7.2. Договорное регулирование заработной платы

Договорное регулирование заработной платы является важной составляющей системы социальной партнерства.
Функционирования системы социального партнерства осуществляется на трехстороннем сотрудничестве предпринимателей (работодателей), наемных работников и органов государственной влади.
Цель социального партнерства заключается в стремлении государства, работодателей и наемных работников достичь общего блага в обществе путем повышения производительности труда, развития научно-технического прогресса, увеличение валового национального продукта, повышения уровня жизни населення.
Социальное партнерство основывается на демократических принципах: свободы, плюрализма, желании сторон достичь взаимопонимания в принятии совместных решений, предоставлении возможностей участвовать в управлении производством и распределении созданного продукта. Государство обеспечивает правовое регулирование взаимоотношений между партнерами, устанавливает и контролирует соблюдение минимальных норм и гарантий в сфере труда и социально-трудовых отношений (условия оплаты труда, отдыха, социальной защиты населения и т.д.).
Предприниматели (работодатели), защищая свои интересы и права как собственников средств производства, в социальном партнерстве видят возможность проведения согласованной технической и экономической политики без резких потрясений и разрушительных конфликтов. Предприниматели несут основную ответственность за результаты хозяйствования, обеспечение надлежащих условий труда и размеров его оплаты и финансового обеспечения социальной защиты працивникив.
Профсоюзы как защитники и выразители интересов работников призваны бороться и защищать социальные, экономические и профессиональные права рабочих и служащих, бороться за социальную справедливость, способствовать созданию для человека надлежащих условий труда и життя.
Система социального партнерства объединяет возможности государства, предпринимателей и профсоюзов для достижения социального мира, способствует созданию надлежащих условий для экономического развития страны, положительно влияет на формирование и использование трудовых ресурсов. Осуществление этого происходит путем разработки и реализации согласованных экономических и социальных программ, обеспечение определенных гарантий оплаты труда, рабочего времени и отдыха; регулирования рынка труда и создания необходимых условий для повышения эффективности занятости населения, обеспечение на производственном уровне согласно договорам и договорам надлежащих условий для эффективного использования трудового потенциалу.
Договорное регулирование оплаты труда наемных работников в Украине осуществляется на основе системы тарифных соглашений на всех уровнях управления, которые достигаются в результате коллективных переговорив.
Переговоры ведутся и соглашения заключаются на государственном, межотраслевом (генеральное тарифное соглашение), отраслевом (отраслевое тарифное соглашение), производственном (тарифное соглашение как составная часть коллективного договора) уровнях. Договорное регулирование оплаты труда работников предприятий, расположенных на территории Республики Крым (кроме предприятий, являющихся общегосударственной собственностью, и тех, которые являются коммунальной собственностью), может осуществляться на основе тарифных соглашений, заключаемых на территориальном (город, административный район) и коммунальном уровнях (региональная тарифное соглашение).
На государственном уровне переговоры проводятся между Кабинетом Министров и Советом Федерации независимых профсоюзов Украины. Результатом переговоров должно быть заключение генеральной (межотраслевой) тарифного соглашения, которое достигается на основе консультаций с отраслевыми государственными органами управления, концернами, ассоциациями, советами предприятий, советами предпринимателей, а также отраслевыми и другими профсоюзами или союзами (объединениями) трудящих.
На отраслевом уровне трехсторонние коллективные переговоры проводятся между уполномоченными представителями государственного органа (органов) управления, уполномоченными представителями союза предпринимателей и соответствующими уполномоченными представителями отраслевого профсоюза (профсоюзов). В случае отсутствия профсоюза (профсоюзов) или высказывании ему недоверия трудящимися в переговорах участвуют представители самих трудящихся. Результатом переговоров должно быть заключение отраслевого тарифного угоди.
На территориальном уровне коллективные переговоры могут проводиться между союзами предприятий, группами предприятий или предприятий, расположенных на этой территории, независимо от формы собственности и хозяйствования. Участниками переговоров являются уполномоченные представители союза, группы предприятий или предприятия, а также соответствующие уполномоченные представители профсоюза (профсоюзов). Если профсоюз отсутствует или трудящиеся выражают ей недоверие, в переговорах принимают участие уполномоченные представители самих трудящихся. Коллективные переговоры целесообразно проводить с участием уполномоченных представителей территориального органа по труду, а также территориальных профсоюзов. Они должны обеспечивать организацию переговоров и методическую помощь в достижении угод.
