3.4. Безработица , его показатели и виды. Пособие по безработице

Безработицей называется социально-экономическая ситуация в обществе, при которой часть активных трудоспособных граждан не может найти работу, которую они способны выполнять, обусловленная преобладанием предложения труда над спросом на нее. Хотя и существует мнение, что безработица является стимулятором трудовой дисциплинированности и активности работающего населения, однако социально-экономические потери от безработицы столь значительны, что во всем мире прилагается много усилий для его минимизации, и все же одной стране не удается ликвидировать его повнистю.
Безработные, в определении МОТ, - это лица в возрасте 15 - 70 лет (как зарегистрированные, так и незарегистрированные в государственной службе занятости), которые одновременно удовлетворяют трем условиям: не имеют работы (доходного занятия), ищут работу или пытаются организовать собственное дело, готовы приступить к работе в течение следующих 2 недель. К этой категории относятся также лица, обучающиеся по направлениям службы занятости, нашли работу и ждут ответа или готовятся к ней приступить, но на данный момент еще не працюють.
По украинскому законодательству безработными признаются граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости, ищут работу и готовы к ней приступить. Как видим, официальная система учета безработицы в Украине занижает реальные показатели, поскольку большая доля безработных таковыми не считаются, потому что они по разным причинам не регистрируются в службе зайнятости.
Количество безработных - это абсолютный показатель безработицы указывает на его размеры. Отношение числа безработных (Б) к численности экономически активного населения (Эа) - это относительный показатель безработицы показывает его распространенность и называется уровнем безработицы (Сб):
Сб = (Б: Еа) • 100%.
Показатели количества и уровня безработицы в Украине за последние годы по официальным данным и по результатам обследований по методике МОТ приведены в табл. З.2.
В изучении явления и проблем безработицы большое внимание уделяется анализу его видов. Критериями выделения видов безработицы причины его возникновения и продолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная, фрикционная и циклическая безробиття.
Из главы 2 мы знаем, что спрос на труд является производным от спроса на товары и услуги, как создаются этим трудом. Поскольку со временем структура потребительского спроса изменяется, соответственно меняется и спрос на работников. Определенные профессии и даже виды работ устаревают и не находят спроса на рынке труда. Представители этих профессий часто пополняют ряды безработных. Это происходит потому, что люди, как правило, медленнее, чем рабочие места, реагируют на технологические изменения (хотя бы потому, что обновление рабочих мест происходит быстро, а для подготовки специалиста нужно несколько лет). В результате структура предложения труда не отвечает структуре и по результатам обследований по методике МОП1 спроса. Безработица, возникающая вследствие такого несоответствия, называется структурным. К этому виду относится также и безработица, связанная с территориальной оторванностью рабочего И места и работника, который мог бы на нем работать. Структурная безработица является неизбежным, как неизбежные изменения в экономике пути решения проблем структурной безработицы заключаются в развитии системы переподготовки работников, в ориентации профессиональной подготовки на будущие потребности рынка и труда, в содействии профессиональной и территориальной мобильности И рабочей силы. Следует отметить, что от эффективности решения указанных проблем будут зависеть сроки пребывания работников в состоянии структурной безработицы, но сам этот вид И безработицы присутствует в динамичной экономике завжди.
Поскольку одним из принципов социально ориентированной рыночной экономики является свобода выбора работниками рода деятельности и места работы, то в каждый определенный момент часть работников находятся в состоянии смены работы: они или добровольно меняют работу на такую, которая лучше им подходит, или впервые выбирают работу, взвешивая это важное решение, и или подыскивают работу в связи с истечением срока контракта на предыдущей работе и т.д.. Часть из них трудоустраивается, в это время другие временно оставляют работу, но в этот вид безработицы остается. Он называется фрикционным (от латинского frictio - трение), так как отражает "неповоротливость" рынка труда в строительстве вакантных рабочих мест и соискателей работы. Поскольку инициатива увольнения в этом случае идет от работников, фрикционная безработица считается неизбежной и в какой-то мере желательным, поскольку большинство работников ищут и находят выше оплачиваемую и продуктивную работу, и повышает их благосостояние, и увеличивает пользу для суспильства.
Уровень структурного и фрикционной безработицы вместе, по признанию большинства экономистов, составляет естественный уровень безработицы. Фрикционная безработица является результатом динамичности рынка труда, структурное возникает по причинам территориальной или профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке труда. Таким образом, естественный уровень безработицы - это тот минимальный уровень в этом обществе, который невозможно уменьшить и который соответствует понятию полной занятости. Его уровень постоянно растет в развитых странах, поскольку общий высокий уровень жизни дает работникам больше экономической свободы, включая и возможность дольше переучиваться или менять работу. На сегодня этот уровень колеблется в разных странах от 3 до 7%.
