2.2. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ В МИРОВУЮ

Социально-экономические изменения в жизни нашего государства коснулись всех без исключения сторон общественной жизни. Отход от административно-командной системы хозяйствования и управления требует коренной перестройки и реконструкции экономики, создания собственной модели экономического развития, которая отражает особенности нашего государства, ибо, как уже неоднократно подчеркивалось, не стоит бездумно копировать западную модель экономики. То, что Запад прошел за несколько веков, нам необходимо сделать максимум за один-полтора десятилетия. И если брать во внимание современные особенности экономики Украины, ее принципиально иные структуры производства, механизмы энергообеспечения, а это существенные различия, специфику геополитического положения, то очевидна необходимость собственной концепции реформирования украинской экономики.
Одной из составляющих экономических преобразований является интеграция национальной экономики в мировую и, в частности, европейскую. На этом пути перед экономикой Украины возникает много проблем. Самым является несоответствие форм учета и отчетности, методик расчета большинства показателей, характеризующих степень экономического развития государства, принятым в большинстве стран мирового содружества.
Эта проблема обострилась в последнее время, когда Украина стала налаживать экономические и политические связи с зарубежными странами. Одной из первых требований потенциальных иностранных партнеров было предоставление информации об экономическом положении в нашей стране. Время в связи с несовместимостью методик расчета показателей и форм отчетности эти требования во многих случаях оказались неудовлетворенными, вследствие чего было потеряно множество возможностей для сотрудничества. Учитывая такую ситуацию Кабинет Министров Украины принял постановление № 326 от 4 мая 1993 г. «О концепции построения национальной статистики Украины и Государственной программе перехода на международную систему учета и статистики».
Во исполнение этого постановления соответствующие учреждения начали разработку новых форм учета и отчетности, соответствующие принятым в международной практике, а также методик расчета показателей, характеризующих экономическую ситуацию в стране и соизмеримы с международными аналогами.
Уже первые шаги в этом направлении показали, что большинство экономических показателей, принятых в международной практике, в нашей стране просто не рассчитывались, а для многих даже не собиралась необходимая информация. Так, в международных ежегодных статистических сборниках в разделе СССР, а в дальнейшем Украина, Россия и Беларусь из семи показателей, рекомендованных Международной организацией труда, рассчитывали и публиковали только один, тогда как большинство стран рассчитывало и публиковало пять-шесть показателей.
Рассмотрим некоторые проблемы формирования системы показателей статистики труда и занятости согласно с международными нормами и стандартами. Это один из наименее развитых разделов отечественной статистики с точки зрения совместимости с аналогичными показателями, которые приняты в других странах, поскольку большинство показателей, рекомендованных Международной организацией труда в Конвенции о статистике труда № 160 от 1985 г. (далее - Конвенция), нашей статистике НЕ розраховувались.
Формируя систему агрегированных показателей статистики труда и занятости в Украине, по индикативной базу желательно принять показатели и нормативы, приведенные в Конвенции и рекомендациях по статистике труда № 170 от 1985 г. (далее - Рекомендации), потому государства, которые предоставляют информацию в ежегодные статистические бюллетени Международной организации труда и ООН, в основном придерживаются этой классификации.
Такой подход позволит, с одной стороны, полнее охарактеризовать ситуацию в экономике Украины, с точки зрения основных данных о статистике труда в переходном периоде, а с другой - провести сравнительный анализ нашей страны с другими государствами.
Знакомясь с публикациями по статистике труда и занятости в периодических изданиях Международной организации труда и ООН, нельзя сказать, что все без исключения страны, которые публикуют свои статистические данные, строго придерживаются положений Конвенции и Рекомендаций. Рекомендательный характер этих показателей закреплен в ст. 2 Конвенции разрабатывая или просматривая понятия, определения и методологию, используемые при сборе, обработке и публикации статистических данных, предусмотренных Конвенцией, государства-участники учитывают нормы и руководящие принципы, установленные под эгидой Международной организации труда, а также в ст. 19 Рекомендаций: «... государства-участники должны учитывать международные рекомендации по статистике труда, установленные под эгидой Международной организации труда и соответствующие рекомендации других международных организаций ... должны проводить пересмотр понятий, определений и классификаций, используемых при подготовке статистики труда, согласно действующей Рекомендации, и, в случае необходимости, пересматривать или обновлять их по мере пересмотра соответствующих международных норм или руководящих принципов »[35].
2.1. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА 2.3. Рекомендуемые СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТАТИСТИКИ ТРУДА