2.5. Программы содействия занятости

Государственная активная политика занятости предусматривает разработку программ содействия занятости. Эти программы могут охватывать как отдельные категории населения, прежде маргинальные группы: молодежь, женщин, инвалидов, так и специфические случаи угрозы безработицы, обусловленные экономической или иной ситуацией (демографическим, политическим, стихийным бедствием и др.).
В развитых странах большинство программ занятости касается определенных категорий населения, которые нуждаются в поддержке и допомоги.
Различают долгосрочные и краткосрочные (на один год) программы. Они разрабатываются как на государственном, так и на региональном ривнях.
Целью государственных и региональных программ занятости является содействие занятости населения, удовлетворения потребностей граждан в праци.
Государственные и территориальные программы занятости населения направленные на:
содействие развитию и структурной перестройке экономики, созданию условий для направления высвобождаемых работников, прежде всего на рентабельные производства и в приоритетные отрасли экономики;
предупреждение развития безработицы и ее сокращение путем повышения экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании дополнительных рабочих мест, преимущественно с гибкими формами занятости;
совершенствование системы воспроизводства рабочей силы одновременно с увеличением числа рабочих мест, улучшением профессиональной ориентации, повышением квалификации работников и эффективности использования трудовых ресурсов;
защита безработных и их семей от негативных последствий безработицы и обеспечения занятости граждан, нуждающихся в социальной защите и не способны конкурировать на рынке труда
формирование кадровой, материальной, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы государственной службы занятости;
мероприятия содействия занятости населения, проживающего в сельской мисцевости.
Специальные отраслевые программы занятости населения предназначены для решения на уровне отдельных отраслей и предприятий проблем скрытой безработицы, содействие продуктивной занятости работников и практической реализации дифференцированного подхода в отношении отдельных предприятий с учетом государственной политики структурной перестройки, санации государственных предприятий и мер государственной политики на рынке праци.
В Украине впервые была разработана государственная программа занятости населения на 1995 г. как элемент долгосрочной стратегии формирования социально-рыночной модели управления рынком праци.
В программах, разработанных в Украине, обобщаются конкретные меры по созданию соответствующего правового, организационного и методического обеспечения политики занятости по следующим направлениям:
формирование механизма дифференцированного подхода по сохранению рабочих мест;
создание механизмов реализации политики занятости в общенациональных программах (в частности в программах общественных работ, содействие занятости молодежи, возрождения села и др..)
регулирования трудовых миграций;
обеспечение дополнительных гарантий занятости населения отдельным категориям граждан;
содействие профессиональной мобильности;
развитие социально-трудовых отношений
совершенствование информационно-статистической базы по развитию рынка труда;
содействия занятости путем развития социального партнерства.
Мероприятия по реализации государственной политики занятости на территориальном уровне учитывают необходимость содействия любым формам расширения сферы приложения труда, в том числе создание новых рабочих мест, обеспечение условий для развития предпринимательства и трудоустройства незанятого населения и безработных, обеспечение государственных гарантий занятости для отдельных категорий населения; улучшение системы профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров, материальной поддержки безработных и их семей; организации общественных работ тощо.
В программах также указывается организационное, научное и финансовое обеспечение всех запланированных мероприятий и необходимость контроля за их реализации.
Мероприятия, разработанные в программах, предусматривающих обеспечение благоприятных налоговых, инвестиционных, финансово-кредитных и других условий хозяйствования для предприятий, организаций, учреждений всех форм собственности. Формирование государственной программы занятости имеет двойной характер. С одной стороны, она разрабатывается снизу и представляет собой обобщение территориальных программ. С другой стороны, государственная программа занятости формируется сверху, обобщая задачи, которые могут определяться только на общегосударственном и межрегиональном уровнях. Это осуществляется путем разработки законодательных актов, совершенствование системы управления, координации финансовых затрат на реализацию мер экономической и социальной политики в сфере занятости, повышения уровня ее научного обгрунтування.
Важным является объединение летнего и долгосрочного подходов к программированию занятости населения, как это предусмотрено статьей 14 Закона Украины «О занятости населения».
Согласно Закону Украины «О занятости населения» создан Государственный фонд содействия занятости населения (ДФСЗН), который формируется и используется на государственном и местном ривнях.
Основные источники средств фонда:
средства государственного и местных бюджетов;
обязательные отчисления предприятий, организаций и учреждений;
добровольные взносы общественных организаций, граждан, зарубежных фирм;
средства службы занятости;
целевые финансовые отчисления предприятий;
другие надходження.
Среди названных источников поступления средств основным источником должны быть обязательные отчисления предприятий, организаций и установ.
На отчисление средств в ДФСЗН влияют:
демографическая нагрузка на занятое экономически активное население, определяющий объемы различных социальных фондов;
уровень занятости и эффективность труда экономически активного населения, от которых зависят объемы валового внутреннего продукта и фонда потребления;
численность и состав незанятого экономически активного населения, что определяет объемы расходов на реализацию программ занятости безработных;
размеры пособия по безробиттям.




