1. Труд как предмет научного экономического исследования

Труд - это сложное и многоаспектное явление, которое играет в жизни общества и каждого отдельного человека такую важную роль, что само это понятие в широком понимании является неотделимым от человеческой жизни. Труд - это сознательная целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Труд - это первооснова и необходимое условие жизни людей и обществ ». Изменяя в процессе труда окружающую среду, приспосабливая его к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Более того, труд является одной из важнейших форм самовыражения, самоактуализации и самосовершенствования человека, уже с другой стороны, но также является мощным фактором общественного прогресу.
Сложность и многоаспектность процесса труда, с одной стороны, и ни с чем не сравнимое социально-экономическое значение труда, с другой, обусловили активный интерес к ней различных наук. Особенности труда как объекта исследования, заключаются в том, что, во-первых, труд - это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективной, рационально организованной, во-вторых, труд является одним из главных условий жизнедеятельности не только отдельной личности, но и любого предприятия или организации, а также общества в целом, в-третьих, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые образуют стержень общественных отношений на уровне экономики в целом, на уровне региона, предприятия и микроколлектива .
Особое значение грамотное исследование всех, а особенно - социально-экономических аспектов процесса труда приобретает в наше время в связи с коренной перестройкой системы общественных отношений. Существенные преобразования происходят или должны происходить именно в социально-трудовой сфере, задевая интересы миллионов людей и вызывая закономерное противостояние субъектов этих отношений (прежде работодателей и наемных работников).
Следует особо подчеркнуть, что современная экономическая наука отошла от узкого, сугубо производственного взгляда на труд (который проявлялся в советское время прежде идеологизировано-искусственным разделением труда на так называемую "продуктивную" и "непродуктивный"). Мы определяем труд как сознательную целенаправленную образующую деятельность; приложения человеком умственных и физических усилий для получения полезного результата в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей; как процесс преобразования ресурсов природы в ценности и блага, которое осуществляется и руководствуется человеком под действием как внешних стимулов (экономических и административных), так и внутренних побуждений; как проявление человеческой личности. В таком определении труд включает в себя, кроме традиционных видов человеческой деятельности, также творческие, инновационные ее виды, в частности предпринимательство. Целью творческих видов деятельности является создание новых идей, образов, методов, представлений, технологий. Результаты творчества ученых, изобретателей, предпринимателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах весомую часть национального богатства, а их доля в национальном доходе неуклонно растет. Поэтому мы признаем творчество одним из видов труда, который, правда, имеет существенные особливости.
Как самостоятельной экономической категории труда присущие количественные и качественные характеристики. Количественная характеристика работы состоит в том, что она является расходом определенного объема энергии. С экономической точки зрения количественная характеристика труда проявляется в таких понятиях, как численность занятых, продолжительность рабочего дня, трудоемкость, интенсивность труда и т.д.. Качественная характеристика труда проявляется в таких понятиях и категориях, как сложность работы, профессиональная специфика, качество конечных результатов труда (продукции, услуг), эффективность затраченного труда, ответственность за трудовую деятельность тощо.
В системе человеческой жизнедеятельности труд синтезирует не только экономические, но и социальные функции, поскольку она обобщает достаточно сложный спектр экономических и социальных отношений. Среди задач, которые реализуются этой категорией, - состояние производственно-технических условий труда, материального и культурного уровня жизни трудящихся, повышение их общеобразовательного и профессионального уровня, территориальное и отраслевое распределение трудового потенциала и т.д.. Другой, не менее важной, практической функцией труда является ее роль в формировании системы социально-трудовой деятельности, а именно: соблюдение производственной и общественной дисциплины, ответственность за качественное и своевременное выполнение задач и прочее. Еще одной практической функцией труда выступает синтез факторов социального, экономического, социально-политического и сугубо психологического характера, реализация которых в практике работы предприятий в рыночных условиях хозяйствования возрастает. Это, прежде всего, коллективность, организованность, степень учета потребностей, интересов, ценностных ориентаций работников. Игнорирование или недооценка этих предпосылок в процессе трудовой деятельности существенно ограничивает и снижает потенциальные возможности праци.
Таким образом, в ходе рыночных преобразований все более очевидной становится ограниченность традиционных взглядов на трудовой процесс. Без комплексного теоретического подхода к труду как предмета научного экономического исследования на новой концептуальной основе, учитывающей радикальные изменения в социально-экономических отношениях общества и обусловливает преодоление отчуждения труда, практически невозможно эффективно использовать все потенциальные возможности работников.
2. Экономика труда в системе наук