5.6. Возможности венчурного инвестирования в Украине

В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов перспективы реализации инновационного развития в значительной степени зависят от активной экономической политики государства. Максимальная концентрация усилий общества на достижении определенных целей экономического развития возможно только на такой основе. Об этом, в частности, свидетельствует послевоенный опыт стран Западной Европы и Японии. Речь идет о применении так называемой селективной политики - государственной политики с активным привлечением частного, в том числе и иностранного капиталов, целевых инновационных программ, реализация которых способна обеспечить не только выход из нынешней экономической ситуации, но и прорыв отечественных технологий на мировые ринки.
Одним из важных механизмов, что обеспечивает инновационные процессы ресурсами, является венчурное финансирование. Зарубежный опыт хозяйствования показывает, что в странах с развитыми рыночными отношениями венчурное предпринимательство играет активную роль в удовлетворении потребностей основной массы населения в новой продукции, повышении научно-технического уровня производства, создает конкурентную среду в сфере науки и научного обслуживания. Развитие венчурного бизнеса влияет на динамичность всего хозяйственного комплекса и способствует оздоровлению экономики краини.
Зарубежный опыт организации предпринимательских структур венчурного капитала приобретает особую актуальность и может рассматриваться как реальный путь преодоления кризиса в национальной экономике, а также является очень важным для развития инвестиционного рынка и структурной перестройки экономики Украины. Венчурный капитал с его распределением риска может стать одним из эффективных методов привлечения капитала для экономического развития краини.
Переход на инновационный тип развития является одной из основных предпосылок выхода страны из глубокого кризиса. А потому существует лишь одна возможность реализации принципа эффективного финансирования - повышение объемов расходов на науку и переход на инновационное развитие экономики, обеспечение кардинального поддержки развития высоких технологий, внедрение научно-технических разработок в виробництво.
В Украине таких венчурных предприятий, действующих в высокоразвитых странах, нет. В нашей экономике существуют лишь некоторые формы деятельности, приближающихся по своему характеру к венчурным. К ним можно отнести разработку и производство товаров и услуг для реализации на мировом рынке, научно-технической деятельности, связанную с созданием принципиально новых видов продуктов и послуг.
Экономический результат деятельности, направленной на создание принципиально новых видов продукции и услуг, в условиях экономических неурядиц также довольно неопределенный и проблематичен. Но в случае успеха этот результат может оказаться в высоких прибылях и выгодных заказах на создание новинок. Следовательно, именно такие сферы деятельности в нашей экономике, которые имеют повышенный рисковый характер и особенно выгодны в случае успеха, можно рассматривать как венчурные. Хотя в нынешних условиях экономического кризиса любая деятельность является рискованной. Венчурные предприятия при благоприятных условиях скорее возникнут на базе малых предприятий и кооперативов частной и коллективной форм власности.
За годы независимости нашего государства эти предприятия наибольших темпов роста получили в 1995 г., а далее наблюдается замедление темпов роста количества зарегистрированных и действующих малых предприятий (МП) отрасли «Наука и научное обслуживание». С 1998 г. количество МП отрасли "Наука и научное обслуживание растет, но удельный вес их в общем количестве малых предприятий значительно снизилась. Если в 1995 г. удельный вес МП этой отрасли составляла около 4%, то в 1999 г. только 2,4% (табл. 5.38)
По областям Украины можно выделить следующие четыре классификационные группы:
регионы с высокой степенью развития МП и частной и коллективной форм собственности и большим научным потенциалом - Донецкая область, Киев, Автономная Республика Крым, Днепропетровская, Харьковская области;
регионы, в которых произошел рост МП коллективной и частной форм собственности - Винницкая, Закарпатская, Ивано-Франковская, Киевская, Тернопольская, Черновицкая области
области, в которых произошел рост МП только коллективной формы собственности - Волынская, Кировоградская, Луганская, Львовская, Николаевская, Ровенская, Сумская, Херсонская, Черкасская;
области, в которых снизились темпы роста количества таких предприятий - Житомирская, Одесская, Чернигивська.
Особо необходимо выделить Киевский регион, Харьковский, Донецкий и Днепропетровский регионы, где сосредоточено более 50% научного потенциала Украины; удельный вес научных организаций г. Киева составляет 21% всего количества научных организаций. В этих регионах есть все возможности для создания инновационной инфраструктуры и эффективного развития венчурного предпринимательства, ведь в них преобладают наукоемкие и технически сложные галузи.
МП отрасли "Наука и научное обслуживание" получили в 1999 г. прибыль в сумме 39,5 млн. грн., А это 30,1% общего балансовой прибыли по всем МП Украина (табл. 5.40)
Балансовая прибыль в малом бизнесе получили только предприятия частной формы собственности, а все остальные - государственная, коллективная, международных организаций и юридических лиц других государств - збитки.
МП, базирующихся на частной и коллективной формах собственности, является гибким структурами, которые без значительных потерь адаптируются к изменению экономической ситуации в стране, используя благоприятные условия функционирования. Этим объясняются процессы их трансформации из одной формы в другую. Но в основном эта тенденция касается только частных и коллективных малых предприятий. Зарубежный опыт показывает, что венчурные формы хозяйствования эффективно функционируют и развиваются преимущественно на основе частной и коллективной форм власности.
