9.6. Регулирования оплаты труда. Минимальная заработная плата
Мы уже подчеркивали, что вопросы организации заработной платы и формирования ее уровня составляют основу социально-трудовых отношений в обществе, так как включают неотложные интересы всех участников трудового процесса. Любые изменения, касающиеся оплаты труда, прямо или косвенно влияют на доходы всех членов общества, а также на важнейшие макроэкономические показатели. Поэтому в одной стране мира вопросы регулирования оплаты труда не оставлены только на усмотрение рыночных сил, хотя методы, сфера, масштабы государственного вмешательства в эти процессы в каждой стране ризни.Международная организация труда в своем уставе одной из основных задач провозгласила, достижения "гарантии заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни, ... признания принципа равной оплаты за равный труд ..." Однако деятельность МОТ в этой области была и остается очень ограниченной вследствие сильного противодействия групп предпринимателей и некоторых урядив.
Существования рыночных отношений, а тем более переход к ним не отменяют, а меняют направления государственного регулирования отношений распределения, его характер и ведут к появлению новых форм управления этим процессом, не предполагают жестких схем и администрирование. Государственное вмешательство необходимо для установления, толкования и обеспечения выполнения условий и принципов распределения доходов. В экономической системе, основанной на рыночных отношениях, вмешательство государства в организацию заработной платы должен иметь преимущественно косвенный характер и социально ориентированную направленность. Регулирующее воздействие государства должен быть направлен на обеспечение социальных гарантий и условий для заработка необходимых средств с целью повышения эффективности использования труда, согласования и равноправной реализации интересов всех участников трудовых видносин.
Согласно Закону Украины "Об оплате труда", государство осуществляет регулирование оплаты труда работников предприятий всех форм собственности путем установления размера минимальной заработной платы и других государственных норм и гарантий, установления условий и размеров оплаты труда руководителей предприятий, основанных на государственной, коммунальной собственности, работников предприятий, учреждений и организаций!, которые финансируются или дотируются из бюджета, регулирования фондов оплаты труда работников предприятий-монополистов согласно перечню, который определяется Кабинетом Министров Украины, а также путем налогообложения доходов работников. Условия размера оплаты труда работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, определяются Кабинетом Министров Украини.
Роль государства в сфере регулирования заработной платы должна проявляться также в организации перспективных научных исследований, изучения и распространения прогрессивного опыта, научно-методическом обеспечении формирования и обновления тарифной системы, эффективной системы нормирования труда тощо.
Важной задачей государства должно быть содействие проведению переговоров между основными социальными силами общества с целью урегулирования социально-трудовых отношений, предотвращения массовых трудовым конфликтам. Государство в лице органов исполнительной власти должно выступать как один из социальных партнеров. При таком условии органы власти поощряют к сотрудничеству, координируют действия социальных партнеров, следят за соблюдением совместно выработанных и согласованных механизмов регулирования, а не определяют их.
Договорное регулирование оплаты труда работников предприятий осуществляется на основе системы соглашений, которые заключаются на государственном (генеральное соглашение), отраслевом (отраслевое соглашение), региональном (региональное соглашение) и производственном (коллективный договор) уровнях в соответствии с Законом Украины "О коллективных договорах и соглашениях" .
Нормы коллективного договора, допускающие оплату труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным соглашениями, но не ниже государственных норм и гарантий в оплате труда, могут применяться лишь временно на период преодоления финансовых трудностей предприятия сроком не более 6 мисяцив.Module . В механизме регулирования заработной платы исходной базой является установление ее минимального размера. Рекомендация Международной организации труда провозглашает, что основной целью установления минимальной заработной платы должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты по минимально допустимых уровней заработной платы. Согласно Закону Украины "Об оплате труда", минимальная заработная плата - это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, часовую норму труда (объем работ). До минимальной заработной платы не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и господарювання.
Размер минимальной заработной платы определяется с учетом:
стоимостной величины минимального потребительского бюджета с постепенным сближением уровней этих показателей по мере стабилизации и развития экономики страны;
общего уровня средней заработной платы
производительности труда, уровня занятости и других экономических умов.
Минимальная заработная плата должна устанавливаться в размере не ниже стоимостной величины границы малообеспеченности в расчете на трудоспособное особу.
Размер минимальной заработной платы устанавливается Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины, как правило, один раз в год при утверждении Государственного бюджета Украины с учетом предложений, выработанных путем переговоров, представителей профессиональных союзов, собственников или уполномоченных ими органов, которые объединились для ведения коллективных переговоров и заключения генерального угоди.
Размер минимальной заработной платы пересматривается в зависимости от роста индекса цен на потребительские товары и тарифов на услуги по соглашению сторон коллективных переговорив.
