1.1. "Экономическое чудо " Японии
После Второй мировой войны США безраздельно господствовали на мировом рынке. Однако к середине 60-х годов их конкуренты - ряд стран Западной Европы, но прежде всего Япония, стали поставлять на рынок продукцию более высокого качества. Это стало результатом того, что вся система менеджмента в этих странах, особенно в Японии, стратегически переориентировалась в направлении повышения якости.В Японии научная школа менеджмента качества была основана американскими специалистами в области качества Дж. Джу-раном и Э. Деминга. В середине 50-х годов Дж. Джуран составил прогноз темпов развития ведущих стран мира, ставший классическим в теории менеджмента качества. В этом прогнозе было сформулировано положение о том, что основные экономические показатели деятельности предприятия находятся в пропорциональной зависимости от качества выпускаемой продукции. Качество, в свою очередь, может быть оценен затратами на качество. Проанализировав структуру затрат на качество предприятий ведущих стран мира, Дж. Джуран пришел к выводу, что к середине 70-х годов Япония станет ведущим государством в мире по темпам экономического и научно-технического развития. Таким образом, он предсказал "экономическое чудо" Японии. Это показано на графике (рис. 1), Дж. Джуран смоделировал в своем прогнози.
В 70-е годы производительность труда в промышленности Японии почти в 3 раза превысил аналогичный показатель в США. Именно за счет повышения производительности труда был достигнут значительный прирост валового внутреннего продукта Японии в 1973-1980 гг. В начале 80-х годов средний возраст промышленного оборудования в Японии составлял примерно 10 лет (в США - 16-17 лет, в ФРГ - 12 лет). При этом, по оценкам американских экспертов, японские заводы по степени новизны и совершенства оборудования опережали средние заводы США на 15-25 лет. Все это способствовало тому, что уже в начале 80-х годов в основном за счет высокого качества продукции, выпускаемой японские компании захватили 40% мирового рынка копировальной техники, 20% американского рынка автомобилей, 90% американского рынка мотоциклов, 50 - 60% американского рынка радиотоваров, более 50% американского рынка звукозаписывающей апаратури.
Японские предприятия значительно опередили своих конкурентов в США и Западной Европе в области производительности труда и качества продукции. Так, ведущая сталелитейная корпорация Японии "Nippon still" обеспечивала почти такой же объем выпуска продукции, как и американская компания "US still", при вдвое меньшей численности занятых работников. В 1991 г. на производство одного японского автомобиля "Toyota" тратились в 3 раза меньше человеко-часов, чем на производство американских автомобилей "General Motors" и "Ford". Коэффициент использования производственных возможностей в компании "Toyota" был в 1,5 раза выше, чем у компании "Ford". Каждый из изготовленных в Японии и доставляются в США автомобилей среднего класса стоил примерно на 7% дешевле, чем аналогичная американская модель. Затраты на составление цветного телевизора в Японии были вдвое ниже, чем у
США и т. д.
В то же время Япония заняла лидирующие позиции в мире в области организации, финансирования и использования научных исследований и розробок.
По единодушному мнению экспертов, успехи научно-технического и экономического развития японской промышленности обусловлены использованием передовых форм и методов управления. Руководители японских фирм предъявляют чрезвычайно высокие требования к своим сотрудникам и качества производимой ими продукции. Они поставляют потребителям продукцию, которая не только отвечает существующим требованиям, но и превосходит их, задавая новый уровень соответствующих отраслях промышленности. Как показывает опыт, изделия, не соответствующие требованиям стандартов, обходятся дороже при изготовлении, и потребители не хотят покупать их даже по сниженным ценам. Таким образом, фирмы, непрерывно выпускают высококачественную продукцию, постоянно получают тройную выгоду в виде:
низших производственных затрат;
более высоких чистых доходов;
крупных частей рынка.
Глава 1. Значение управления качеством в системе общего менеджмента | 1.2. управление качеством |