1.2.Сучасни критерии и измерения национальной конкурентоспособности

Зависимости от исследовательской цели, методов анализа, традиций и т.п. национальную конкурентоспособность трактуют по-разному. Как правило, выделяют конкурентоспособность национального товара, фирмы, кластера, а также внутреннюю и внешнюю, реальную и потенциальную конкурентоспособность страны в целом. Следует отметить, что в большинстве исследований на всех уровнях анализа различают ценовую и структурную (общую) конкурентоспособность. На макроуровне структурная конкурентоспособность системно отражает производственно-технологический и экспортный потенциалы страны (в этом ракурсе говорится о конкуренции не цен, а национальным условиям производства). В общем, национальную конкурентоспособность можно трактовать как обусловленное экономическими, социальными и политическими факторами положение национального товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики она также может быть определена как способность страны (национальной фирмы) противостоять международной конкуренции на собственном рынке и рынках «третьих стран».
На рис.1.8 схематично изображены основные факторы и компоненты, образующие систему национальной конкурентоспособности краини.
Как показывает мировой опыт, устойчивой конкурентоспособности достигают те страны, которые, во-первых, оптимально реализуют свои национальные преимущества и постоянно повышают производительность труда, а, во-вторых, эффективно используют ресурсы, аккумулируемые на международных рынках товаров, услуг, инвестиций, инноваций .
Целостной и отвечающей современным теоретическим представлениям и мирохозяйственные практике, можно считать модель конкурентоспособности национальной экономки, разработанную М. Портером. В ней конкурентные преимущества страны рассматриваются через международную результативность национальных фирм.
Решающим фактором этой результативности, как показывает М. Портер, есть «способность» национальных фирм эффективно использовать ресурсы, которые дислоцируются внутри страны. Эта «способность» напрямую зависит от «Даймонд», основными составляющими которого являются: факторы производства, в том числе природные ресурсы и созданные факторы (инфраструктура, квалифицированная рабочая сила и т.д.), условия спроса (объем и характер спроса на товары и услуги со стороны местных потребителей); связанные с деятельностью фирмы и поддерживающие ее отрасли (наличие или отсутствие национальных поставщиков и связанных отраслей, конкурентоспособные в международном масштабе) стратегия фирмы и наличие у нее конкурентов (внутринациональные конкуренция фирм и национальные условия создания, организации и управления фирмами). Вниманию могут приниматься также две дополнительные переменные - роль правительства и случайные обстоятельства, иногда они существенно влияют на главные компоненты «Даймонд». Результаты исследований многих компаний разных стран позволили Портер убедиться, что международная конкурентоспособность фирмы определяется именно национальным «Даймонд» страны базирования фирми.
А. Ругман, который исследовал проблемы релевантности модели М. Портера на стратегическую поведение фирм Канады, дополнил эту модель, включив детерминанты «Даймонд» США - страны, где сосредоточивается около 70% зарубежной деятельности канадских корпораций. С точки зрения А. Ругмана, для оценки международной конкурентоспособности компаний Канады, Западной Европы, Океании наиболее адекватные не столько факторы национального «Даймонд», сколько интеракции (взаимодействия) последних из «Даймонд» за границу - ключевых партнерив.
Качественно новые условия деятельности компании (корпорации) формируются при углублении процессов международной микро-и макроинтеграции. С одной стороны, транснациональные корпорации априори интегрируют ресурсный потенциал десятков стран мира и в этом смысле екснациональнимы. Развивая модель Портера - Ругмана, Дж. Даннинг вводит дополнительную переменную - многонациональное деловой активности. По его мнению, иностранные инвестиции также оказывают значительное влияние на состояние национального «Даймонд», что особенно характерно для ведущих индустриальных стран. Дж. Даннинг акцентирует внимание на необходимости исследования условий, которые, с одной стороны, позволяют зарубежным корпорациям использовать преимущества национальной или отраслевой конкурентоспособности страны, а с другой - определяют механизмы оптимизации влияния иностранных инвестиций на развитие конкурентного потенциала отдельных государств. Вместе с тем, при образовании и последовательном развитии межгосударственных региональных интеграционных группировок существенно расширяется среда деятельности корпораций, и на смену национальным «Даймонд» приходят региональни.
Важной и сложной является проблема определения приоритетов в развитии национальной конкурентоспособности, считая частности на занятость наиболее прибыльных и прогрессивных сегментов мирового рынка товаров и услуг странами - технологическими лидерами.
