8.6. МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ Индекс реальной заработной платы

Измерения реальной заработной платы является не только общей проблемой статистики реальных доходов и конечного потребления населения, но и важным инструментом оценки социально-экономического состояния отдельных групп населения, обеспечения ориентиров для получения всесторонних и взаимосвязанных данных о заработной плате в увязке с другими социально -экономическими показниками.
Определение понятия реальной заработной платы дает основания для расчета реальной заработной платы, ее сравнение во времени и в разных регионах.
При наличии инфляции анализ тенденций заработной платы вызывает особый интерес. Динамика реальной заработной платы в стране характеризует динамику реального уровня жизни населения, которое живет на заработную плату. Индексы реальной заработной платы дают возможность установить ее взаимосвязь с другими экономическими показателями, например, занятостью, производством, доходом и потреблением. Они используются также для анализа экономических циклов, экономического планирования, прогнозирования и т. ин.
Согласно статье 1 Закона Украины «Об оплате труда» заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое по трудовому договору собственник или уполномоченный им орган (наниматель) выплачивает работнику за выполненную работу. Размер заработной платы зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работника, результатов его труда и хозяйственной деятельности пидприемства.
Заработная плата работников предприятий на территории Украины выплачивается в денежных знаках, имеющих законное обращение в стране. Но для определения полного объема заработной платы необходимо учитывать ее выплату как в денежной, так и натуральной форме. Возможность выплаты заработной платы натурой предусмотрена статьей 23 Закона Украины «Об оплате труда».
Номинальная заработная плата - сумма денег, начисленная в течение соответствующего периода за выполненную работником работу. Заработная плата начисляется согласно установленным нормам оплаты труда (нормы времени, выработки, обслуживания, должностные обязанности) за действующими системами и формами оплаты праци.
Размер и структура заработной платы в денежной форме (номинальная заработная плата) определяется в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 11 декабря 1995 г. № 323 и зарегистрированной Министерством юстиции 21 декабря 1995 за № 465/1001.
Соответствии с пунктом 1.5 указанной Инструкции перерасчет натуральной оплаты труда в денежную осуществляется путем расчета ее стоимости, исходя из средней цены реализации выданной продукции за отчетный период.
В расчетах номинальной заработной платы используется средняя заработная плата за определенный отчетный период. Средняя заработная плата работников за месяц (квартал, год) в целом на предприятии, в учреждении, организации исчисляется путем деления начисленного фонда оплаты труда работников как в денежной, так и натуральной формах на:
среднесписочную численность штатных работников;
среднесписочную численность всего персонала в эквиваленте полной занятости;
количество отработанного или оплаченного рабочего времени за соответствующий период.
Зависимости от составных частей выделяют:
валовую заработную плату («брутто»)
чистую заработную плату («нетто»), т.е. заработную плату, подлежащей выплате (за исключением обязательных платежей).
Согласно действующего законодательства при выплате заработной платы из нее удерживаются налоги и обязательные взносы. К ним относятся подоходный налог и взносы на обязательное государственное социальное страхование працивникив.
Порядок определения размера подоходного налога с граждан определяется Декретом Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 г. № 13 «О подоходном налоге с граждан».
Размеры налогообложения устанавливаются соответствующими законодательными актами. Следует учитывать, что налогообложение доходов граждан Украины, в том числе заработной платы, осуществляется прогрессивными ставками.
Основами законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании определены следующие виды общеобязательного государственного социального страхования:
пенсионное страхование;
страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением;
медицинское страхование;
страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности;
страхование на случай безработицы;
другие виды страхования, предусмотренные законами Украини.
Размеры взносов на общеобязательное государственное социальное страхование с каждого его вида для работодателей и застрахованных лиц ежегодно устанавливаются Верховной Радой Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета, если иное не предусмотрено законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхування.
Индекс потребительских цен (ИПЦ) характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, которые покупает население для непроизводственного потребления. ИПЦ является важнейшим показателем, характеризующим инфляционные процессы в экономике страны и используется для решения многих вопросов государственной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра размеров денежных доходов и минимальных социальных гарантий, решения правовых споров, пересчета показателей системы национальных счетов в постоянные цини.
Рассчитывается ИПЦ путем объединения двух информационных потоков:
данных об изменении цен, полученных путем регистрации цен и тарифов на потребительском рынке;
данных о структуре фактических потребительских денежных расходов домохозяйств населения, проживающего в городских поселеннях.
ИПЦ рассчитывается Госкомстатом Украины в целом по Украине и в разрезе регионов (Автономная Республика Крым, 24 области, города Киев и Севастополь).
ИПЦ в целом по Украине публикуется в периодических виданнях.
Источником получения первичных данных на уровне предприятия, учреждения, организации по размеру номинальной заработной платы рабочих и служащих, а также всех видов налогов и отчислений из заработной платы следующие формы первичного учета:
№ Т-49 «Расчетно-платежная ведомость»;
№ Т-51 «Расчетная ведомость»;
№ Т-52 «Расчет заработной платы»;
№ Т-54 «Лицевой счет»;
№ Т-54а «Лицевой счет»;
№ Т-55 «Накопительная карточка учета выработки и зарплаты»;
№ Т-56 «Накопительная карточка учета зарплаты».
Данные о начисленной номинальной заработной платы работников за выполненную работу, численности работников, отработанного рабочего времени, суммы подоходного налога с начисленной заработной платы отражаются в форме государственной статистической отчетности № 1-ПВ (срочная) мисячна.
В статистической отчетности по труду номинальная заработная плата отражается с первого по последнее число отчетного периода (месяца, квартала, года) независимо от фактического срока выплаты заработной платы, без исключения отчислений, осуществленных в соответствии с действующим законодательством (например, сумм уплаченных налогов, отчислений за исполнительными листами и др..). Для определения величины «нетто» заработной платы в действующую статистическую отчетность введен показатель размера подоходного налога, удержанного с работников в соответствии с установленным порядку.
Индекс реальной заработной платы как изменение количества товаров и услуг, что можно купить на заработную плату, рассчитывается следующим образом:
Как отмечалось ранее, на величину и динамику реальной заработной платы влияют уровень номинальной заработной платы, изменения потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, которые покупают работники, размер налогов и обязательных взносов, которые платят работники. Поэтому для расчета величины и индекса реальной заработной платы сначала определяется величина «нетто» заработной платы, для чего с номинальной («брутто») заработной платы исключается сумма обязательных налогов и платежив.
Для определения «нетто» заработной платы необходимо установить соответствующую величину подоходного налога, приходящаяся на заработную плату работников, и размер взносов на общеобязательное государственное социальное страхование зависимости от виду.
После этого заработная плата «брутто» уменьшается на указанные величины, т.е. осуществляется расчет «нетто» заработной платы одного работника за определенный мисяць.
Примечание. При расчете реальной заработной платы за одинаковую работу (почасовой заработной платы) или ее изменения величина «нетто» не вычисляется. Такой подход целесообразен с точки зрения содержания анализу.
Пример расчета «нетто» заработной платы за месяц приводится ниже (данные условные).
Зарплата «брутто» одного работника за отчетный месяц составляет 279,45 грн, предыдущего - 258,11 грн, индекс потребительских цен за этот период - 101,6%.
Заработная плата за исключением отчислений («нетто»):
за отчетный период
279,45 - (279,45
8.5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 8.7. СОСТАВ ЗАТРАТ НА РАБОЧУЮ СИЛУ