2.3. Безработица виды

Безработица - сложное экономическое, социальное и психологическое явление. Время безработица - это экономическая категория, отражающая экономические отношения по вынужденной незанятости трудоспособного населення.
Факторами формирования безработицы могут быть следующие:
недостаток совокупного эффективного спроса;
негибкость системы относительных цен и ставок заработной платы и искажения в ней, связаны с денежной экспансией государства и последующей инфляцией;
недостаточная мобильность рабочей силы;
структурные сдвиги в экономике;
дискриминация на рынке труда в отношении женщин, молодежи и национального меньшинства;
демографические изменения в численности и составе рабочей силы;
сезонные колебания в уровнях производства отдельных отраслей економики.
Опыт перехода отдельных стран к рынку свидетельствует о том, что в каждый период уровень занятости и масштабы безработицы характери-
зуються значительными колебаниями, обусловленными совокупным влиянием многих факторов. При этом причины появления безработицы и ее виды могут очень ризнитися.
Различают открытое и скрытое безробиття.
Открытое безработицы означает существование явно незанятого населения, скрытое - наличие формально занятого населення.
Можно выделить следующие виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная, институциональне.
Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы на другую, а также из одной местности в другую. Фрикционная безработица означает, что существуют постоянная связь между увольнением с одной организации и наймом работников другими организациями, замещение одних профессий другими, движение работников из одних отраслей в другие тощо.
В условиях рыночной экономики этот вид безработицы всегда существует. Одни меняют работу добровольно, другие - в связи с увольнением или потерей сезонной занятости. Кто ищет работу впервые. Такая безработица может сочетаться с равновесием на рынке труда. Например, в США в конце 80-х годов около 49% безработных не работали менее пяти недель. Это свидетельствует о нормальный процесс перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с потребностями производства, а также о высокой эффективности рынка праци.
Возникновение структурной безработицы связано со структурными сдвигами в экономике, закрытием устаревших предприятий и производств, сокращением выпуска продукции в случае переориентации производства, закрытие вредных пидприемств.
Структурная безработица отличается от фрикционной прежде всего тем, что работники, которые потеряли работу в одних секторах экономики, не могут быть использованы на места, которые предлагаются в других секторах. Кроме того, структурная безработица является длительным и имеет, как правило, хронический характер.
Причиной структурной безработицы является территориальная и квалификационная несоответствие между свободными рабочими местами и безробитними.
В структурном безработице можно выделить технологическое и конверсионное безробиття.
Технологическая безработица связано с переходом к новой техники и технологии, механизацией и автоматизацией производства, сопровождающаяся высвобождением рабочей силы и наймом работников принципиально новых специальностей и квалификации.
Конверсионное безработицы обуславливает сокращением численности армии и занятых в отраслях оборонной промышленности. Размеры этого безработица могут колебаться от незначительных до великих.
Сезонная безработица касается тех видов производства, которые имеют сезонный характер и в которых в течение года происходят резкие колебания спроса на труд (сельское хозяйство, строительство и т.п.).
Циклично - это вид безработицы, которое постоянно меняется по своим масштабам, продолжительности и составу, что связано с циклом деловой конъюнктуры * Масштабы и продолжительность циклической безработицы достигают максимума во время спада (кризиса) производства и минимума - во время подъема. Следовательно, размеры рынка труда колеблются вместе с колебаниями цикла деловой конъюнктуры. В наибольшей степени от циклической безработицы страдают молодежь, женщины, старики и некоренное населення.
Институциональная безработица - это безработица, которая порождается правовыми нормами, влияющие на спрос и предложение труда. Оно может быть, например, вызванное введением гарантированной минимальной заработной платы, несовершенной налоговой системой (чрезмерные социальные выплаты снижают предложение труда. Высокие ставки налогообложения, сокращая доходы, делают их сопоставимыми с суммами выплат по социальным программам. Это также снижает предложение рабочей силы). Module . На рынке труда различают также застойное и хроническое безробиття.
Застойная безработица охватывает стойкий контингент безработных - бедных, бродяг, бомжей и ин.
Развитие рыночной экономики сопровождается возникновением и расширением масштабов хронической безработицы. Это связано с тем, что инвестиции в создание новых рабочих мест отстают от темпов роста численности наемных работников. Безработица становится массовым и постоянным, поражая прежде всего наименее развитые регионы. Среди безработных преобладают женщины, специалисты с высшим образованием. Относительно возрастного состава доминирует молодь.
Согласно Закону Украины «О занятости населения» безработными считаются трудоспособные граждане трудоспособного возраста, которые по независящим от них причинам не имеют заработка или других предусмотренных действующим законодательством доходов из-за отсутствия подходящей работы, зарегистрированные в государственной службе занятости, то есть это лица, действительно ищут работу и способны приступить к праци.
Не могут быть признаны безработными граждане:
а) в возрасте до 16 лет, за исключением тех, которые работали и были уволены в связи с изменениями в организации производства и труда; реорганизацией перепрофилированием и ликвидацией предприятия, учреждения и организации или сокращением численности (штата)
б) которые впервые ищут работу и не имеют профессии (специальности),
в том числе выпускники общеобразовательных школ, если они видмов
ляються от прохождения профессиональной подготовки или от оплачува
ной работы, включая работу временного характера;
в) которые отказались от двух предложению # тиидходящои работы з
момента регистрации их в службе занятости как лиц, шукають
работу. При этом они теряют право на предоставление статуса безро
битного сроком на три месяца с последующей регистрацией;
г) имеющие право на пенсию согласно законодательству Украини.
Уровень зарегистрированной безработицы рассчитывается как отношение количества официально зарегистрированных безработных к трудоспособному населению в трудоспособном вици.
В последнее время в Украине значительно вырос уровень зарегистрированной безработицы. На 1 января 1999 г. он составлял 3,69% трудоспособного населения трудоспособного вику.
Среди безработных, состоящих на учете, женщины составляли 48,4%, молодежь в возрасте до 28 лет - 31%.
В табл. 2.1 приводятся данные, характеризующие причины безработицы в 1998 г. Основную долю безработных (41,8%) составляли уволены в связи с изменениями в производстве и сокращением штатив.
Основные причины безработицы населения отражает приведенная ниже диаграмма (рис. 2.1).
Значительно распространяется и скрытая безработица. Начиная с 1992 г. этот процесс приобрел массовый характер во всех отраслях экономики Украини.
Скрытая безработица характерна для ситуации экономического кризиса. Оно обусловлено неполной загрузкой мощностей предприятий, уменьшением объемов производства, резким снижением производительности труда, предоставлением работникам неоплачиваемых отпусков, неполной занятостью в течение рабочей недели. Согласно расчетам в народном хозяйстве скрытой безработицей охвачено 16-20% занятых работников. Такая ситуация связана с последствиями сырьевой, энергетической и платежной кризисов, с отсутствием последовательности в реформировании економики.
Наличие значительной численности трудоспособных лиц, которые лишь формально заняты, а фактически не работают и получают низкую заработную плату (или совсем не получают ее), способствует увеличению численности занятых в нерегламентированную деятельности, осложнение криминогенной ситуации, обострению социальных конфликтив.
Проведенные исследования численности и состава незанятого трудоспособного населения позволяют предположить, что в сфере нерегламен-руемого занятости основные доходы получают примерно 8-8,5 млн человек, то есть почти треть трудоспособного населения в трудоспособном возрасте. Сейчас незарегистрированная занятость - это неформальный сектор экономики, однако исключен из сферы цивилизованных социально-трудовых, ггоавових отношений и норм.