Теоретически это объясняет частности концепция «технологического разрыва», согласно которой именно прогрессивные технологии дают стране преимущества в борьбе за внешние рынки. По М.Познером, технологический разрыв преодолевается в принципе через копирование нововведений, однако «поток нововведений», как правило, обеспечивает условия устойчивой технологического превосходства и соответствующей международной специализации.
Макроэкономическая западная модель «наукоемких специализации» прямо обосновывает специализацию развитых стран на производстве и экспорте технологически сложных товаров, а развивающихся - на производстве и экспорте ресурсоемких товаров. Аналогичные выводы можно сделать и взяв за теоретическую основу концепцию «международного жизненного цикла продукта» Р. Вернона (внутренний рынок развитой страны - зарубежные рынки других развитых стран - зарубежные рынки развивающихся стран и наименее развитых стран), ее современные модификации (разработка продукта в стране-лидере с одновременной его реализацией на внутреннем и внешних рынках одновременно).
Иными словами, конкурентоспособность развитых стран и, особенно, стран - технологических лидеров все больше определяется неценовыми факторами, а менее развитых - ценовым. Если учесть, что расширение экспорта сырьевых товаров развивающимися странами ведет к увеличению их предложения на мировом рынке и, таким образом, к снижению цен на них, имеет место так называемое «отрицательный рост» (теория Дж. Бхагвати, Х. Джонсона, К. Аледжандро). При таких условиях такие страны вынуждены ограничивать импорт высокотехнологичных товаров, усиливая тенденцию внутриотраслевой специализации международной торгивли.
Вместе с тем, исходя из современных теоретических представлений и опыта многих стран, возможно обеспечить условия для повышения конкурентоспособности национальных экономик, имея незначительные или даже не имея более-менее ощутимых начальных ресурсных сравнительных преимуществ (рис.1.9). Следует иметь в виду показательны в этом плане выводы экспертов ООН, сделанные на основании изучения опыта 192 стран мира: экономический рост на современном этапе на 64% обусловлено человеческим и социальным потенциалом, тогда как природными ресурсами - на 20%, а наличием капитала - на 16 процентов Современная национальная политика международной конкурентоспособности должна включать систему взаимосвязанных мероприятий макро-и микроэкономического уровней, учитывающие реалии и перспективы глобализации.
Для комплексной оценки конкурентоспособности любой национальной экономики используют следующие подходы: ресурсный (оценка уровня технологий, наличия капитала для внутреннего и внешнего инвестирования, численности и квалифицированности человеческих ресурсов, надилености страны природными ресурсами и ее экономико-географическое положение) факторный (мониторинг изменений позиций страны на международных рынках) и рейтинговый (интегральное оценки состояния экономики по той или иной системой показателей). Для нас наиболее информативно показателен последний, поскольку он предоставляет доступные возможности оценить параметры национальной конкурентоспособности в динамике межстрановых поривнянь.
Последние годы актуализировалась проблема относительно оценки уровня глобальной конкурентоспособности, выявление факторов влияния национальных политик на ее ключевые параметры и возможностей того или иного государства достичь лучшего качества життя.
Важно понимать, что внешняя среда все сильнее влияет на формирование эффективных экономик. В современных экономических исследованиях практически отсутствуют такие, которые ориентируют национальные экономики в «эффективное самообеспечения», а среди теорий, которые непосредственно касаются взаимодействия внутренних и внешних факторов экономического развития, доминирует концепция эффективно функционирующей «открытой экономики», различные модификации которой разработаны преимущественно западными учеными. Обратим внимание на два важных аспекта:
расширение поля анализа на качественном уровне, когда взаимодействие национальных экономик исследуется с учетом состояния, тенденций и особенностей развития не только международной торговли (экспорт и импорт товаров), но и международного движения капитала и валютных отношений;
переход от моделей «открытой экономики», основанной на рыночной саморегуляции, к моделям, в которых «открытость» реализуется через регулирующие функции держави.
Заметим, что общий методологический подход к оценке открытости экономик, которая проявляется в системной международной взаимодействия рынков товаров, услуг, капиталов и валют, является продуктивным при условии развитости соответствующих национальных рынков. Относительно критериев и масштабов «открытости» развивающихся стран, западная экономическая мысль ориентируется на обоснование «позитивного влияния» мировой экономической экспансии развитых стран. На практическом уровне разрабатываются масштабные рекомендации по либерализации международных экономических отношений. Одновременно в развивающихся странах, превалируют более критические (по либерализации и рыночной саморегуляции) теоретические подходы, которые формируют доктрины экономического национализма и протекционизму.
