4.3. Основные стратегии TQM
В основе системы TQM лежат четыре стратегии:ведущая роль высшего руководства в управлении качеством;
обучение качества, привлечение к управлению, мотивация и изучение интересов сотрудников;
ориентация на интересы покупателей и повышения производительности труда;
разработка программ с целью постоянного улучшения качества и оценка результатив.
Рассмотрим каждую из этих стратегий.
Стратегия 1. Ведущая роль высшего руководства в управлении якистю
Стратегия заключается в проведении курса на постоянное улучшение качества высшим руководством компании и, прежде всего, ее первым руководителем. Работа в области качества инициируется и находится под контролем высшего руководства. Реализация стратегии состоит из следующих направлений деятельности керивництва.
Разработка политики в области качества на основе общей коммерческой политики фирмы, доведение ее до сведения каждого работника. Политика в области качества должна охватывать всю деятельность компании и стать личной программой деятельности каждого спивробитника.
Определение количественно выраженных целей в области качества по каждому направлению и для всех подразделений. В системе постоянного улучшения качества каждая поставленная цель должна сопровождаться разработкой, документацией и реализацией планов ее досягнення.
Назначения руководящих и ответственных лиц по каждому участку работы, влияющие на качество. Это одно из направлений организационного развития компании.
Поддержание условий работы всего персонала на уровне, который обеспечивает сотрудникам потенциальную возможность для достижения поставленных целей в области якости.
Стратегия 2. Обучение качества, привлечение к управлению, мотивация и изучение интересов спивробитникив
Стратегия заключается в формировании мировоззрения всего коллектива в вопросах качества. Получение каждым сотрудником новых знаний и умений по многим направлениям, касающиеся качества, является первоочередной задачей. Обучение качества охватывает все направления и подразделения. Обучение качества начинается с семинаров для высшего руководства, затем проводятся семинары для руководителей среднего уровня. Так уровень за уровнем в процесс обучения качества вовлекается весь колектив.
Общее учение качества предусматривает:
проведение семинаров для высшего руководства компании. Целью таких семинаров является демонстрация возможности увеличения прибыли и эффективности предприятия путем улучшения качества, а также обоснование особой важности позиции и деятельности руководства в вопросах постоянного улучшения качества;
проведение рабочих конференций для менеджеров и руководителей среднего звена. Такие конференции необходимы для формирования знаний методов управления качеством с целью достижения наибольших общих результатов;
повышения квалификации специалистов всех направлений для освоения ими современных технологических процессов и оборудования, изучение требований и нормативов;
обучение элементам управления качеством всех сотрудников с целью формирования четкого представления о роли и ответственность каждого в общем процессе улучшения якости.
Руководство отвечает за оценку планов морального и материального стимулирования. Методы материального стимулирования сотрудников (система надбавок, премирования, бонусы и др.) должны подвергаться ежегодного анализа после проведения анкетирования. При анкетировании осуществляется опрос мнения руководства и рядовых сотрудников фирмы по эффективности механизма морального и материального стимулирования. Опрос является одной из форм установления взаимопонимания между рядовыми сотрудниками и руководством. Опрос служит также средством выявления руководством возникающих проблем для принятия своевременных мер по предотвращению их розвитку.
Опрос должен охватывать 11 аспектов:
^ Удовлетворенность фирмой в цилому.
2.Общая удовлетворенность роботою.
С. Удовлетворенность заработной платою.
4.Возможность продвижения по служби.
5.Еффективность системы управлиння.
б.Возможности участия в управлинни.
7.Возможности профессионального розвитку.
8.Уровень эффективности и качества виробництва.
9.Условия труда. Ю. Забота о людину.
11.Предложения по совершенствованию работы пидприемства.
Для получения объективных результатов опроса необходимо обеспечить его конфиденциальный и анонимный характер. Предполагается обратная связь с мелкими пидроздилами.
Корпорация IBM начиная с конца 50-х годов регулярно проводит опрос мнения работников. Корпорация достигла относительного прироста по ряду позиций после анализа результатов опроса и последующего внедрения средств улучшения трудовой деятельности:
выполнения рабочих заданий - 22%;
общая удовлетворенность трудом - 12%;
использования навыков - 14%;
повышения квалификации - 13%;
передача информации наверх - 18%;
передача информации вниз - 16%;
повышение содержательности труда - 10%, участие в других видах работ - 6%, показатель морального состояния - 9%.
Стратегия 3. Ориентация на интересы покупателей и повышения производительности праци
Стратегия заключается в отслеживании рыночных тенденций, анализе и дальнейшей координации бизнеса. Рыночная ориентация предусматривает:
постоянное изучение потребностей потребителей с целью наиболее правильного планирования бизнеса;
постоянное наблюдение за конкурентами
отслеживания рыночных тенденций;
анализ полученной информации и дальнейшая координация бизнеса;
планирование и контроль всех аспектов качества в процессах от формирования идей до поставки продукции потребителю;
использование методов развертки параметров качества (рис. 31).
Стратегия 4. Разработка программ с целью постоянного улучшения качества и оценка результатив
Стратегия заключается в постоянном проведения регулярного анализа результатов деятельности и координации направлений вдосконалення.
Разработка программы по улучшению качества основана на следующих положеннях.
Рада качества - высший орган управления по вопросам установления приоритетов и координации деятельности по улучшению качества. Председателем совета качества является руководитель пидприемства.
Разработка и реализация корректирующих воздействий направлены в первую очередь на решение проблем хронического характера. Указанные проблемы приводят к гораздо более тяжелым последствиям, чем проблемы, возникающие случайно. Должны быть разработаны специальные программы по выявлению и устранению проблем хронического характеру.
Обязательным направлением деятельности предприятия является проведение совместных учебных программ и дискуссий по вопросам совершенствования якости.
Регулярно определяются суммы потерь от низкого качества и анализируется явно и неявно выраженная стоимость низкого качества. Нерезко выраженная стоимость низкого качества имеет тенденцию к постоянному збильшення.
Регулярно проводится осмотр и оценивается качество всех аспектов коммерческой деятельности.
4.2. Цикл управления в системе TQM | Раздел 4 Специальные вопросы менеджмента качества |