3. Историческая справка: трудовой направление экономической мысли
На протяжении длительного периода истории человеческого общества, вплоть до эпохи высокоразвитого промышленного производства, вопросы рациональной организации труда и управления человеческими ресурсами не имели надлежащего научного обоснования. Однако проблемы природы и принципов справедливого и эффективного управления трудом были предметом размышлений многих великих мыслителей, а основы реалистических взглядов на процесс обеспечения достижения общих целей В ходе совместной жизнедеятельности людей берут начало еще в античности.В целом доиндустриальная эпоха, включая рабовладельческий строй, когда преобладали методы прямого принуждения к труду, и эпоху феодализма со свойственной ей отсутствием личной свободы производителя в условиях натурального или мелкотоварного производства, не нуждалась особых методов управления людьми для улучшения экономических результатов. Но некоторые вопросы экономики труда, в частности проблемы природы и организации заработной платы, исследовались уже представителями классической буржуазной политекономии.
Марксизм развил до совершенства и аналитически исчерпал на уровне своего времени трудовую теорию стоимости, олицетворял всю систему социально-экономических отношений, создав галерею экономических типов: капиталиста (торговца, финансиста, предпринимателя, рантье, землевладельца), мелкого производителя, наемного работника. Конечно, с позиций сегодняшнего бросается в глаза вызвана идеологическими целями недооценка Марксом умственной, творческой и предпринимательской деятельности в создании национального богатства, однако это не должно заслонять для нас значение его экономического учения, в частности в области исследования экономики труда и людини.
С возникновением и развитием рыночной экономики управления производством, а вместе с ним и управления человеческим трудом, приобретают все большее значення.
В начале XX в. возникла школа "научного управления" или "научной организации труда", основные положения которой изложены в работах американского инженера Ф. Тейлора (1856-1915) "Управление фабрикой" и "Принципы научного управления". В аспекте исследования проблем управления трудом представители этой школы искали пути индивидуального развития работников через снижение уровня утомляемости, научный отбор для работы по соответствующим профессиям; изучали возможности обеспечения соответствия способностей людей и требований рабочего места; совершенствовали систему стимулирования труда. Ф. Тейлор считал, что труд - это прежде всего индивидуальная деятельность, а потому влияние трудового коллектива на рабочего обычно имеет деструктивный характер, уменьшает производительность его труда. Ф. Тейлор первым обосновал необходимость научного подбора работников. Он отмечал, что отбор людей не требует поиска экстраординарных индивидов, но предполагает выбор среди обычных людей тех немногих, которые подходят именно для данного типа роботи.
Работы ученика Ф. Тейлора Г. Ганга (1861 - 1919) характеризуют ведущую роль человеческого фактора в промышленности и убеждены в том, что работнику должна быть предоставлена возможность найти в своем труде не только источник существования, но и удовольствие. В 1901 г. Г. Гант разработал первую систему оплаты досрочного качественного выполнения производственных задач. С ее внедрением на ряде предприятий производительность труда там выросла более чем вдвое. Г. Гант мечтал о внедрении "демократии на производстве", о гуманизации управления, доказывая, что "проблема человеческого фактора является одной из важнейших проблем менеджмента".
Известный американский ученый Г. Эмерсон (1853 - 1931), разрабатывая штабной принцип управления, уделял главное внимание персонала, настаивая на необходимости управления кадрами. Предвидя возникновения в будущем профессии менеджера по персоналу, Г. Эмерсон еще в 1912 г. в работе "Двенадцать принципов производительности" писал: "Крайне важно иметь хотя бы немного специалистов, обладающих интуицией, наблюдательностью, понятливостью - с одной стороны, и всем богатством физиологических , психологических и антропологических научных знаний - с другой. Только такой специалист сможет дать администрации и кандидату на работу действительно компетентный совет, только он может верно сказать, подходит ли кандидат для данной работы ".