Приведенные положения провозглашенные в Законе Украины "О (МСЖату труда". Однако очень важная социальная проблема переходного периода заключается и том, что уровень производительности труда (прежде всего вследствие ее несовершенной организации в широком смысле) в экономике Украины не дает возможности гарантировать всем работающим заработную плату не ниже стоимостной минимального потребительского бюджета. Более того, даже средняя заработная плата сегодня в Украине отстает от этой величини.
К государственных норм и гарантий в сфере оплаты труда относятся также нормы оплаты труда за работу в сверхурочное время; в праздничные, нерабочие и выходные дня: в печной время, за час-простой, который имел место не по вине работника, при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника: работников моложе 18 лет при сокращенной продолжительности их ежедневной работы и т.д. и гарантии для работников (оплата ежегодных отпусков, за время выполнения государственных обязанностей, для тех. которые направляются для повышения квалификации и на обследование в медицинское учреждение, для переведенных по состоянию здоровья на более легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью , для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, переведенных на более легкую работу, при различных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям, для доноров и т.п.), а также гарантии и компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местности, служебных командировок, работы в полевых условиях и т.п.. Нормы и гарантии в сфере оплаты труда устанавливаются Кодексом законов о труде. Законом Украины "Об оплате труда" и другими актами законодательства Украини.
Заработная плата должна выплачиваться работникам регулярно в рабочие дни в сроки , установленные в коллективном договоре, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16 календарных днив.
Нормы и гарантии в оплате труда, предусмотренные Кодексом законов о труде, Законом Украины "Об оплате труда" и другими актами законодательства Украина, являются минимальными государственными гарантиями.
Однако мы являемся свидетелями того, что в условиях глубокого экономического кризиса, инфляции, нерешительности рыночных преобразований лучшие законы могут только провозгласить, но не могут обеспечить решение экономических проблем, одной из важнейших из которых достойна человека заработная плата. Специфическим путем нарушения прав человека п сфере труда, практически не имел распространение в мировой практике, является задержание выплаты начисленной заработной платы, вступившим в Украину характера экономической эпидемии. На начало 1999 г. общая сумма долга по заработной плате составляла 6519 милл игры ., что равнялось почти трехмесячном фонда оплаты труда всех наемных працивникив.
Реформирование заработной платы в Украине требует комплексного подхода, направленного на обеспечение опережающего развития национального рынка, рост доходов и спроса населения, благоустройство регулирующей функции минимальной заработной платы, постепенный переход к почасовой оплате труда, дальнейшее ослабление налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидацию неоправданной межотраслевой и межрегиональной дифференциации в оплате труда, усиления стимулирующей функции заработной плане тощо.
Заработная плата это вознаграждение или заработок, исчисленный в денежном выражении, который S3 трудовым договором работодатель платит работнику за работу, которая выполнена или должна быть выполнена. Сущность заработной платы проявляется в ее функциях. К основным функциям заработной плане относятся: воспроизводящая, стимулирующая »регулирующая, распределительная и функция формирования платежеспособного спроса населення.
Структура заработной платы это соотношение отдельных ее составляющих (основной заработной платы, дополнительной заработной платы, поощрительных и компенсационных выплат) в общем ее обсязи.
Механизм Организации заработной платы состоит из таких (криков: а) рыночного регулирования б) государственного регулирования в) коллективно-договорного регулирования г) механизма определения индивидуальной заработной платы непосредственно на предприятии с использованием таких элементов, как тарифная система или бестарифная модель, нормирования труда. формы и системы оплаты труда и премиювання.
Различают две основные формы заработной платы: повременную и сдельную. Они, в свою очередей} ', могут проявляться в виде различных систем: простая повременная; повременно-премиальная; по месячным окладам; простая сдельная; сдельно-премиальная; сдельно-прогрессивная; косвенная сдельная; аккордная; аккордно-премиальная; процентная и др.. Выбирая или разрабатывая конкретную систему заработной платы, следует тщательно учитывать конкретные внутрипроизводственные умови.
Основой организации оплаты труда с тарифная система, представляющая собой совокупность нормативных материалов, с помощью которых устанавливается уровень заработной платы работников предприятия в зависимости от их квалификации, сложности работ, условий труда. Тарифная система оплаты труда включает: тарифные сетки, тарифные ставки, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, схемы должностных окладов и тарифно-квалификационные характеристики (справочники).
Последнее время получают распространение так называемые бестарифная модели организации оплаты труда. С помощью их грамотного внедрения можно достичь значительного повышения трудовой мотивации работающих, способствовать существенному росту производительности труда и эффективности работы в цилому.
В механизме регулирования заработной платы исходной базой является установление ее минимального размера. Минимальная заработная плата - это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может осуществляться оплата за выполненную работником месячную, часовую норму труда (объем работ). Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования.
9.5. Бестарифная модель оплаты труда |