В новом свете проблема «открытости» в условиях глобализации возникает отношении стран с переходными экономиками. Отметим, что ввиду теоретическое трактовка западной экономической мыслью этой проблемы и осознанную, как нам кажется, недооценку потенциала влияния этих стран на структуру мирохозяйственных связей, в теории и практике международной экономической деятельности развитых стран в целом сохраняется односторонний подход, не учитывающий национальной специфики. Время учеными стран Центральной и Восточной Европы предпринимаются попытки сформировать адекватные как объективным тенденциям мирового экономического развития, так и практическим потребностям конкретных стран теоретические концепции и подходы «открытости» национальных экономик. Плодотворными представляются, в частности, исследования российских и украинских ученых. Приняв почти на аксиоматическом уровне аргументы относительно эффективности функционирования именно открытой экономики, они концентрируют внимание на проблематике геоэкономического определения новых независимых государств, теоретических и практических вопросах направлений, масштабов и темпов достижения оптимальной, с точки зрения национальных интересов, открытости экономики. Характерным является многовариантность в подходах к анализу соответствующих проблем относительно той или иной страны. Это обусловлено как очевидными факторами (размеры территории, численность населения, природно-ресурсный потенциал), так и различиями в стратегиях, масштабах, темпах рыночной трансформации.
В общем, эффективная открытость экономики означает, с одной стороны, использовать внешние источники и рынки для национального развития, а с другой - способность противостоять неблагоприятной международной конъюнктуре, особенно в периоды мировых (или региональных) кризисов. Как показывает мировой опыт, такую открытость обеспечивают структурно сбалансированные национальные экономики - с нормально функционирующим реальным и прочным (здоровым) финансовым сектором экономики, оптимальными пропорциями производственной и непроизводственной сфер, адекватным внутренней и международной социально-экономической структуре соотношением государственного и частного секторов тощо.
Обобщение наиболее известных теоретических подходов к взаимосвязи открытости и экономического развития, а также мирохозяйственная практика внедрения соответствующих моделей дают основания предполагать, что: очевидна логическая зависимость «устоявшееся экономический рост - большая открытость» и неочевидной - обратная зависимость; опережающая открытость национальных экономик без предварительного внутреннего структурного обновления консервирует и усугубляет имеющиеся диспропорции - технологические, экономические, социальные, открытость ставит большинство стран мира в неадекватную зависимость от мировых конъюнктурных колебаний, воздействий внешних кризисных явлений тощо.
Всеобъемлющая национальная открытость усиливает неэквивалентность в международном перераспределении ресурсов развития, провоцируя не только экономические, но и политические кризисы. Это вполне должны осознавать правительства стран, вводя те или иные модели открытой економики.
Как отечественные, так и западные экономисты утверждают, что воспользоваться объективными преимуществами открытости стране, в которой происходит становление рыночных отношений, можно только при определенных условиях, среди которых активная роль государства во внедрении собственной национальной модели открытости имеет ведущее значение. Правила международного экономического развития должны быть в достаточной степени гибкими, чтобы позволить каждой стране внедрять собственную модель развития, равно как Япония, Германия и США в прошлом внедряли, несмотря внешнее давление и требования мирового сообщества унифицировать экономические отношения, свои собственные, отличные от других модели. Они базировались на особых национальных экономических стратегиях развития и формировании отличного от других, ориентированного на национальный менталитет и национальную генетику, институциональном середовищи.
На сегодня принципиально важным является переход от моделей «открытой экономики», основанные на рыночной саморегуляции, к моделям, в которых международное открытость опирается на действенные регулирующие функции держави.
В общем, в условиях открытости, конкурентоспособной следует считать такую национальную экономику, которая в своем развитии обеспечивает: 1) устойчивый рост жизненных стандартов населения страны, 2) достижение и удержание национальными предприятиями таких позиций в мировой экономике, когда их товары и услуги успешно реализуются на международных рынках, 3) устойчивость социально-экономического прогресса со способностью противостоять кризисам, предотвращая им или успешно нейтрализуя негативные последствия.
1.1. Интернационализация как структурированный стадийный процесс 1.3. Интернационализация и конкурентоспособность экономики Украины