На уровне предприятия, организации тарифное соглашение как составная часть коллективного договора заключается между уполномоченными на то представителями администрации или владельца и профсоюзы (представителями трудящихся).
Предметом генерального тарифного соглашения являются:
дифференциация минимальных тарифных ставок по видам производств, работ и деятельности в производственных отраслях в зависимости от тяжести труда, но не ниже установленной государством минимальной заработной платы
единые для всей территории Украины минимальные ставки компенсационных доплат за работу в неблагоприятных, вредных и опасных условиях труда, которые дифференцируются по видам и категориям условий труда;
единых тарифных условиях оплаты труда рабочих и служащих за общими (сквозными) профессиями и должностями;
взаимные обязательства сторон по выполнению угоди.
Предметом генерального тарифного соглашения могут быть и другие вопросы оплаты труда и социальных гарантий работников, стороны переговоров считают необходимым внести в генерального тарифного соглашения, не противоречащих законодавству.
Предметом отраслевой, а также регионального тарифного соглашения, заключаемого на коммунальном уровне являются:
единые для предприятий соответствующей отрасли (подотрасли), территории тарифная сетка рабочих и шкалы соотношений минимальных должностных окладов по группам должностей руководителей, специалистов и служащих или единая соответствии отраслевая (подотраслевой), территориальная тарифная сетка для всех категорий работников;
единые для различных категорий работников соответствующей отрасли (подотрасли), территории минимальные размеры доплат и надбавок, учитывающих специфику условий труда отдельных профессиональных групп,
взаимные обязательства сторон по выполнению угоди.
Предметом отраслевой, а также регионального тарифного соглашения, заключенного на коммунальном уровне, могут быть и другие вопросы оплаты, нормирования труда и социальных гарантий работников, которые не противоречат законодательству и нормам генерального тарифного соглашения, стороны переговоров считают необходимым включить в отраслевой, а также регионального тарифного соглашения, заключаемого на коммунальном ривни.
Предметом тарифного соглашения на производственном уровне как составной части коллективного договора являются:
формы и системы оплаты труда, применяемые для различных категорий и групп работников;
минимальная тарифная ставка, дифференцированная по видам и типам производства в пределах уровней, предусмотренных генеральным тарифным соглашением для соответствующих видов и типов производств отрасли (подотрасли)
размеры тарифных ставок и должностных окладов по разрядам работ и должностям работников;
виды и размеры доплат, надбавок, премий и других поощрительных и компенсационных выплат и условия их предоставления;
условия оплаты труда за работу в понаднормований время, время простоя, который имел место не по вине работника и т.д.;
• взаимные обязательства сторон по выполнению угоди.
Предметом тарифного соглашения на производственном уровне как складовои
части коллективного договора могут быть и другие вопросы оплаты труда и социальных гарантий работников, которые не противоречат законодательству и нормам генеральной, отраслевой и региональной тарифных соглашений, стороны переговоров считают необходимым включить в тарифного соглашения на производственном ривни.
Коллективно-договорная система трудовых отношений на производственном уровне должно способствовать защите интересов как работодателей, так и работников, улучшению организации трудовых отношений, а также обеспечению их стабильности.
В коллективном договоре согласно Закону Украины «О коллективных договорах и соглашениях» устанавливаются взаимные обязательства сторон по регулированию производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности:
изменения в организации производства и труда
обеспечение продуктивной занятости;

нормирование и оплата труда, установления формы, системы, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др..)
установление гарантий, компенсаций, льгот;
участию трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприятия (если это предусмотрено уставом);
режим работы, продолжительность рабочего времени и отдыха;
условия и охрана труда;
обеспечению жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организация оздоровления и отдыха работников;
гарантии деятельности профсоюзной или других представительных организаций трудящих.
Структура коллективного договора, его разделы, приложения определяются самостоятельно сторонами этого договора на основе их обязательств, взятых каждой стороной с указанием должностных лиц, ответственных за их реализацию, и сроков виконання.
Коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной влади.
Контроль за выполнением коллективного договора проводится непосредственно заключившими его сторонами или уполномоченными ими представителями.
7.1. Государственное регулирование заработной платы Глава 8. Тарифная система оплаты труда