2.7. Планирование и финансирование работ по охране труда
Планирование организационно-технических мероприятий по охране труда-одна из ведущих функций управления охраны труда. Перед планированием обязательно определяется фактическое состояние охраны труда и его прогнозирования на майбутне.Планирование работ по охране труда бывает перспективным (на длительный отрезок времени), текущим (на год) и оперативным (квартал, месяц, декаду).
В перспективных планов принадлежит комплексный план улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, который предусматривает создание, согласно нормативным актам по охране труда, условий труда, связанных с перспективными изменениями предприятия. Такое планирование, как правило, рассчитано на срок от 2 до 5 лет. Реализация этих планов обеспечивается через годовые планы номенклатурных мероприятий по охране труда, вносятся в соглашение, которое является неотъемлемой частью коллективного договору.
Текущие планы предусматривают реализацию мероприятий по улучшению условий труда, создание лучших бытовых и социальных условий на производстве. Эти планы обязательно снабжаются финансированием согласно разработанным кошторисами.
Вопросы охраны труда могут отражаться в других текущих планах, которые предприятия и организации могут составлять по требованию трудовых коллективов: план социального развития коллектива; научной организации труда; механизации тяжелых и ручных работ; охраны труда женщин, подготовки предприятия к работам в осенне-зимний период; повышение культуры производства и ин.
Оперативные планы составляются для быстрого исправления выявленных в процессе государственного, ведомственного и общественного контроля недостатков в состоянии охраны труда, а также для ликвидации последствий аварий или стихийных лиха.
Финансирование работ по охране труда осуществляется работодателем. Финансирование профилактических мероприятий по охране труда, выполнение общегосударственных, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, других государственных программ, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, предусматривается осуществлять за счет средств государственного и местного бюджетов, выделяемых отдельным строкой, таза счет других источников финансирования, определенных законодавством.
Для предприятий, независимо от форм собственности, или физических лиц, использующих наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5% от суммы реализованной продукции.
Для предприятий, которые содержатся за счет бюджета, расходы на охрану труда предусматриваются в государственном или местных бюджетах и составляют не менее 0,2% от фонда оплаты праци.
Суммы расходов по охране труда, относящиеся к валовым расходам юридического или физического лица, которое в соответствии с законодательством наемный труд, определяются согласно перечню мероприятий и средств по охране труда, утвержденным Кабинетом Министров Украины.
2.6. Ответственность работников службы охраны труда | 2.8. Отчетность предприятий и организаций по вопросам охраны труда |