7.4. Использование банковской гарантии

В большинстве случаев банковская гарантия не используется. Записанная в договоре услуга выполняется, как и объяснялось, а гарантия погашается по истечении срока ее действия. Иногда гарантийный документ, если он уже не нужен, возвращается в банк, который его видав.
В международной практике расчетов существует правомерное и неправомерное использование банковских гарантий.
Правомерное использование. Если поставщик, по мнению бенефициара гарантии, нарушил свое договорное обязательство, последний может воспользоваться гарантиею.
Как правило, простая письменное заявление бенефициара о наступлении сроков уплаты гарантийной суммы - достаточное условие для осуществления гарантийным банком или его корреспондентом немедленного платежа. Предпосылкой является лишь то, чтобы использование происходило безоговорочно, в течение сроков действия и на условиях, которые предусматривались гарантии. Если банк-гарант поручил банку-корреспонденту в стране бенефициара выдать гарантию, то требование выставляется там. Банк-корреспондент немедленно заплатит и, ссылаясь на встречную гарантию, которую он, начнет требовать сумму от банка-гаранта. При этом банк-корреспондент решает, использована гарантия в полном объеме с ее умовами.
Банк-гарант также немедленно выполнит свое обязательство по платежом и затем снимет эту сумму со счета принципала. Правовую основу для этого дает подписанное клиентом заявление об ответственности (реверс), которая является составной гарантийного договору.
Неправомерное использование. Сущность банковской гарантии заключается в ее абстрактном характере. Из этого следует принцип исключения: любая попытка затянуть оплату гарантии не по вине банка, который ее предоставил (выплата по гарантии может задерживаться из-за выставления постоянных претензий бенефициаром принципалу), может привести к значительной потере доверия к этому банку и повлиять на его рейтинг.
Ограничение принципа исключения возражений возникает из основного правила «верность и вера». Так, если банк узнает, что правовая сделка, которая лежит в основе гарантии, нарушает, например, закон или соответствующие обычаи, он может и должен отказать в платеже. Отказать в выплате, несмотря на формальное выставления требований по гарантии, банк может только при наличии очень строгих предпосылок: требование уже на первый взгляд должно казаться протизаконною.
Опыт многих лет выдаче банковских гарантий показал, что необоснованное требование гарантии случается очень редко. Даже если такое иногда и случается, то, как правило, все выясняется через переговоры и сумма видшкодовуеться.
Если гарантия требуется необоснованно, нанесенный ущерб оказывается незастрахованным (такую возможность иногда предоставляют муниципальные органы по страхованию экспортных рисков) и урегулировать этот вопрос путем переговоров не удается, принципалу обычно остается лишь длинный и достаточно дорогой процессуальный путь для возвращения своих денег. Дело осложняется тем, что заявители, которые находятся за пределами национальных границ гаранта, часто настаивают на выдаче гарантии банком собственной страны.
7.3. Выдача банковских гарантий 7.5. Типы и основные виды банковских гарантий