимально защищенным от политических изменений. Седьмой пятилетний план развития Саудовской Аравии (2000-2004) четко регламентировал основные отраслевые приоритеты страны, в которых должны отражаться основные национальные интересы, ими стали: здравоохранение, производство электроэнергии и водопостачання.
Страна активно использует иностранную рабочую силу (таких мигрантов насчитывается в ней более 4 млн. человек при общей численности населения Королевства в 20 млн. человек). Социальные льготы на иностранцев, как правило, не распространяются, однако значение их для воспроизведения ВВП является решающим (более 35% населения в возрасте от 15 до 64 лет являются иностранцами).
Вместе с тем, внутреннее безработицы довольно высок в этой стране и имеет в последнее время тенденцию к росту с 8% (1999) до 12% (2002), то же случайно, что страна пытается регулировать миграцию иностранной рабочей силы (главным образом из Индии и Египта), а мерами Министерства планирования Саудовской Аравии предусматривают создать в течение пяти лет около 800 тыс. новых рабочих мисць.
Программы правительства несут в себе значительную социальную нагрузку для экономики этого государства, например ежегодные расходы на образование составляют около 7,5% ВВП страны и 23% ее бюджетных расходов (2002). Образцовой для всего арабского мира является система здравоохранения (оснащение больниц практически ничем не уступает европейским, японским или американским, а по ряду показателей даже опережает средний уровень последних).
С целью уменьшения зависимости от объемов экспорта нефти и цены на нее страна максимально поддерживает создание новых предприятий и отраслей на своей территории, активно проводит политику приватизации предприятий энергетического сектора, а в последнее время и телекоммуникационных компаний. Важное значение приобретает проблема самоокупаемости сельского хозяйства, которое пока не полностью решает потребности страны в продовольствии, а затраты на его функционирование в условиях зоны тропических пустынь нередко превышают получаемый дохид.
Экспорт Саудовской Аравии почти в 3 раза превышает ее импорт (2000). Основными статьями импорта являются машины, оборудование, технологии, продовольствие, продукция химической промышленности, автомобили, текстиль. 90% экспорта приходится на нефть и нефтепродукты. Основными торговыми партнерами страны выступают США, Япония, ЕС, Южная Корея.
Довольно сложную систему хозяйствования представляет собой экономика Ирана, в которой хранятся элементы централизованного планирования, доминирование национализированных нефтяных и других крупных государственных промышленных кампаний, в аграрном секторе - сохраняется низко - товарное производство, на которое приходится 12,7% создаваемого ВВП страны. Привлечение инвестиций в страну ограничивается законодательством 1995-го года, согласно которому иностранные капиталовложения не могут превышать 50% уставного фонда совместных пидприемств.
Экономика этой страны, как и других арабских государств напрямую зависит от цен на сырую нефть на мировом рынке энергоносителей и составляет основу ее экспорта (около 85%). Однако в последнее время Иран пытается развивать и другие отрасли производства: машиностроение (прежде авиационную промышленность), черную и цветную металлургию, цементную, легкую промышленность, а также производство продуктов питания, с целью уменьшения зависимости страны от импорта. Мероприятия этого государства которые были направлены на диверсификацию экспорта привели к увеличению в его структуре доли стали, проката, ковров, фруктов, орехов и кожи, однако удельный вес продукции машиностроения остается и сейчас довольно низкой. Зато в структуре импорта доминируют раз машины, военная техника и оружие, продовольственные и фармацевтические товары и т.п.. Желание Ирана укрепить позицию своей национальной валюты - реала в условиях того, что 70% промышленной продукции производится на государственных предприятиях, а их качество мало чем соответствует аналогичным образцам из стран-лидеров привело к уникальному явлению - формирование практически трех курсов реала к доллару США: официального , экспортного и «теневого рынка», что очень напоминает советскую модель валютного регулирования. Основными торговыми партнерами страны в международной торговле является Европейский Союз, Япония, ОАЭ. Доля США незначительна, так как эта страна нередко применяет экономические санкции против Ирану.
