20.4. Подъемные устройства - особенности безопасности при их эксплуатации
Подъемные устройства в зависимости от категории, конструктивного оформления и грузоподъемности делятся на две группы. К первой группе относятся подъемные механизмы и машины, подлежат регистрации в Государственном комитете Украины по надзору за охраной труда и освидетельствованию его представителем. Это - краны всех типов, грузозахватные приспособления, лифты и подъемники номинальной грузоподъемностью 50 т и выше, электрические тали и лебедки грузоподъемностью от Юте выше. Ко второй группе, не подлежащих регистрации, относятся краны, подъемники и механизмы с ручным приводом, поворотные краны и те, которые управляются с пола с помощью кнопочного пульта (если они являются самостоятельными подъемными механизмами), автопогрузчики и штабелеукладачи.Они эксплуатируются, испытываются и опосвидчуються соответствии с правилами и инструкциями, разработанными на предприятиях, которым они належать.
Грузоподъемные краны. Безаварийная работа грузоподъемных кранов зависит от их конструктивного исполнения и правильной експлуатации.
Каждый грузоподъемный кран обеспечивается документацией, предусмотренной Госстандартом соответствии с техническими условиями на изготовление. Кроме паспорта и инструкции по эксплуатации на кране закрепляется табличка, где указывается наименование завода-изготовителя, грузоподъемность, дата выпуска и порядковый номер.
Грузоподъемные краны оборудуются устройствами, обеспечивающими безопасность труда: концевыми выключателями для автоматической остановки механизмов подъема и передвижения стрелы крана, ограничителями и указателями грузоподъемности, тормозными устройствами колодочного типа, противоугонными пристроями.
Все грузоподъемные краны в процессе изготовления проходят предварительные и приемо-сдаточные испытания, техническое опосвид-ния перед пуском их в работу и периодическое - в процессе роботи.
Технические освидетельствования грузоподъемных кранов делятся на полные и часткови.
Полные технические освидетельствования включают обзор всего крана и его элементов и статические и динамические испытания. Они проводятся перед пуском крана в работу и периодически через каждые 3 года с участием представителей Госнадзорохрантруда. Для кранов, которые используются нечасто, период между полными техническими опос-видченнямы может быть увеличен до 6 рокив.
Частичные технические освидетельствования включают осмотр крана и его отдельных конструктивных элементов и проверку исправности его основных механизмов и проводятся ежегодно лицом, ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию грузоподъемных кранов.
Статическими испытаниями проверяются прочность металло-конструкций и устойчивость крана против опрокидывания. При испытании поднимают груз, масса которого на 10-25% больше массы рабочего груза. Кран считается прошел испытания, если в течение 10 мин поднятый груз не опускается, и если не найдены трещины, деформации и другие пошкодження.
При динамических испытаниях проверяют работоспособность механизмов, останавливают ход при крайних нижних и верхних положениях стрелы крана или груза выше допустимых и других устройств безопасности. Результаты освидетельствования заносятся в паспорт.
К обслуживанию грузоподъемных кранов допускаются лица, прошедшие обучение и сдали экзамен на право управлиння.
При эксплуатации грузоподъемных машин запрещается: поднимать грузы, масса которых превышает допустимую; одновременно поднимать груз и людей; поднимать грузы, находящиеся в неустойчивом положении; отрывать примерзшие или завалены землей грузы, или заложенные другими грузами; оттягивать грузы на косом натяжении подъемных канатов; оттягивать грузы при подъеме; отключать тормоза и устройства безпеки.
Лифты. В зависимости от назначения и грузоподъемности лифта разделяют на: пассажирские; грузопассажирские; грузовые проводником; грузовые без проводника; грузовые малые (без проводника) грузоподъемностью до 160 кг включительно, площадь пола кабины 0,9 м2, высота-им.
Грузовые и пассажирские лифты широко применяют как в основном, так и во вспомогательном производствах. Документом, регламентирующим безопасную эксплуатацию лифтов, являются Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов. Регистрации в органах технического надзора Госнадзорохрантруда подлежат все лифты, кроме лифтов грузоподъемностью до 160 кг и высотой кабины не более 1 м.
Лифты 1 раз в год подлежат техническому освидетельствованию, при котором осуществляется их осмотр, статические и динамические испытания. При осмотре проверяется работа механизмов, электрооборудования, освещения, приборов управления и безопасности. Разрешение на пуск лифта в эксплуатацию выдает инспектор технического нагляду.
Все пассажирские и грузовые лифты обязательно оборудуются ловителями, содержащие кабину от падения при обрыве троса, тормозом подъемной лебедки, контр-грузом, дверными контактами, исключающие возможность движения кабины при открытых дверях, выключателями, останавливают кабину на поверхностях, ограничителями грузоподъемности и скорости, конечными выключателями. При обрыве троса ловушки должен остановить кабину на расстоянии не более 0,1 м от точки обриву.
Ответственность за состояние и эксплуатацию лифтов возлагается на работника предприятия. Обслуживание лифтов может быть поручено по договору специализированной организации.
Лицо, ответственное за исправность и безопасную эксплуатацию лифтов, обязательно следит за своевременным проведением технического освидетельствования и обзоров, не допускает работу лифтов с просроченными сроками освидетельствования, профилактических осмотров или ремонтив.
Подъемники. Подъемники предназначены для подъема или спуска грузов (а не людей!). Они могут быть как вертикальными, так и наклонными и не требуют специальной шахты, кабины, машинного отделения, улавливателей. Вместо кабины можно использовать огражденную со всех сторон клетку. Подъемники грузоподъемностью до 250 кг могут быть ограждены бортами. В местах остановки клетки, где происходит загрузка и разгрузка грузов, вывешивается инструкция по безопасности эксплуатации и трафарет с указанием предельно допустимой массы вантажу.
Грузозахватные приспособления. Для комплектования грузоподъемных машин и механизмов, а также для обвязки и временного крепления различных грузов, поднимаются и перемещаются машинами при погрузке и разгрузке, применяют грузозахватные устройства: одинарные и кольцевые канатные стропы, двух-, четырех-, шестирядного канатные стропы; траверсы с закрепленными на них грузозахватными устройствами; различного вида захваты (клещевые, кольцевые, коромысло и др..). К вантажозахоплю-тельных устройств относятся также устройства с электромагнитным и гидравлическим приводом.
При подъеме груза массой более 3 т крюки должны быть подвижными на шариковых закрытых опорах. Крюки кранов оборудуются механизмами, предотвращающими спада с крюка съемных грузоподъемных захватывающих устройств. Гибких грузозахватных приспособлений предохранительные механизмы не потрибни.
В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления проверяют осмотром в установленные сроки, но не реже чем через 6 месяцев - для траверс, через 1 месяц - для клещей и других захватов, через каждые 10 дней - для стропов (за исключением редко используемых). Грузозахватные приспособления, которыми редко пользуются, осматривают перед выдачей их в роботу.
Результаты осмотра заносятся в журнал учета осмотра грузозахватных пристроив.
На каждом предприятии, которое эксплуатирует грузоподъемное оборудование, должен быть назначен инженерно-технический работник, который несет ответственность за его исправность и безопасную эксплуатацию. Назначение этого лица должно быть проведено приказом, а его должность, фамилия, имя, отчество и подпись должны быть зафиксированы в паспорте каждого грузоподъемного устройства.
20.3. Автопогрузчики , электропогрузчики и электрокары. Правила безопасности при их эксплуатации | ЧАСТЬ V. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ |