5.1. Объективная необходимость роста требований к качеству рабочей силы

Новый этап научно-технической революции, повсеместное внедрение автоматизации, компьютерный техники и новых систем связи на фоне распространения рыночных отношений в нашей стране осуществляет разностороннее влияние на сферу труда, на роль и значение человека в общественном производстве. С одной стороны, существенно меняются требования к работнику, профессионально-квалификационная и отраслевая структура занятых. С другой возрастает роль и значение работников в обеспечении эффективности производства, именно рабочая сила все большей степени определяет ход и результаты экономических процессов. Это вызывает новые подходы к управлению персоналом и мотивации труда, к поиску оптимальных моделей функционирования рынка труда. Для Украины на этапе становления рыночной экономики чрезвычайно важно осознать решающую роль человеческих ресурсов в экономическом развитии, а также тот факт, что человек при этом и является конечной целью любого виробництва.
Научно-технический прогресс как основополагающий фактор современного экономического развития предусматривает своей важнейшим условием кардинальное совершенствование рабочей силы, улучшения ее характеристик на рынке труда. Особенность современного состояния украинской экономики заключается в том, что процессы рыночных преобразований осуществляются в условиях глубокого затяжного кризиса и совпадают по времени с необходимостью преодоления значительного отставания в научно-технической сфери.
Все основные факторы роста производительности труда предусматривают виды капиталовложений, направленных на осуществление длительных качественных и структурных сдвигов в различных элементах производительных сил. Экономическое развитие последних лет изменил представление о накоплении как о процессе почти исключительно материально-вещественного характера. В экономически развитых странах объектами накопления стали все основные элементы производительных сил - как материальные, так и человеческие, включая такие мощные факторы экономического роста, как организационно-управленческий опыт, фонды научно-технических знаний, человеческий капитал.
Из всех аспектов развития экономики, выступают на первый план в условиях современного этапа развития цивилизованного общества, в первую очередь обращает на себя внимание практически полное смещение всех теоретических и практических проблем понятие "человеческий фактор" в область качественных аспектов развития человека, подготовки и использования рабочей силы. Ни одна развитая страна не испытывает серьезных проблем дефицита работников. Наоборот, везде наблюдается определенный уровень безработицы, и в то же время постоянно есть вакантные рабочие места, включая и привлекательные и перспективные на так называемом первичном рынке труда. Наличие этих вакансий связана не с отсутствием претендентов, а с несоответствующей требованиям качеством предлагаемой рабочей силы, недостатком образования, опыта, Деловых качеств и т.п.. Можно констатировать общую количественную достаточность трудовых ресурсов для экономики в любых постоянных демографических условиях как существенную характеристику современного хозяйства, которому присущи только структурные, частичные и временные дефициты рабочей сили.
Это вызывает необходимость привлечения особого внимания к таким проблемам рынка труда, как отставание, инерционность и неадекватность потребностям отраслей образования и профессиональной подготовки, неэффективность работы социальных служб помощи, реабилитации и адаптации безработных и людей с устаревшей квалификацией или недостаточной мотивациею.
Более того, особенность современного и перспективного развития заключается в том, что необходимыми и продуктивными в народном хозяйстве и в экономике вообще становятся гуманитарные, общественные и личные качества человека. Эта тенденция усиливается и приобретает разное выражение. Прежде всего, в теорию и практику экономической жизни входят и получают качественную и количественную народнохозяйственную оценку конкретные качественные характеристики человеческого фактора: образование, знания, квалификация, навыки, накопленный опыт, личные качества (ум, способности, разностороннее развитие, активность, ответственность, характер и т.п.) . Продуктивного значение приобретают такие гуманитарные и общественные качества, как нравственность, честность, совесть, коллективизм, коммуникабельность и ин.
Такие факторы, как сложность управления большими комплексными производственными, хозяйственными и социальными системами, астрономическая цена ошибок и просчетов и, соответственно, необходимость предотвращения, обеспечения подконтрольности человеку технических, естественных и социальных процессов и т.п., выдвигают на первый план в структуре профессиональных требований широкий социальный мировоззрение , высокий интеллект, осознание зависимости личного интереса от удовлетворения общественных потребностей, понимание общего социального положения в стране и даже состояния решения глобальных проблем.
Рост требований к работникам в условиях социально-экономического прогресса не вызывает возражений. В тех случаях, когда в современном производстве наблюдается уменьшение квалификационных требований к рабочим, это, как правило, становится организационно-экономической предпосылкой для замены труда этих рабочих новой техникой или технологиею.
Объективные требования воспроизводственной пропорциональности в наше время выдвигают проблему преодоления непропорциональности вложений в материальные и человеческие компоненты производительных сил, нарастала веками. Инвестиции как база роста производительности все большей степени проявляются в форме роста нематериального нагромадження.
В настоящее время производственное накопление - это не только и не столько количественный рост, но прежде всего процесс насыщения различных сфер народного хозяйства результатами научно-технического развития. Оно происходит в двух разных, но последовательно связанных между собой формах: во-первых, из-за накопления фонда знаний и опыта в различных аспектах развития природы, общества и экономики, и во-вторых, через формирование и обновление основных фондов всех сфер экономики и общественной инфраструктуры. Для эффективного роста производственного потенциала теперь невозможно найти другие пути, кроме обеспечения необходимых уровней и темпов накопления в сфере неречових форм богатства. Недооценка накопления в невещественное сфере грозит неминуемым отставанием экономического и социального развития как отдельных предприятий, так и страны в целом.
ГЛАВА 5. КАЧЕСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ , ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА 5.2. Качество рабочей силы и квалификация работника