Примером другой странового модели может быть Израиль, обладающий технологически развитая рыночная экономика со значительным государственным участием. Ограниченные природные ресурсы и высокая квалификация кадров позволили создать эффективную трудоемкий экономику со значительным удельным весом в экспорте технологического оборудования, драгоценных камней (в основном - бриллиантов), программного обеспечения, продукции химической промышленности, тканей, одежды, сельхозпродукции, отдельных видов оружия. Ежегодно Израиль посещают около 2,5 млн. туристов, оставляя стране чистой прибыли около 3 млрд. дол. Приток мигрантов из стран бывшего Советского Союза в конце 80 - нач. 90-х способствовал подъему экономики в этом государстве, однако начиная с 1996 года он уменьшился, а затем закончился период экстенсивного роста. Переход к новой модели обусловило проведение более жесткой фискальной и монетарной политики правительства, целью которой было снижение уровня инфляции. Однако эти же меры привели к замедлению темпов экономического роста страны. В последние годы Израиль имел отрицательное сальдо внешней торговли значительная часть которого покрывалась внешними заимствованиями и благодаря массированной финансовой помощи со стороны США, ежегодный объем которой превышает 1млрд. долл. (Это государство занимает первое место во внешних приоритетах предоставления правительством США финансовой поддержки зарубежным странам). Тем не менее Израиль удалось создать образцовую на Ближнем Востоке социальную сферу своего хозяйства прежде всего - образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Весьма показательным при этом может служить существование редкой в мировой экономике соглашения - «социально-экономического пакта», который был подписан в мае 1991 года между правительством, профсоюзами и работодателями. Тем не менее безработица в этой стране и сейчас держится на уровне 9%. Крупнейшими по рыночной капитализации корпорациями страны в 2002 году: фармацевтическая «Teva Pharmaceutical Industries» (8 млрд. долл.)., Информационных технологий «Check Point Software Technologies» (4 млрд.долл.) И телекоммуникаций «BEZEQ» (3 млрд. долл. .). Основными торговыми партнерами Израиля является США, страны ЕС, Япония, Швейцария.
Примером быстрых трансформационных изменений при переходе от социалистической модели развития к политике «открытых дверей», тридцатилетие которой отмечалось в 2004-м году, может служить Египет (Арабская Республика Египет). За 60-70-х годов. в этой стране создавался с помощью СССР мощный промышленный потенциал, основой которого считались мощные в Африке предприятия энергетики (Асуанская ГЭС это и сейчас является крупнейшей в стране, однако целесообразность в ее строительстве до сих пор вызывает значительные противоречия как в стране, так и за ее пределами ), черной металлургии, химической промышленности. Экономическая либерализация, которая началась в период 1974-1984 гг привела к значительным изменениям в структуре хозяйства страны, а именно:
были привлечены значительные иностранные инвестиции в модернизацию обрабатывающей промышленности и сфере туризма;
создались хорошие условия для развития национального бизнеса;
уменьшилась доля нерентабельных государственных предприятий за счет приватизации их имущества (в 2003-м году удельный вес государственного сектора составляла около 27% ВВП);
получила быстрое развитие сфера услуг (в 1998-м году на эту отрасль приходилось уже 50,2% ВВП; в 2000-м страну посетило 5,1 млн. туристов, которые принесли около 4,5 млрд. дол.)
быстрыми темпами развивалась химическая и химикофармацевтична промышленность, которые обеспечили стране системное лидерство среди африканских государств.
Вместе с тем, конец 90-х годов был достаточно сложным для экономики страны: в условиях ослабления государственного регулирования усилились диспропорции, вырос импорт (в 2000-м году он уже вдвое был больше экспорт), неоправданно выросло потребление, имел место значительный дефицит бюджета , замедлились темпы приватизации и принятия нового бизнес законодательства, снизились поступления валюты от туризма, нефти и собрания эксплуатации Суэцкого канала, начался отток прямых и портфельных иностранных инвестиций. Впрочем, стабилизационные меры правительства, увеличение экспорта газа и оживление туристической отрасли в нач. XXI в. позволили стране достичь в 2003-м году 4 -% рост ВВП, в 2004-м году, по предварительным данным, может быть в пределах 4,5-5%%.
Вместе с тем, страна имеет достаточно высокий дефицит госбюджета и государственный долг, который в 2003-м году составил 60,8 млрд. дол. (Внутренний) и 29,3 млрд. (внешний). Основными источниками современного поступления валюты в Египет являются доходы от туризма - 5 млрд. дол., Экспорта нефти - 2,9 млрд., переводы египтян из-за границы - 2,6 млрд. и сборы от эксплуатации Суэцкого канала - 2,3 млрд . долл. Большое значение имеет для страны также поступления иностранной помощи, ежегодный объем которой составляет около 3 млрд. дол. (В т.ч. с США - 1,9 млрд.).
10.1. Позиции стран БСС и ПА в глобальной и азиатской экономике 10.3. Экономические отношения Украины со странами БСС и ПА