Таблица 2.1 Безработица по причинам незанятости, полу и месту жительства в 1998 роци


Рис. 2.1. Причины безработицы безработных в 1998 роци

Зарубежный опыт свидетельствует, что и в странах с развитой экономикой происходит рост вынужденной неполной зайнятости.
Однако переход на сокращенный рабочий день (неделю) рассматривается как эффективная мера по предотвращению безработицы. Масштабы неполной занятости в США, Германии, Франции, Португалии за последние годы увеличились в десятки раз. При этом активно используются государственные дотации (субсидии) предприятиям на заработную плату работникам для компенсаций расходов в случае сокращения убыточных и нерентабельных рабочих мисць.
Итак, проблема неполной занятости и скрытой безработицы и впоследствии проявляться как проблема частичного (временного уменьшения или установления законом сокращенной продолжительности рабочего дня) или временного полной безработицы (перерыва в получении заработной платы или уменьшения ее размера по причине временного прекращения производства без расторжения трудовых отношений). 1 Обострение проблемы безработицы сопровождается экономическими потерями, прежде всего уменьшением валового национального продукта (ВНП), его отставанием от потенциального ВНП, который опреде-
ся за допущение существования естественного уровня безработицы и определенных «нормальных» темпов экономического роста. Чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВНП. В экономической науке такая взаимосвязь выражает закон А. Оукена: если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень (3-5%) на 1%, то отставание объема валового национального продукта составляет 2,5%. Из этого закона можно сделать вывод о практической деятельности, а именно: необходимо ежегодно не менее 2,5-3,0% ВНП направлять ^ создание новых рабочих мисць.
"Экономический ущерб от безработицы также сужение потребительского рынка, наращивание элементов кризиса перепроизводства. Кроме того, люди, которые находятся в статусе безработных, теряют профессиональные навыки, стереотипы трудовой повединки.
Серьезной проблемой является региональное безработицы. Его преодоление требует проведения соответствующей структурной политики и разработки региональных программ обеспечения эффективной занятости населения на основе дальнейшей диверсификации экономики, привлечения и функционирования частного капитала, развития инфраструктуры, открытие центров переподготовки рабочей силы, формирование специальных фондов кредитования частных пидприемцив.
В Великобритании, например, уменьшение регионального безработицы достигается через организацию «предпринимательских зон», в которых все предприятия практически освобождены от уплаты налога на недвижимое имущество. Практикуется льготную продажу государством муниципальных земель, либерализация правил застройки. Это способствовало повышению темпов роста занятости в этих регионах.
В условиях становления рыночной экономики особенно острой проблемой является безработица среди молодежи, которое увеличивается. Для ее решения необходимо создать реальные предпосылки для обоснованного выбора профессии и места работы с учетом потребностей рынка труда, а также призванием, способностями и психофизиологических возможностей молодого человека и его профессиональной пидготовки.
Важным направлением предотвращения безработицы среди молодежи является реализация специализированных программ, обеспечивающих расширение занятости молодежи путем создания для нее дополнительных рабочих мест без больших материальных затрат, в частности путем организации сезонной и временной участия в проведении сельскохозяйственных работ, обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники, транспортировке и реализации урожая , через оказание помощи инвалидам, пожилым людям, через работу в больницах, интернатах, детских домах и др..
2.2. Понятие , формы и виды занятости 2.4. Регулирование занятости населения