Французский администратор и исследователь А. Файоль (1841 - 1925) выделил основные принципы управления персоналом: вознаграждение персонала, справедливость, постоянство состава персонала, подчинение частных интересов общему, единство персоналу3. Ф. и Л. Гилбрет занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможности увеличения выпуска продукции за счет более эффективного выполнения операций ручного труда без увеличения усилий работников. Они первыми применили для изучения рабочих движений кинокамеру и изобретенный ими микрохронометром, положив начало научному нормированию праци1.
Концентрация производства и монополизация капитала в начале XX в. привела к невиданному ранее скопления больших масс работников разных специальностей на крупных предприятиях, к более частичного разделения труда, и в частности к выделению функции управления персоналом. Г. Форд, пытаясь решить проблему текучести кадров, организовал на своем предприятии "психологический отдел". Известно, что первое "бюро найма" было организовано еще в 1900 p., А первый отдел труда - в 1902 г. на предприятии, которое производило кассовые апарати2.
Важным этапом развития управленческо-трудового направления научной мысли стало движение за человеческие отношения на производстве (1930 - 1950). Американские ученые М. П. Фоллет и Э. Мэйо считаются самыми крупными авторитетами в этом направлении исследований. Именно М.Фоллет Первой дала определение менеджмента как обеспечению выполнения работы с помощью других лиц, а знаменитые эксперименты Э. Мэйо доказали значение для эффективности производства силы взаимодействия между людьми. Дальнейшие исследования А. Маслоу, К. Арджеш-риса, Р. Лайкерта, Д. Мак-Грегора, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герц-берга, Л. Портера, Э. Лоулера и многих других изучали различные аспекты социально-трудовой взаимодействия людей, мотивации, характера власти и авторитета, коммуникации в организациях, лидерства, содержания работы и качества трудовой жизни тощо3.
Начало XX в. в Российской империи характеризовался большим интересом ученых к различным аспектам трудовой деятельности человека: психофизиологических, экономико-oprанизацийних, профессиональных и т.п., которые тесно переплетались между собой. Эволюция науки управления персоналом неотделима от истории развития самой науки управления, а также смежных отраслей знаний - психотехники, психофизиологии, гигиены труда, психологии, научной организации труда и ин.
Наибольшей многогранностью и энциклопедичностью научного исследования процессов человеческого труда характеризуются работы глав »(патриарха) нескольких поколений советских экономистов академика С.Г. Струмилина (1877 - 1974). Работая в жестких условиях советского тоталитарного режима, он практически объективно, почти без идеологических наслоений исследовал огромные массивы экономических проблем, постоянно связывая научные исследования с решением актуальных практических проблем народного хозяйства краини.
В работе "К вопросу о классификации труда" С.Г. Струмилин всесторонне рассматривает процесс труда с экономической, физиологической, психологической, социальной и исторической точек зору1. Образцом аналитического подхода к одной из самых сложных проблем экономики труда является разработанная С.Г. Струмилин классификация профессий и специальностей. Его работы "Проблемы квалификации труда" 2 и "Хозяйственное значение народного образования" 3 стали основой науки об экономической эффективности образования, позже в США была развита в теорию "человеческого капитала".
С.Г. Струмилин последовательно отрицал уравниловку в оплате труда. Разработанные им методы классификации и группировки профессий, большая работа по определению основных факторов дифференциации оплаты труда имели решающее значение для организации заработной платы. С.Г. Струмилин впервые осуществил социально-экономическое исследование бюджета времени различных групп работников. Под его руководством впервые в мире был разработан перспективный плановый баланс труда на 1927/28 - 1932/33 pp.
Большой вклад академика Струмилина и в разработку проблем повышения производительности труда. Анализируя эффективность новой техники, он исследовал соотношение между ростом производительности труда и снижением себестоимости. Только в современных условиях мы можем полностью оценить значение идеи ученого о необходимости учета в показателях производительности труда экономии не только живой, но и овеществленного праци1.
Важное значение в современных условиях расслоения населения по уровню доходов имеет методика С.Г. Струмилин исследования уровня народного благосостояния, которая, к сожалению, меньше известна студентам, чем американские методики.
