ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 3
Базисные условия поставки «ИНКОТЕРМС»
Ex Works (EXW) - «франко-завод (франко склад) продавца». Это условие поставок предусматривает, что продавец выполнил свои обязательства по доставке товара в момент его передачи покупателю или уполномоченному им лицу со своего предприятия или склада. Продавец (если иное не оговорено сторонами в контракте) не несет ответственности за погрузку товара на транспортное средство покупателя и за его таможенную очистку (оплата необходимых таможенных сборов). Покупатель за свой счет обеспечивает отгрузки и транспортировки в пункт назначения и берет на себя все связанные с этим расходы и риски. Таким образом, это условие поставок содержит минимальные обязательства для продавца соответственно и цена товара, который продан на условиях EXW, будет наименьшим по сравнению с другими базисными условиями поставки. Однако это условие не должна применяться, когда покупатель по причинам, от него не зависящим, не может выполнить или обеспечить выполнение таможенных формальностей, связанных с экспортом товара. В этих случаях поставки необходимо осуществлять на условиях «франко-перевозчик» (FCA).
Free Carrier (FCA) - «франко-перевозчик». Это условие означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке товара в момент передачи очищенного для экспорта товара перевозчику, которого указал покупатель, в названном месте или пункте. Если этот пункт в контракте точно не указан, продавец может по своему усмотрению выбрать пункт передачи товара перевозчику в пределах оговоренного в контракте района. В ряде случаев (при транспортировке железнодорожным или воздушным транспортом) договор с перевозчиком заключается продавцом, но делает он это за счет покупателя и на его ризик.
Это условие поставки может применяться при любом способе поставок, включая смешанные перевезення.
Под перевозчиком понимают лицо, согласно договору перевозки обязуется сделать или обеспечить транспортировку товара по железной дороге, автотранспортом, воздушным транспортом, морем или по внутренним водным путям, или смешанные перевозки. Если в соответствии с инструкциями покупателя продавец должен передать товар лицу, не являющемуся перевозчиком, то считается, что продавец выполнил свои обязательства на момент, когда товар перешел на ответственное хранение до этой особи.
Free Alongside Ship (FAS) - «свободно вдоль борта судна». В этих условиях поставки продавец выполняет свои обязательства по поставке в момент, когда товары размещены «вдоль судна» на причале или на баржах-лихтерах в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски повреждения товара берет на себя покупатель. Покупатель также должен обеспечить таможенную очистку товара в стране экспортера. Соответственно, это условие поставок не должна применяться, когда покупатель по объективным причинам не может обеспечить выполнение формальностей, связанных с экспортом товара. Условие FAS применяется только при морских и речных перевезеннях.
Free on Board (FOB) - «свободно на борту судна». Условие поставки FOB означает, что продавец выполнил свои обязательства по поставке товара в момент, когда последний пересек борт судна в согласованном сторонами порту отгрузки. Таким образом, риск потери или повреждения товара переходит от продавца к покупателю именно в этот момент.
При отгрузке на условиях FOB продавец должен обеспечить очистку товара для экспорта. По этому условию товар отправляется морем или внутренним водным путям. В случаях, когда пересечение товаром борта судна не имеет большого значения (например, в случае перевозок на судах-рокеров или при контейнерных перевозках), применяется условие поставки FCA.
Cost and Freight - «стоимость и фрахт». В этом случае продавец оплачивает все расходы, связанные с транспортировкой груза в указанный пункт назначения. Время риск потери или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент пересечения груза борту судна. Покупатель берет на себя также дополнительные расходы, которые могут возникнуть уже после погрузки товара на судно. Продавец, однако, должен обеспечить свободный вывоз груза из своей страны (уплатить все таможенные сборы).
Условие поставки CFR применяется только при перевозках морским и речным транспортом. Если момент пересечения товаром борта судна не имеет практического значения (контейнерные перевозки), отгрузки товара делается на условиях CPT - «перевозка оплачена до».
Cost, Insurance and Freight (CIF) - «стоимость, страхование и фрахт». По всем признакам CIF аналогичное CFR. Отличие состоит лишь в том, что продавец должен застраховать груз от риска повреждения или утраты в процессе транспортировки. Продавец заключает договор со страхователем и платит ему страховую премию.