Следует отметить, что развитие венчурных предпринимательских структур не только повлияет на конкурентоспособность наших товаропроизводителей, но и обеспечит стабилизирующие функции в целом, прежде всего снизит безработицы в краини.
Можно констатировать, что в условиях нарастания экономического кризиса, безработицы, упадка отечественной науки значительное количество организаций перестает заниматься выполнением НИОКР и превращается в обычные торговые организации. По оценкам специалистов только четверть из действующих инновационных малых предприятий продолжает частично выполнять НИОКР. Новые коммерческие организации научного характера функционируют в экономической среде, которое плохо ориентировано на стимулирование инновационной деятельности. При отсутствии таких стимулов они, естественно, не могут эффективно развиваться и положительно влиять на состояние отечественной науки в цилому.
Среди наиболее известных малых предприятий, создающих инновационную продукцию - научно-техническая компания «Тест» (Харьков), которая является разработчиком и изготовителем установок для очистки сточных вод (разработаны и изготавливаются восемь типов и типоразмеров электролизеров различной производительности), научно-технический центр « Техносистем »(Днепропетровск), производит установки типа« Факел »для обработки жидких растворов и сточных вод с использованием физико-химических перетворень.
Среди малых предприятий Киева, создающие инновационную продукцию, фирма «Арон», которая разработала оборудование для круглогодичного выращивания зеленого корма, малое предприятие «Пульс», что создает универсальный прибор «Крио-электроника-4», малое предприятие «Плазмотрон» при Институте электросварки Патона и ин.
Одним из первых кооперативов, который работал по типу венчурной фирмы, был Киевский кооператив «Вторполимермаш». Базой кооператива стал машиностроительный завод. За первые годы существования (1992г.) этот кооператив сэкономил для страны более 300 млн долларов, выпуская электронное обладнання.
Поразительным примером достаточно эффективной инновационной деятельности может служить Киевское малое предприятие «Комос» (название происходит от словосочетания «Команда Осауленко» - известного изобретателя в области электроники и основателя фирмы). Это предприятие под своей крышей собрал полсотни инженеров высокого класса и создало новые телевизоры (по оценке прессы, даже лучше некоторые японские образцы) с электронно-лучевой трубкой, в которой впервые в мире удалось примерно на 15-20% снизить напряжение (отметим, что современный телевизор - это 25 и более тысяч вольт на узлах и блоках), уменьшить применение вредных добавок, улучшить качество изображения. Техническая новация, способная безотказно функционировать в течение 20 лет, вызвала большую заинтересованность зарубежных предприятий. Новая телевизионная трубка прошла испытания на известной в мире фирме «Самсунг». По пяти параметрам она превосходит лучшие образцы мировых фирм, а по отдельным - преимущество даже в 20 раз. Вокруг МП «Комос» создана ассоциация предприятий по производству электронной техники, которые стремятся быстрее начать массовый выпуск новых телевизоров. Свое сотрудничество с МП «Комос» предлагают несколько украинских предприятий. К сожалению, приходится констатировать, что таких предприятий в Украине пока единицы. Но именно они в ближайшем будущем должны стать определяющими в комплексе направлений инновационной дияльности.
Среди новых форм организации науки следует отметить создание первого в Украине Национального научного центра на базе физико-технологического института (г. Харьков). В Украине есть необходимость и определенные условия для значительного расширения сети таких центров. Возможности для превращения в национальные центры имеют ряд современных отраслевых научно-технических комплексив.
Особое значение эта проблема приобретает из-за того, что большая часть «главных» отраслевых институтов была интегрирована в общесоюзный экономический комплекс и находится за пределами Украины. Поэтому, несмотря на значительное количество научных учреждений в Украине, существует необходимость создания системы «главных» организаций, которые формировали бы инновационную политику отраслей в целом. Именно такие организации должны создать сеть национальных или государственных научно-технических центров. Создание сети государственных научно-технических центров требует оснащение их современным оборудованием с тем, чтобы они реально могли выполнять функции «главных» организаций, которые будут формировать развитие всех отраслей экономики Украини.
Эффективная деятельность венчурных предприятий невозможна без наличия современной совершенной научно-технической инфраструктуры. Согласно закону «Об основах государственной политики в сфере науки и научно-технической деятельности» задачи организации и координации мероприятий по созданию такой инфраструктуры возложена на правительство. Основными элементами инновационной инфраструктуры должны стать специализированные самостоятельные организации и учреждения, первоочередными видами деятельности которых являются: консалтинг, инжиниринг, посреднические и информационные услуги, услуги технопарков, аудиторские услуги, венчурное финансирование (инновационные фонды, компании, банки), патентные услуги, управление и координация тощо.