2.5. Программы содействия зайнятости
Опыт стран с развитой экономикой свидетельствует, что инвестиции в человеческие ресурсы растут, поскольку является необходимым условием модернизации производственных систем.
Такая политика проводится на уровне как государства, так и отдельных объектов. Во Франции, например, из государственного бюджета на занятость выделяют 6,8% средств, а отчисления предприятий, социальных учреждений, различные взносы по объему почти в 1,5 раза превышают поступления из бюджету.
В Украине доля фонда занятости в валовом внутреннем продукте составляет примерно 0,3%, что во много раз меньше, чем в странах с развитой рыночной економикою.
Отсюда можно сделать вывод, что в нашей стране финансовая база для решения проблем занятости недостаточна и не соответствует ситуации на рынке труда, которая резко обостряет огромный потенциал безробиття.
За счет средств занятости финансируются мероприятия активной и пассивной политики. Соотношение затрат на эти мероприятия зависит от состояния рынка труда и безработицы, уровня законодательных гарантий, достигнутого уровня развития службы зайнятости.
Зарубежный опыт свидетельствует о различных подходах отдельных стран относительно распределения средств на активные и пассивные меры политики занятости. В таких странах, как Франция, Германия, Англия преобладают затраты на поддержание уровня доходов населения, а на активные меры затрачивается гораздо меньше средств. Во Франции, например, доля затрат на активные и пассивные меры соответственно равна 28,4% и 71,6%, в Англии - 29,1% и 70,9%, в Германии - 44,1% и 55,9%.
Обратную картину щодр затрат на активные и пассивные меры политики занятости населения наблюдаем в Швеции и Италии, где соответствующие расходы составляют 67,6% и 32,4% и 51,6% и 48,4%.
Стратегия занятости населения в Украине должна быть связана с дальнейшим развитием и расширением активных мер для предотвращения повальном безработице и увеличением на них расходов из фонда содействия занятости населения с учетом состояния рынка праци.
О размере пособия по безработице, то рекомендациями МОТ предусмотрено, что она должна составлять 60% средней заработной платы. В скандинавских странах такая помощь достигает 50-70% средней заработной платы по уровню безработицы 0,5-1%. . Учитывая очень низкий уровень средней заработной платы в Украине, можно утверждать, что размер помощи по безработице не может быть меньше 50% средней заработной платы (что имеет место сейчас в Украине), поскольку не обеспечивать минимальных физиологических потребностей человека. Другое дело, что при этом следует ограничить срок предоставления помощи и сделать все возможное для трудоустройства безработного. Однако ситуация складывается таким образом, что стоимость социальной защиты населения растет, а производство уменьшается, что не дает возможности финансировать систему социальной защиты по установленным нормами.
Целесообразно ввести порядок централизованного управления ДФСЗН с целью обеспечения перераспределения средств между регионами в зависимости от их экономического развития и состояния рынка праци.
Фонд занятости должна формироваться как страховой на принципах социального страхования. При этом взносы в фонд занятости должны делать все без исключения предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, хозяйствования и финансирования. Должно быть личное страхование работников от безробиття.
Реализация конституционных прав граждан Украины относительно свободного выбора занятости и защиты от безработицы независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических и религиозных убеждений требует создания и деятельности государственного органа по вопросам занятости населення.
Служба занятости в Украине сразу формировалась как централизованная государственная система на правовой основе Закона о занятости населения и на базе широко разветвленной государственной службы трудоустройства с использованием ее материально-технической базы, системы учета и кадрового состава работников. Бывшая служба трудоустройства перестраивалась с учетом становления рынка труда. При создании службы занятости учитывался мировой опыт и международные нормы. Государственная служба занятости была создана в 1990 г. ее Обязанности и права были определены статьей 19 Закона Украины «О занятости населения».
Главными функциями службы занятости являются:
анализ рынка працд и информирование о состоянии счета
трудовое посредничество и содействие работодателям в обеспечении предприятий рабочей силой, а гражданам - в получении работы;
рынка труда, которое осуществляется как через трудовое посредничество, так и через реализацию программ профориентации, а также содействие занятости;
помощь безработным, которая включает в себя как прежние функции, так и материальную поддержку на период безработицы;
непосредственное участие в реализации государственной политики занятости тощо.
В Украине функционируют такие центры занятости государственный, Крымский республиканский, областные, районные и районные в городах (рис. 2.2).

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что служба занятости успешно действует там, где она принадлежит государству, подчинена органам власти, имеет штат высококвалифицированных специалистов по вопросам занятости. Однако в условиях рыночной экономики неизбежно возникают различные частные (негосударственные) учреждения содействия зайнятости.
Контрольные вопросы и завдання
Что представляют собой трудовые ресурсы?
Какие категории населения относятся к трудовым ресурсам?
В чем заключается сущность экономически активного населения?
Охарактеризуйте фазы процесса воспроизводства рабочей сили.
В чем заключается сущность занятости населения?
Какие формы и виды занятости?
Какие категории граждан относятся к занятому населению?
Что такое безработица?
Какие виды безработицы
Дайте социально-экономическую оценку уровня безробиття.
В чем заключается государственное регулирование занятости населения?
Какие меры активного регулирования занятости населения?
Какие меры относятся к пассивным?
Что представляют собой государственные и региональные программы содействия занятости?
Раскройте цель программы зайнятости.
Как формируется и используется ДФСЗН?
Какая система органов и служб занятости?
2.4. Регулирование занятости населения Глава З. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