1.1. Управление экономикой качества
Деятельность, направленная на обеспечение качества и функционирования системы качества, связана с дополнительными затратами. Эффективная система качества может существенно повысить прибыль и рентабельность предприятия за счет совершенствования операций, снижение потерь от брака, расширение рынка сбыта и более полного удовлетворения споживачив.В управлении экономикой качества подразумевается управления:
финансами (планирование, реализация и контроль финансовой деятельности), связанными с деятельностью предприятия в области качества;
финансовой отчетности и обработка экономических показникив.
Экономические показатели обрабатываются с целью:
оценки эффективности системы качества и результатов деятельности в области качества;
определения срока окупаемости затрат на качество, связи затрат на качество и прибыли (рыночной роли качества)
для дальнейшего планирования деятельности в области якости.
выявления неэффективных видов деятельности и инициирование мероприятий по внутреннему совершенствованию системы;
предоставление руководству отчетов, используемых при официальной оценке высшим руководством состояния системы качества и ее соответствия политике и целям в области качества (см. п. 3.2 гл. 3 разд. I).
Рассмотрим формы финансовой отчетности о деятельности в области якости.
Руководящие указания по экономическим аспектам деятельности в области качества данных в стандарте ISO 9004. Указания стандарта касаются подходов к сбору, предоставления и анализа финансовых данных по деятельности в области качества. Выбор подхода к управлению экономикой качества зависит от поставленных задач в области качества и особенностей системы финансовой отчетности. Существует множество подходов к сбору, предоставления и анализа финансовых данных о деятельности в области качества (рис. 32). Стандартом ISO 9004 рекомендуются три подхода:
управления затратами на качество (в стандарте - подход с точки зрения затрат на качество);
управления стоимостью низкого качества (в стандарте - подход с точки зрения убытков вследствие неудовлетворительного качества)
управление затратами на процессы (в стандарте - подход с точки зрения затрат на процессы).
Эти три подхода, как указано в руководстве стандарта ISO 9004, могут быть использованы не только в чистом виде, но и в различных сочетаниях. Не исключено применение других подходов или возможных комбинаций. В каждом из трех подходов рассматриваются две основные финансовые группы: затраты на управление качеством и убытки из-за низкого качества. Рассмотрим особенности каждого из пидходив.
Управление затратами на якисть
Подход заключается в калькуляции затрат на улучшение и контроль качества и убытков из-за допущенных дефектов, отказов, переделок. Перечисленные убытки относятся к категории расходов на дефекты. В результате увеличения расходов на улучшение и контроль качества уменьшаются затраты на исправление дефектов, и наоборот. При управлении затратами на качество определяется экономический эффект предполагаемых затрат на качество как уменьшение общих затрат за счет уменьшения убытков, причиненных дефектами. Управление затратами на качество особенно эффективно при построении системы качества, внедрении новых методов, программ управления и качества, а также при анализе средств и методов контроля качества. Такой подход позволяет установить связь между затратами на качество и прибылью, провести калькуляцию срока окупаемости капиталовложений в области качества; спрогнозировать и впоследствии оценить результативность деятельности в области качества. Согласно требованиям международных стандартов ISO серии 9000 эффективность деятельности в системе качества оценивается по способности предприятия предупреждать возможные невидповидности.
Управление стоимостью низкой якости
Управление стоимостью низкого качества осуществляется по схеме "от обратного" по сравнению с управлением затратами на качество. Цикл управления стоимостью низкого качества: калькуляция стоимости низкого качества - установление причин возникших несоответствий - классификация причин несоответствий по величине нанесенного ущерба - установление приоритетов среди причин несоответствий - устранение причин несоответствий согласно установленной очередности - дальнейшая калькуляция стоимости низкого качества. Управление стоимостью низкого качества направлено на определение необходимости дополнительных затрат на качество и выявления проблем хронического характера, не охваченных системой качества. Ущерб от проблем хронического характера может быть незначительное течение малого промежутка времени. Но эти проблемы приводят к значительным экономическим потерям из-за регулярного характера. В стоимость низкого качества относятся потери, вызванные тем, что предприятием не реализованы потенциальные возможности. Иногда стоимость низкого качества трудно определить количественно, но она может быть очень существенной (например, потеря престижа фирмы). Характеристиками стоимости низкого качества является также уменьшение объема реализации продукции или несоответствие между планируемыми и реальными экономическими показателями. Примерами стоимости низкого качества является потеря доверия потребителя, потеря возможности получения дополнительной выгоды для потребителя, организации или общества, а также расточительное использование ресурсов и материалов. Косвенные расходы вследствие низкого качества могут быть очень значительными. Подсчитано, что простой системы главного компьютера в компьютерной системе в Калифорнийському
Американском банке в течение 24 часов негативно скажется на финансовых операциях банка. Простой этой системы на протяжении 48 часов нанесет ущерб экономике Калифорнии, а простой течение 72 ч - повлияет на валовой национальный продукт США.
Подход, основанный на определении убытков в результате неудовлетворительного качества, наиболее эффективен в уже построенной и функционирующей системы качества. С помощью подхода можно обнаружить неэффективные виды деятельности и определить меры по внутреннему совершенствованию системи.
Управление затратами на процеси
Деятельность любой организации может быть смоделирована с точки зрения совокупности внешних и внутренних процессов организации. В такой модели управления организацией может быть рассмотрено как управление процессами в организации. Примерами процессов являются технологические, управления, подготовки персонала, процессы информационного обеспечения и ин
Процесс - это совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, превращающий входные элементы в выходные. В примечании к определению указано: к ресурсам относятся персонал, средства обслуживания, оборудование, технология и методология.
Управление качеством может быть реализовано путем воздействия на процессы. Это касается прежде всего в организации, в которых можно однозначно выделить процессы и определить характерные для каждого процесса ресурсы и дияльнисть.
Финансовая отчетность с точки зрения затрат на процессы складывается из затрат двух видов:
связанных с обеспечением соответствия, т.е. затрат на удовлетворение всех установленных и ожидаемых потребностей потребителей при отсутствии дефектов существующих процессов;
связанных с устранением несоответствия, т.е. расходов, обусловленных дефектами существующего процесу.
Каждый из этих двух видов расходов может стать источником экономии. Подход эффективен в функционирующей системы качества при реализации системы TQM (в цикле "поиск процессов, которые могли бы быть улучшены - плановое совершенствование процессов - самооценка"). Такая форма финансовой отчетности применяется при реализации программы постоянного улучшения качества и помогает управлять приложениями капиталовложений в улучшение и обеспечение якости.
В табл. 11 представлен сравнительный анализ основных подходов к управлению финансовой деятельностью в сфере якости.
Таблица 11
Основные подходы к управлению финансовой деятельностью в сфере якости
ПодходЦель подходаУправление затратами на качествоПостроение и оценка эффективности системы качестваВнедрение новых методов управления качествомУправление стоимостью низкого качестваУстранение причин Возникший несоответствийУсовершенствование системы качестваУправление затратами на процессыПостроение и функционирование системы TQMУсовершенствование процессов и деятельности, устранение несоответствий процессов и деятельностиРозглянемо подробнее наиболее распространенный подход к управлению финансовой деятельностью в области качества - управления затратами на качество.
Глава 1. Экономика качества | 1.2. Управление затратами на качество |