Некоторые из таких организаций уже существуют, но большинство из них находятся только на стадии зарождения. Так, в 1994 г. начала практически реализовываться идея создания в Украине научных, технологических и инновационных парков. Согласно Указу Президента Украины начато проведение экономически технологического эксперимента на базе Агротехнопарк «Броды» на Львовщине. Эта форма организации науки, которая позволяет включить научные исследования в единый технологически финансового и предпринимательского комплекса, имеет наибольшие перспективы среди других рыночных форм организации и проведения НДДКР.
Первые бизнес-инкубаторы в Украине появились несколько лет назад при финансовой поддержке политехнического института (г. Трой, США). В частности, был создан бизнес-инкубаторы при Львовском университете «Львовская политехника» и Киевском политехническом институте. Однако функционирование бизнес-инкубаторов, как и других инновационных структур в нашем государстве, было законодательно не отрегулированы, а потому большинство из них распалась, хотя и помогла создать малые инновационные структури.
Однако в октябре 2000 г. Верховная Рада Украины приняла Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства". В нем утверждается, что поддержка малого бизнеса является одним из важнейших задач государственной политики, а Государственные и региональные программы направлены на создание инфраструктуры - бизнес-инкубаторов, бизнес-центров, консультационных и информационных систем.
По инициативе городской госадминистрации для развития инновационной деятельности в столице создан Киевский инновационный бизнес-инкубатор, в состав которого входят: бизнес-инкубатор как орган управления; координационные органы для обеспечения сотрудничества с местными органами власти; центры, которые обеспечивают обслуживание инкубованих фирм и непосредственно малые предприятия . Соучредителем является Учреждения НАН Украини.
Начали работу и бизнес-центры, которые оказывают помощь в процессе регистрации предприятий, получении лицензии, патента, а также осуществляю юридическое обслуживание. Такие центры сейчас работают в каждом регионе Украини.
Формирование инфраструктуры поддержки малого бизнеса продолжается и за счет средств международных финансовых организаций. Бизнес-центры создаются при поддержке Агентства США по Международному развитию, программ ТАСИС и фондов Возрождение, Евразия. Начата программа по развитию бизнес-инкубаторов в Украине, финансируемого агентством США по Международному развитию VSAID.
В январе 1996 г. Президентом Украины было подписано распоряжение о создании технопарков и инновационных структур других типов, которое поддержало инициативу Государственного комитета Украины по вопросам науки и техники, Министерства образования Украины по созданию технопарков, технополисов, бизнес-инкубаторов с целью интенсификации процесса разработки и внедрения в производство новейших технологий, подготовки высококвалифицированных кадров. Кабинету Министров поручено разработать Положение о порядке создания и функционирования технопарков и бизнес-инкубаторов. Государственным администрациям предложено всемерно содействовать созданию и становлению перспективных форм организации науки и виробництва.
Важное значение для формирования инновационной среды в Украине стало принятие Верховной Радой закона "О специальном режиме инвестиционной и инновационной деятельности и технологических парков". "Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника", "Институт электросварки имени Е. О. Патона", "Институт монокристаллов". Эти парки объединяют десятки научно-исследовательских, конструкторских и производственных предприятий со специальным льготным режимом инвестиционной и инновационной деятельности и имеют большой стратегический потенциал развития современной конкурентоспособной промышленности. Четвертым технопарком в Украине стал "Вуглемагы". Под эгидой технопарка объединены ряд научных, внедренческих, производственных структур, цель которых - разработка и воплощение новейших проектов, уникальных технологий, направленных на модернизацию отрасли, активизацию программы "Уголь Украины". Начат выпуск новой угледобывающей техники, которая придет на замену диючий.
Рассмотрим основные виды источников финансирования инновационной деятельности в Украине. Целью финансирования инновационной деятельности является необходимость сохранения научной базы, кадрового потенциала, соответствующего уровня проведения научных исследований, разработка и освоение наукоемкой конкурентной продукции, выпуск которой может обеспечить увеличение экспорта или уменьшение импорта аналогичной продукции.
В условиях уменьшения объемов бюджетных поступлений перед научными и научно-техническими организациями встает задача самофинансирования и привлечения различных внешних источников финансирования. Круг финансовых источников, привлекаемых зависит от организационных уровней и вариантов реализации государственной научно-технической политики. Управление инновационной деятельностью осуществляется на следующих уровнях: общегосударственном, межотраслевой и региональный, отраслевой и на уровнях предприятий и организаций.
Ряд банков Украины в своих Уставов включили пункт об участии в финансировании инновационной деятельности. В частности, это такие акционерные инновационные банки, как «Укринбанк», «Интеллект» и др.. С их участием предполагалось предоставление инновационных кредитов после соответствующей экспертизы инновационных проектов. Среди форм участия банков в инновационных проектах - долевое финансирование, предоставление финансово-посреднических услуг, организация совместных производств, целевое финансирование исследований и разработок, лизинговые операции и т.д.. Но нестабильность экономики и отсутствие достаточных гарантий возврата инновационных кредитов обусловливают их высокий финансовый риск, а отсюда и невыгодность для банков таких операций. Конечно, такое положение может измениться после преодоления кризисных явлений в економици.

5.5. Потенциал свободных ( специальных) экономических зон ТЕМА 6. УЧЕТ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