В условиях экономического спада, а особенно во время кризиса, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, производство сворачивается, производный от совокупного спрос на труд резко сокращается, а предложение труда значительно увеличивается в результате падения уровня жизни населения. В таких условиях быстро растет безработица, обусловлено количественной нехваткой рабочих мест для всех желающих работать. Этот вид безработицы называется конъюнктурным, или циклическим, поскольку он вызван изменением экономической конъюнктуры, кризисной фазой экономического цикла. Если первые два вида безработицы вызваны несоответствием и "незнайденистю" рабочих мест и работников, то циклическая безработица гораздо сложнее том, что оно вызвано фактическим отсутствием свободных рабочих мест при значительном количестве безработных. В периоды экономических кризисов уровень циклической безработицы нередко превышает 10%, что превращает его в страшную социально-экономическую проблему, которая может повлечь непредсказуемые социально-политические изменения. Для уменьшения негативных последствий циклической безработицы необходимо принятие и выполнение специальных программ обеспечения занятости населения, которые финансируются державою.
Еще один вид безработицы - сезонная - вызванное временным характером выполнения тех или иных работ, функционирования предприятий и отраслей. Прежде всего это сельскохозяйственные работы, рыболовство, строительство, сахарное производство и др.. На этих работах интенсивную нагрузку в "сезон" меняется простоями в другое время. Согласно работники то массово набираются, то массово увольняются. Это безработица проще тем, что оно легко прогнозируется, работники к нему готовы, и в принципе можно решить эти проблемы, создавая параллельно "межсезонье" рабочие мисця.
Важной проблемой занятости в Украине (как и в других постсоциалистических странах) является скрытая безработица, которое мы проанализировали в предыдущем параграфи.
Разновидностью скрытой безработицы является частичная безработица, которая возникает в результате уменьшения спроса на продукцию предприятия и соответствующее сокращение производства. Если при таком сокращении работодатель пытается сохранить трудовой коллектив, надеясь на улучшение экономической конъюнктуры в ближайшем будущем, он сокращает продолжительность рабочего дня (недели) для всех работающих, не увольняя персонал. Такие решения считаются социально справедливыми и экономически целесообразными, однако это приводит к возникновению частичной безработицы. Проблемы такого безработицы заключаются прежде всего в том, что, как правило, неполная работа не дает работникам достаточно средств для жизни и содержание семьи, в результате чего они активно ищут другую работу или подработки, увеличивая предложение на рынке труда. Решить эту проблему можно, если официально признать частичная безработица, и, соответственно, выплачивать частичным безработным помощь в связи с потерей части заработка. Но такое решение требует дополнительных бюджетных ассигнований, которых всегда недостаточно, а во время кризиса - и поготив.
Некоторые авторы выделяют также понятие добровольного безработицы, но мы считаем его нелогичным, поскольку при добровольной занятости человек, не хочет работать, не может считаться безработным. В противном случае к добровольным безработных можно было бы причислить всех неработающих трудоспособных людей, поскольку теоретически каждый согласился бы работать в хороших условиях за определенную привлекательную для него зарплату.
Анализ экономических показателей позволяет оценить потери от неполного использования ресурсов труда вследствие безработицы. Согласно закону Оукена ежегодный прирост реального валового национального продукта (ВНП) примерно на 2,7% удерживает число безработных на постоянном уровне. Каждые дополнительные 2 процентных пункта прироста реального ВНП уменьшают количество безработных на 1 процентный пункт. Аналогично сокращение реального ВНП на 2% увеличивает количество безработных на 1 процентный пункт. Закон Оукена можно трактовать и так: рост уровня безработицы на 1 процентный пункт над естественным уровнем дает 2 - 2,5% потери ВНП по сравнению с потенцийним.
Таким образом, из этого закона следует, что определенные темпы прироста ВНП необходимы для того, чтобы удерживать норму безработицы на прежнем уровне. Это объясняется тем, что поскольку производительность труда постоянно растет, то, чтобы занять то же количество работников при прочих равных условиях, следует расширять производство. По этим причинам ежегодно определенная часть реального ВНП должна использоваться для создания новых рабочих мест, способных сдерживать безробиття.
В соответствии с Законом Украины "О занятости населения" государство способствует незанятым гражданам в возобновлении их трудовой деятельности и обеспечивает им следующие виды компенсаций:
предоставление особых гарантий работникам, высвобождаемым с предприятий, учреждений, организации!;
выплата стипендий в период профессиональной подготовки или переподготовки и зачисления этого периода в общий и непрерывный трудовой стаж;
выплата в установленном порядке пособия по безработице;
предоставления дополнительной материальной помощи безработному гражданину и членам его семьи с учетом наличия престарелых и несовершеннолетних детей, находящихся на ЕГО утриманни.
Право на пособие по безработице имеют граждане, признанные в установленном порядке безработными, которые не имеют других предусмотренных действующим законодательством доходов, превышающих размер минимальной заработной платы. Размеры и порядок выплаты этой помощи регулируются Законом Украины "О занятости населения" (см. приложение 1 в конце учебника).
3.3. Проблемы занятости в Украине 3.5. Международный опыт регулирования занятости