Однако при заключении договора на условиях CIF покупатель должен исходить из того, что продавец обеспечит минимально возможное страхование товара. Продавец должен обеспечить таможенную очистку товара для експорту.
Условия CIF применяются при морских и речных перевозках. В других случаях (особенно, когда речь идет о контейнерные перевозки) заключают соглашение на условиях CIP.
Carriag paid to (CPT) - «перевозка оплачена до». Если на условиях CFR товары транспортируются только водным путем, то CPT применяется при любых способах перевозок и особенно при смешанных перевозках, в частности при сквозных контейнерных перевезеннях.
На условиях CPT продавец оплачивает стоимость перевозки груза в указанный пункт назначения. Риск потери или повреждения товара так же, как и все дополнительные расходы, возникающие после передачи товара перевозчику, переходят к покупателю в момент принятия груза перевизником.
При этом под перевозчиком понимают лицо, которое согласно договору перевозки обязуется осуществить или обеспечить транспортировку товара по железной дороге, автотранспортом, морем, воздушным транспортом или внутренним водным путям или путем смешанной перевозки. Если для транспортировки грузов использовались несколько перевозчиков, риски переходят с продавца на покупателя при передаче товара первому перевозчику. Продавец, однако, должен обеспечить очистку для експорту.
Carriage and Insurance paid to (CIP) - «перевозка и страхование оплачены до». CIP имеет много общего с CIF, но применяется, как правило, при смешанных перевозках. Продавец должен заключить договоры перевозки и страхования, обеспечить таможенную очистку груза. Однако так же, как и при транспортировке на условиях CIF, продавец должен обеспечить минимально возможное страхования вантажу.
Delivered at Frontier (DAF) - «франко-граница» или «поставлено на границу». Обязательства продавца по поставке товара считаются выполненными в момент, когда очищенные для экспорта товары доставлены на границу и переданы покупателю, но еще не прошли таможенную очистку в стране покупателя. Под «границей» понимают любое границу, в том числе границу страны продавца. Поэтому в условиях поставки должно быть указано точное место на границе (пограничный пункт), где товар передается покупателю. На этих условиях осуществляются поставки автомобильным и железнодорожным транспортом.
Delivered Ex Ship (DES) - «поставлено с судна». Продавец выполняет свои обязательства по поставке товара в момент, когда товар прибывает в порт назначения на борту судна. Таким образом, риск потери или повреждения товара переходит с продавца на покупателя в момент прибытия судна к причалу и выгрузки груза. Условие DES применяется только при поставках водным шляхом.
Delivered Ex Quay (duty paid) (DEQ) - «поставлено с причала» (с оплатой пошлины). Поставки с причала в порту назначения отличаются от поставок судна прежде всего тем, что переход рисков утраты или повреждения товара с продавца на покупателя осуществляется в момент, когда товар уже выгружен на причал. Товар при этом должен быть очищен для импорта. Продавец несет расходы по оплате пошлины, налогов и сборов, связанных с ввозом товара в страну покупателя. Если стороны решили, что оплату пошлины делает покупатель, то в условиях поставки указывается: «без оплаты пошлины».
Delivered duty upaid (DDU) - «поставлено без оплаты пошлины». При данной условии понимают, что продавец выполнил свои обязательства, передал товар покупателю в указанном месте в стране покупателя. Таким образом, все расходы и риски до этого момента несет продавец. При этом он не должен платить пошлину, сборы и другие расходы, связанные с ввозом товара в страну импортера и прохождением таможенных формальностей. DDU применяется при любом способе транспортування.
Delivered duty paid (DDP) - «поставлено с оплатой пошлины». Фактически это условие поставки можно определить как поставки на склад покупателя, т.е. DDP подразумевает максимальное обязательства продавца по доставке товара. Продавец несет все риски и оплачивает все расходы (включая таможенные пошлины, налоги и т.п.) относительно завоза товара в страну импортера. Поэтому условие поставки DDP не должна применяться, если продавец по объективным причинам не имеет возможности получить лицензию на ввоз товара в страну покупця.

16.5. Обзор сопутствующих рисков