5.2. Стоимость рабочей силы и доходы населения
Стоимость рабочей силы является своеобразной основой всей системы доходов от общественной праци.Доходы населения - это совокупность средств и расходов в натуральном выражении для поддержания физического, морального, экономического и интеллектуального состояния человека. Формирование их осуществляется за счет оплаты труда работников, выплат из социальных фондов, предпринимательских доходов, доходов от личного подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности, доходов из других джерел.
Совокупный доход, учитываемый в семейном бюджете, используется на потребительские расходы, налоги, сборы, платежи и другие расходы, накопичення.
За последние годы в Украине доля доходов от пидприемницькои
деятельности значительно возросла: более чем в 3 раза в 1998 г. по сравнению з
1991%
Анализ и прогнозирование уровня осуществляется по таким показателям, как распределение семей по величине дохода на семью, распределение семей по доходу на одного члена семьи, распределение по душевым доходом.
Дифференциация доходов определяется уровнем производительных сил и производственных отношений и зависит от экономических, демографических и социальных факторов. Дифференциацию доходов можно наглядно показать через соотношение уровней материальной обеспеченности 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных групп населения (децильний коэффициент). В Украине это соотношение составляло в 1992 г. 1:7,5 - 8, а в 1998 г. - 1:13,5.
На формирование доходов влияют следующие факторы:
• нивелирующие - составление заработков семьи, пенсии пенсионеров, живущих в семье и вносят свою пенсию в бюджет семьи, помощи, получают члены семьи;
• дифференцирующие-наличие нетрудоспособных членов семьи, их количество в семье, соотношение работающих и неработающих членов семьи.
Зависимости от источников формирования доходы могут быть трудовые и нетрудови.
Нетрудовые доходы представляют собой поступления от деятельности, которая ведется с отклонениями от принятых в обществе государственных правовых норм, норм морали и поведения громадян.
Объективной характеристикой уровня денежных доходов является соответствие их прожиточному минимуму.
Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления основных материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем поддержание активного физического состояния различных социально-демографических групп населения. Однако этот показатель предназначается для определенного периода преодоления кризисного состояния економики.
Согласно международному праву минимальные размеры оплаты труда, а также пенсии по возрасту, стипендии, социальные пособия и другие компенсационные выплаты должны ориентироваться на величину прожиточного минимума. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает все расходы на налоги и другие обязательные платежи.
Прожиточный минимум и величина его стоимости для граждан трудоспособного возраста представляют собой инструменты социальной политики. Они должны использоваться в качестве ориентиров при регулировании доходов и расходов различных групп населения, для обоснования размеров оплаты труда, а также регулирования межотраслевого повышения заработной платы, соотношения в оплате труда по отраслям, для оценки материальных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации текущих и перспективных социальных программ на уровне региона, пидприемства.
Профсоюзами Украины разработаны методические подходы к расчету прожиточного минимума. Согласно им определяются ассортимент и стоимостная величина «потребительской корзины» на продукты питания, а также расходы на жилищно-коммунальные услуги, непродовольственные товары, транспортные услуги и т.п.. Минимальные нормы, а также рассчитанные на их основе «потребительские корзины», структура прожиточного минимума периодически должны уточняться и пересматриваться. Стоимостная оценка «потребительских корзин» формируется по соответствующим ценам и тарифам. Необходимо использовать средние цены покупки соответствующих товаров и услуг с учетом всех видов торгивли.
Набор продуктов питания прожиточного минимума включает продовольственные товары, объединенные в такие укрупненные группы:
хлебопродукты;
картофель;
овощи;
фрукты и ягоды;
мясопродукты;
молокопродукты;
рыбопродукты;
яйца;
сахар, кондитерские изделия;
маргарин.
Этот набор рассчитан на основе минимальных размеров потребления продуктов питания для различных категорий населения, разработанных научно-исследовательским институтом питания Минздрава Украины. Расчеты набора продуктов питания основаны на нормах физиологических потребностей в пищевых продуктах для взрослого населения Украины и рекомендаций о потребности человека в энергии и белках; сведений о химическом составе основных продуктов питания и расходов веществ в процессе продукции.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг определяются на основе норм общей площади жилья и нормативов потребления основных видов коммунальных услуг (вода, тепло, газ, канализация, электроэнергия, радио, телефон, телеантенна) на одну людину.
Определение доли расходов прожиточного минимума, используются на приобретение непродовольственных товаров, услуг (без учета жилищно-коммунальных), выплату налогов и других обязательных платежей, основывается на использовании фактического соотношения между этими расходами и расходами на питание, которое сложилось в базовом периоде ( по материалам бюджетных обследований).
Более правомерной и научно обоснованной категорией является минимальный потребительский бюджет, что обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы трудоспособных и нормальную жизнедеятельность нетрудоспособных громадян.
МСБ - это законодательно установленная в государстве среднедушевой месячная стоимость набора продуктов питания, непродовольственных товаров, оплаты необходимых услуг, лекарств, предметов быта, в том числе и длительного пользования, удовольствие в установленных пределах культурных потребностей, рассчитанных на основании научно обоснованных норм и нормативов с учетом национальных особенностей. Для Украины расчет стоимости такого бюджета впервые осуществлялась в 1991 г. для 13 половозрастных групп. Этот показатель отражает нижнюю границу цены рабочей силы, что позволяет поддерживать здоровье и работоспособность человека на нормальном уровне, который соответствует требованиям физиологии.
Расчеты прожиточного минимума целесообразно осуществлять не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для трудоспособных граждан, детей до 6 лет, подростков 7-15 лет, пенсионеров. Это позволяет дифференцированно оценивать стоимость воспроизводства, а затем определять минимально необходимые уровни доходов для различных по составу типов семей: супружеской пары с детьми и без детей, одиноких работников, неполных семей, пенсионерив.
(В условиях кризисного состояния экономики и спада производства в Украине введено социальный норматив - граница малообеспеченности, структура и размер которой определяется законодательством. Согласно Закону Украины «О черте малообеспеченности» чертой малообеспеченности является величина среднедушевого совокупного дохода, который обеспечивает нетрудоспособному гражданину потребления товаров и услуг на минимальном уровне, установленном законодавством.
Предел малообеспеченности формируется на основе нормативно-статистического метода. Этим методом определяется набор продовольственных товарив.
Стоимость непродовольственных товаров и услуг и стоимость содержания жилья определяются согласно фактическим затратам семей с низкими доходами. Стоимость непродовольственных товаров не может составлять менее пятнадцати процентов стоимости продуктового набору.
Набор продовольственных товаров и услуг для определения величины стоимости границы малообеспеченности разрабатывается с участием профсоюзов Кабинетом Министров Украини.
На жизненный уровень населения негативно влияет инфляция. Поэтому в условиях инфляционных процессов разбалансированности рынка товаров и услуг, нарушение народнохозяйственных пропорций в экономике важная роль принадлежит государству по регулированию доходов населения, т.е. индексация всех видов доходов с целью компенсации убытков населения от роста потребительских цин.
В Украине в апреле 1997 г. был принят закон, который предполагает индексацию доходов населения из-за инфляции более 5%. При этом предполагается, что индексироваться будут только те суммы, не превышающие трех величин границы малообеспеченности
5.1. Сущность стоимости рабочей силы | ГЛАВА 6. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В УСЛОВИЯХ |