12.3. Выбор формы приобретения оборудования по критерию затрат

Рассмотренная в предыдущем параграфе постановка задачи комбинированной адаптации по времени работы, интенсивности использования и количеством машин предполагала число единиц агрегатов, с помощью которых производится заданный объем конечной продукции, величиной заданной, а уровень занятости, под который пидладжувалась операционная система предприятия, не должен был превышать максимальную производственную мощность имеющегося в распоряжении предприятия оборудования. Иными словами, количественная адаптация рассматривалась только в пределах имеющегося на предприятии парка оборудования. В этой связи возникает несколько важных вопросов, которые расширяют сферу нашего исследования проблемы адаптационных процессов в операционных системах.
Во-первых, какое количество единиц оборудования каждого функционального вида должно иметь предприятие с точки зрения максимизации своей выгоды. Чрезмерное число агрегатов приводит к дополнительным расходам, связанным с их неполной загрузкой. Кроме того, меньшее число машин может стать в какой-то момент причиной недополучения предприятием выгод вследствие потери заказов через уже полная загрузка его операционной системы.
Во-вторых, для выяснения всех последствий для предприятия, связанных с изменением количества машин, используемых в производстве, информации о заказах, цены на конечную продукцию и те затраты на ее изготовление, которые определяются исходя из адаптационных возможностей, сформулированных и рассмотренных выше, еще недостаточно. Это связано с наличием различных форм отчуждения и привлечения оборудование для операционной системы предприятия. Такими формами могут быть, например, в соответствии сдача машин в аренду, их продажа или приобретение оборудования посредством лизинга, покупки. Причем каждая из приведенных форм привлечения (отчуждения) оборудование включает в себя целый набор возможных ее вариантов в зависимости от значений параметров, которые составляют содержание этой формы.
Таким образом, изучение процесса адаптации в операционной системе предприятия к изменениям уровня занятости в таком временном периоде, когда предприятие имеет возможность изменять величину парка оборудования, требует изучения целого ряда проблем. Ниже исследуется задача выбора формы привлечения средств труда.
Выбор того или иного варианта приобретения оборудования связан с оценкой приведенных к настоящему времени расходов по каждой альтернативе. Преимущество, естественно, отдается той из них, которая связана с меньшими витратами.
Как возможные формы приобретения машин предприятием рассмотрим варианты покупки оборудования с использованием для этого финансового кредита банка и получения машин в результате осуществления лизинговой сделки. Сравнительная оценка указанных вариантов получения оборудования по критерию минимума приведенных к настоящему времени затрат требует изучения структуры и метода начисления денежных платежей для каждого из них.
Отток денежных средств, связанный с покупкой оборудования с помощью финансового кредита банка, включает в себя как составные элементы суммы, которые погашают задолженность по кредиту, и суммы, выплачиваемые кредитору как плата за полученный кредит. Последняя составляющая устанавливается в процентах от суммы кредита за определенный период (месяц, год) использования. Погашение кредита и начисленных по нему процентов осуществляется в порядке, который устанавливается сторонами при заключении договора о предоставлении кредита. Размер процентных ставок устанавливается банком и определяется в кредитном договоре в зависимости от кредитного риска, предоставленного обеспечения, спроса и предложения, которые сложились на кредитном рынке, срока пользования кредитом, учетной ставки и других чинникив.
По лизинговых операций, то Законом Украины «О лизинге» определены следующие обязательные составляющие лизинговых платежей:
сумма, которая возмещает при каждом платеже часть стоимости объекта лизинга, амортизируемого за срок, за который вносится лизинговый платеж;
сумма, уплачиваемая лизингодателю как процент за привлеченный им кредит для приобретения имущества по договору лизинга;
платеж как вознаграждение лизингодателю за полученное в лизинг имущество;
сумма возмещения страховых платежей по договору страхования объекта лизинга, если объект застрахован лизингодателем;
другие расходы лизингодателя, предусмотренные договором лизингу.
Результаты изучения практики лизинга показывают, что в состав платежей могут также входить:
- Таможенные платежи;
- Премия лизингодателю за ризик.
Что касается метода начисления лизинговых платежей, то анализ договоров лизинга и соответствующей научно-методической литературы показывает существование таких основных методов:
с регулярным периодическим возмещением стоимости имущества равными или неравными долями;
с отсрочкой платежей;
с авансовым платежом;
по выбранной сторонами договора пидставою.
Далее на условном примере покажем процедуру подсчета и сравнения затрат для покупки оборудования и получения его с помощью лизингу.
Пример. Пусть предприятие планирует привлечь в производство дополнительное оборудование стоимостью 300 тыс. грн. Срок службы оборудования - 6 лет. Есть две возможности профинансировать его приобретения. Первая - это взять кредит в банке в размере 300 тыс. грн. под 30% с ежегодным погашением основной суммы задолженности по кредиту равными частями на протяжении трех лет. Вторая - это заключить договор финансового лизинга сроком на четыре года с ежегодными платежами лизингового платежа; возмещения стоимости лизингового имущества производится равными долями; лизинговый процент начисляется по ставке 25% от остаточной стоимости объекта лизинга; выкуп оборудования осуществляется по его остаточной стоимости на момент окончания договора лизинга. Необходимо оценить затраты по каждому варианту приобретение оборудования, сравнить их и на основе этого принять решение в пользу одной из альтернатив.
Согласно современной концепции изменения стоимости денежных активов во времени оценку затрат для лизинга оборудования и его покупки с помощью кредита необходимо осуществить путем сведения денежного оттока по указанным вариантам до настоящего момента времени. Выражения 12.14, 12.15 формально представляют собой схему возведения потоков денежных затрат для вариантов финансового лизинга и покупки с использованием кредита:
При оценке денежных потоков во времени возникает необходимость определения уровня учетной ставки, которая для нашего случая принимается на уровне стоимости капитала предприятия. Пусть она составляет 20%. Следует также заметить, что в том случае, когда на платежи за альтернативными вариантами лизинга и покупки влияет налогообложении прибыли, его следует учитывать с помощью соответствующей корректировки для обеспечения сопоставимости. Так, например, платежи по прибыли или платежи за счет расходов или прибыли до налогообложения нельзя сопоставлять напрямую. В этих случаях платежи за счет расходов или прибыли до налогообложения корректируются на так называемую налоговую знижку.
В табл. 12.3 показаны значения денежного оттока и его настоящей стоимости для варианта покупки, который исчисляется по формуле (12.15) и сделанными припущеннями.
Последняя строка табл. 12.3 представляет собой величину приведенной стоимости кредитных платежей нарастающим итогом по годам. За три года этот показатель достигает уровня 344 676 грн.
По данным табл. 12.4 можно оценить нынешнюю стоимость расходов для лизинга. Как и в предыдущем случае, данные таблицы получаем согласно условиям задачи и соответствующими расчетами по формуле (12.14). Как видно из последней строки этой таблицы, за четыре года стоимость возведенных до настоящего момента времени лизинговых платежей, включая сумму выкупа объекта лизинга, составляет 330 584 грн. Нынешняя стоимость расходов для лизинга ниже, чем нынешняя стоимость расходов для покупки (330584 << 344 676), то есть лизинг является целесообразным для предприятия.

12.2. Критерий и механизм адаптации