1.2. Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория

В отечественной экономической литературе, статистическом учете, государственном регулировании экономики для определения человеческих ресурсов используется термин трудовые ресурсы, возникший в первые годы советской власти для потребностей Централизованного управления. В Советском Союзе кроме права на труд законодательно был закреплен обязанность каждого трудоспособного гражданина работать "на общую пользу". Трудоспособные люди, которые не работали больше С месяцев, считались ведущими "паразитический образ жизни", и преследовались не только по административным, но и по уголовному законодательству. В таких условиях строгий статистический учет трудоспособного населения, т.е. трудовых ресурсов (вместе с ресурсами природными, финансовыми и материальными) был жизненно необходимым для централизованного планирования административно-командной економики.
Трудовые ресурсы - это часть населения страны, по своим физическим развитием, умственными способностями и знаниями, способная работать в народном господарстви.
Из этого определения следует, что трудовые ресурсы включают в себя как реальных работников, уже занятых в экономике страны, так и потенциальных, которые не заняты, но могут работать. То есть это понятие специально создано и идеально подходит для советской идеологии поголовной принудительной занятости, однако, как уже отмечалось, продолжает использоваться и в наше час.
Чтобы количественно определить границы трудовых ресурсов, нужно уяснить понятие "трудоспособное население", "трудоспособный возраст", "работающие подростки", "работающие пенсионеры".
Трудоспособный возраст - понятие обобщенное, а потому несколько условно. Оно определяется системой законодательных актов. Сейчас в Украине трудоспособным возрастом считается для женщин 16 - 54 года, для мужчин - 16 - 59 лет включительно. Нижняя граница трудоспособного возраста предусматривает, что до начала трудовой деятельности человек должен получить определенный уровень физического и умственного развития, для чего требуется время (минимум первые 16 лет жизни). Верхняя граница трудоспособного возраста показывает мнение общества о том, в каком возрасте человек может претендовать на социальную помощь по старости. Для некоторых видов трудовой деятельности, связанные с работой в неблагоприятных условиях труда или требуют от работника качеств, с возрастом заметно уменьшаются (например, спорт, балет), пенсионный возраст наступает раньше на 5-10 лет, а иногда и больше. Такие люди называются льготным пенсионерами. Чаще всего они продолжают работать и остаются в составе трудовых ресурсив.
Следует отметить, что во многих развитых странах законодательно установлена верхняя граница трудоспособного возраста на 5-10 лет выше, чем в Украине, но и средняя продолжительность жизни там значительно превышает аналогичные показатели нашей страны. Общей мировой практикой является низший предел пенсионного возраста для женщин, хотя везде средняя продолжительность жизни мужчин значительно меньше, чем жинок.
Все сказанное касается трудоспособных, то есть людей, физически и психически достаточно здоровых для того, чтобы работать. К сожалению, в каждом обществе есть значительная прослойка людей, не достаточно здоровых для этого. Т.е. с люди нетрудоспособные, хотя их возраст работоспособен. Такие люди получают статус инвалидов первой или второй группы, что дает им право на получение пенсии независимо от возраста. Количество и доля инвалидов среди населения страны складывается под влиянием комплекса условий, от которых зависит здоровье. Огромное значение имеют экологическая ситуация, уровень материального благосостояния (качество питания, расход жизненных сил на работе), доступность и качество медицинского обслуживания, безопасность условий труда и т.д.. Не нужно быть экспертом, чтобы констатировать значительное ухудшение всех этих условий для абсолютного большинства населения Украины в последнее десятилетие. Соответственно и количество пенсионеров по инвалидности увеличился с 1352 тыс. человек в начало 1986 г. до 1978 тыс. человек на начало 1999 p., Т.е. на 46% *.
Следует сказать, что одним из принципов цивилизованного гуманного общества является создание условий для трудовой самореализации инвалидов. Наше государство обязывает работодателей до 5 "рабочих мест выделять для лиц с ограниченной конкурсе ее способностью на рынке труда (в том числе инвалидов), однако на практике проблемы трудоустройства инвалидов решаются очень тяжело, в результате чего инвалиды составляют значительную долю экономически неактивного населения. Будущая динамика численности неработающих инвалидов прежде всего зависит от улучшения жизни (и, соответственно, здоровье) людей, а также от приспособления технологии производства к работнику. Тенденцией экономически развитых стран является уменьшение доли неработающих инвалидов среди населения трудоспособного вику.
Вместе с тем среди людей нетрудоспособного возраста есть немалая доля трудоспособных и желающих работать. Работников, моложе трудоспособного возраста, обычно называют работающими подростками, а старших - работающими пенсионерами.
Исторический опыт убедительно доказывает, что количество работников этих категорий обратно пропорциональна уровню благосостояния населения. У подростков и пенсионеров низкие требования и содержания труда, и к уровню его оплаты, поэтому они нередко находят место работы даже в условиях высокой безработицы и берут на свои плечи обязанность содержание других (часто трудоспособных, но безработных) членов семьи. Поэтому в наше время растет и количество, и доля работающих подростков и пенсионеров. Однако справедливости ради нужно сказать, что дополнительный заработок является далеко не единственной причиной трудовой активности, особенно пенсионеров. Определенное значение имеет также желаемый и привычный ("молодой") образ жизни, желание быть в коллективе , чувствовать себя нужным и т.д.. Как вывод отметим, что труд подростков и пенсионеров может приносить пользу и им самим, и экономике в целом. Однако с учетом особенностей возраста эта работа должна быть организована (прежде государством) так, чтобы не наносить вред их здоровью и не мешать получить соответствующий уровень образования молоди.
Таким образом, мы подошли к количественному определению понятия "трудовые ресурсы". Они состоят из населения в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов и льготных пенсионеров, и работающих в экономике страны лиц моложе и старше трудоспособного вику.
Как видим, в экономической литературе используются различные понятия для определения человеческих ресурсов.
В табл. 1.2 приведены количественные характеристики этих показателей и их составляющих.
Важно четко уяснить их смысловая нагрузка и пределы использования. Понятие "трудовые ресурсы" шире, чем понятие "экономически активное население", поскольку включает еще и трудоспособных неработающих людей и тех, которые стационарно учатся. Реально за понятием "трудовые ресурсы" стоит количество населения, можно заставить работать, то есть которое физически способно работать. Понятие же "экономически активное население "- это и реальная часть трудовых ресурсов, добровольно работает или хочет работать. Поскольку Украина избрала курс на построение демократического общества, и в ее Конституции провозглашена запрещение принудительного труда, понятие" трудовые ресурсы "постепенно теряет свое экономическое значение. Ведь ресурсами можно называть лишь реальные источники удовлетворения потребности (в данном случае - потребности в рабочей силе). Поэтому нелогично называть трудовыми ресурсами ту часть населения, которую можно привлечь к работе только насильно. Реальными же человеческими ресурсами для работы (и это признано на международном уровне) является экономически активное или трудоактивного населения. Однако и понятие "трудовые ресурсы" имеет право на существование, поскольку показывает максимально возможную (в экстремальных условиях) количество трудоактивного населения.
1.1. Экономически активное население 1.3. Воспроизводство населения и ресурсов для труда