Следует отметить, что вклад академика С.Г. Струмилина в исследование экономики стираемые не ограничивается изучением указанных выше проблем, так же, как и его общий вклад в науку не ограничивается проблемами экономики труда. Трудно переоценить значение его работ по статистике, демографии, экономики промышленности и сельского хозяйства. По нашему глубокому убеждению, обязанностью каждого студента есть личное близкое знакомство с научными трудами этого выдающегося вченого.
Заметный след в советской экономико-управленческой науке оставили и другие ученые "трудового" направления. O.K. Гастев (1882 - 1938) - ученый и поэт, организатор Центрального института труда (незаконно репрессирован и реабилитирован посмертно), считается основателем школы научной организации труда ". П.М. Керженцев (1881 - 1940) - экономист, историк, публицист, а затем П.М. Есманський, директор Таганрогского института научной организации производства, исследовали общие черты, которые есть в любой работе, связанной с управлением людьми, предусматривая таким образом основную идею праксеологии2.
Значительное внимание исследованию проблем управления уделял Ф.Р. Дунаевский, директор Харьковского института труда, он акцентировал внимание на проблемах подбора персонала, его подготовки и стимулирования. Научный сотрудник Института техники управления (Москва) Э.К. Дрезен особое внимание обращал на вопросы взаимодействия человека и коллектива, роли руководителя, подготовки резерва и обучение кадрив3.
В первой трети XX в. в СССР, как и в других странах, интенсивно развивалась психотехника. Один из основателей прикладной психологии немецкий ученый Г. Мюнстерберг, определяя основные проблемы психотехники, признавал первоочередной из них "отбор подходящих людей", т.е. проблему профессиональной пригодности в широком смысле слова, включая профотбор, профконсультацию и профориентацию1. Заметный вклад в развитие психотехники в 1920 - 1930-х pp. сделали И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн, К.Х. Кекчеев, Н.Д. Левитов, Н.В. Петровский, Н.А. Рыбников, Т.М. Бурдян-ский и др.. Психотехника, изучая психологическое состояние человека при ее взаимодействии с производственной средой, подготовила научную основу для возникновения и развития современных наук о труде: эргономики, инженерной психологии, организационного проектирования, технического нормирования, организации управления производством. В центре внимания всех этих наук - трудовая деятельность людини.
Вместе с психотехникой интенсивно развивались исследования в области психофизиологии. Самым известным представителем психофизиологии в 1920 - 1930-х pp. был А. А. Ерманський, выдвинувший теорию "физиологического оптимума", которая подтверждается современными дослидженнями2.
Огромный интерес к проблемам экономики, научной организации труда и управления персоналом оказался, в частности, в большом количестве и разнообразии периодических печатных изданий того времени: "Организация труда", "Техника управления", "Хозяйство и управление", "За рационализацию", "Предприятие "," Инженерная труд "и др.. (на русском языке). Однако уже к концу 1930-х pp., В связи с известными политическими причинами в СССР, объективные научные исследования были практически згорнути.
В развитых странах капиталистического мира в это время к проблемам "человеческого фактора", мотивации труда обратились и теоретики менеджмента, поскольку практика управления уже убедительно доказала, что психологические, социологические, экономические, юридические и другие факторы существенно влияют на эффективность функционирования организации. Уже отмечалось, что у истоков новых форм и методов управления в промышленности были американские ученые Э. Мэйо и М. Фоллет, основатели "школы человеческих отношений". Это направление промышленной социальной психологии ускоренно развивался после второй мировой войны, во многом благодаря работам Д. Мак-Грегора (1906-1964). Ему принадлежит радикальная тезис о том, что человеческий сторону предприятия образует единое целое и теоретические предпосылки, которых придерживается руководство по управлению его человеческими ресурсами, определяют весь характер предприятия. Д. МакТрегор предложил также широко известные ныне теории X и Y, которые дальше развил профессор Калифорнийского университета В. Оучи1.
В конце 1950-х и окончательно в 1960-е pp. управления человеческими отношениями в организациях выделилось в специальную управленческую функцию "управление персоналом". ее основной задачей стало обеспечение возможности каждому работнику работать максимально эффективно в интересах предприятия, обязательно связывается с повышением личного благосостояния работника. Научные исследования в области управления персоналом связаны теперь прежде всего с методами отбора, обучения и переподготовки кадров, а также с проблемами занятости, эффективного использования рабочего времени и оборудования, процедурами урегулирования трудовых конфликтов, новыми взглядами на систему материального стимулирования работников, отказом от традиционных форм оплаты, основанных на жестком нормуванни.
Начиная с 1960-х pp. наблюдается вторая большая волна роста интереса к проблемам управления через систему взаимоотношений людей. Управления экономическими процессами рассматривается как целенаправленное воздействие на людей и только через них - на производственные отношения. Важным методом управления становятся социально-психологические видносини.
В 1970-1980 pp. в науке управления развитых стран понятие "человеческие ресурсы", "человеческий капитал" и управления ими начали вытеснять понятие "персонал", "управление персоналом", "работа с кадрами". Большинство фирм изменила также традиционные названия отделов кадров на "отделы (службы) человеческих ресурсов", новая терминология вошла и в служебные документы, и в научные работы, и в учебники, однако полного единодушия среди ученых по этому поводу пока немае.
Исследования советских ученых в 1970-1980-х pp. в области управления человеческими ресурсами проводились прежде специалистами по проблемам психологии и социологии труда: В. А. Ядова, Марков, Г.М. Зараковським, В.К. Тараса, Ю.М. Нерповим, Е.А. Климовым, Б.А. Смирновым, Б.А. Леоновым, Ю.М. Забродимим и др.. Благодаря исследованиям Б.Ф. Ломова, Б.Г. Ананьев, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьева в отдельное направление науки управления выделилась эргономика, возникшая на базе психологии, психофизиологии, научной организации труда. Предметом этой науки является исследование различных характерно ИК работающего человека с учетом многочисленных производственных факторов с целью оптимизации орудий, условий и процесса праци.
В настоящее время происходит процесс становления инженерной психологии как самостоятельной науки, продолжает активно развиваться нормирования труда. Среди ученых, внесших значительный вклад в развитие теории нормирования, следует назвать Е.Т. Андрющенко, В.П. Бабича, Н.С. Березину, МИ. Бухалков, Б.М. Генкина, Б.М. Игумнова, Г.И. Калитича, В.И. Кочсткова, ГЭ. Слезипгера, А.П. Павленко, П.Ф. Петроченко, В.А. Плаксова, Е.И. Шерман и ин.
Особое внимание уделялось научно-практнчним проблемам повышения производительности труда, совершенствованию показателей ее измерения. Значительно расширили теорию производительности и эффективности труда такие ученые, как Е.Г. Антосенков, Е.И. Капустин, Д.М. Карпухин, В.Г. Костаков, Л.А. Костин, А.А. Котляр, В.В. Куликов, И.С. Маслова, А.И. Милюков, Г.А. Пруденский, А.И. Рузавината ин.
В Украину трудовой направление экономической мысли сейчас развивается несколькими научными центрами. Самые известные из них: Институт экономики Национальной академии наук (НАШ Украины (г. Киев) Научно-исследовательский институт социально-трудовых отношений Министерства труда и социальной политики Украины (г. Луганск) Научно-исследовательский институт труда и занятости населения Министерства труда и социальной политики и НАН Украины (г. Киев) Институт региональных исследований НАН Украины (г. Львов); Совет по изучению производительных сил Украины НАН Украины (г. Киев) Экономический научно-исследовательский институт Министерства экономики Украины (г. Киев), украинский научно-исследовательский институт аграрных проблем (г. Киев). Немалый вклад в развитие трудового направления экономической науки делают и ученые высшей школы, в частности в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко, Львовском государственном университете имени Ивана Франко, Харьковском национальном университете имени Николая Каразина, Киевском
2. Экономика труда в системе наук | ГЛАВА 1. НАСЕЛЕНИЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА |