6.5. Международное сотрудничество в области охраны труда

Особое значение приобретает международное сотрудничество по охране труда. Оно заключается в изучении, обобщении и внедрении мирового опыта по организации охраны труда, улучшения условий и безопасности труда; в выполнении международных договоров и соглашений по охране труда; проведении и участии в научных и научно-практических конференциях и семинарах по охране праци.
Важными международными актами по вопросам охраны труда являются международные договоры и международные соглашения, к которым присоединилась Украина в установленном порядке. 9 декабря 1994 главами правительств стран СНГ было принято Соглашение о сотрудничестве в области охраны труда. Соглашение предполагает согласованность действий при установлении требований охраны труда в машиностроительной продукции, технологий, материалов и веществ при создании средств защиты работников; разработку и реализацию межгосударственных программ и технических проектов, создание единой системы показателей и отчетности в области охраны праци.
Значительное место среди международных договоров, которыми регулируются трудовые отношения, занимают конвенции Международной организации труда (МОТ). Последняя была создана в 1939 г. как автономная организация при Лиге Наций, а с 1946 г. - как первая специализированное учреждение ООН.
Главной целью МОТ, согласно ее Уставу, является содействие установлению мира на основе социальной справедливости, улучшения условий труда и жизни работников всех стран. К основным направлениям деятельности МОТ относятся:
участие в международно-правовом регулировании труда путем разработки и определения нормативных актов (конвенций и рекомендаций) по вопросам условий труда и жизни работников;
разработка и осуществление международных целевых программ, направленных на решение важных социально-трудовых проблем (занятости, условий труда и др..)
оказания помощи государствам - членам МОТ в совершенствовании национального трудового законодательства, профессиональной подготовки работников, улучшение условий труда путем выполнения международных программ технического сотрудничества, проведение исследовательских работ и издательской дияльности.
Законотворческая деятельность Международной организации труда осуществляется путем разработки и реализации конвенций и рекомендаций МОТ, отвечающих условиям труда, постоянно зминюються.
Конкретные направления МОТ по охране труда - это искоренение детского труда, предотвращения несчастных случаев на производстве, работы без аварий на химических предприятиях, равенство относительно условий труда различных категорий работников, опыт создания безопасных условий в развитых странах и т.п.. Значительная часть конвенций МОТ касается вопросов охраны труда. Это, в частности, такие конвенции, как № 32 - о защите от несчастных случаев трудящихся, занятых на погрузке или разгрузке судов, № 115 - о защите трудящихся от ионизирующей радиации, № 119 - о снабжении машин защитными приспособлениями; № 120 - о гигиене труда в торговле и учреждениях; № 129 - об инспекции труда в сельском хозяйстве, № 155 - о безопасности труда, гигиены труда и производственной среды, № 174 - о предотвращении крупных промышленных аварий, № 176 - о безопасности и гигиене труда в шахтах тощо.Module . На сегодня правительства, политики, социальные партнеры, ученые и страховые компании большинстве стран Европы - ЕС (Европейского Союза) уделяют растущее внимание поискам путей, ведущих к улучшению производственной среды, усиления охраны труда. Создан Европейский фонд улучшения условий жизни и труда, который является одной из организаций Европейского Союза.
16 июня 1994 было заключено Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС. Издан ряд указов, постановлений, направленных на создание необходимых правовых и организационных основ для реализации настоящего Соглашения; утверждена Стратегия интеграции Украины в ЕС; начало разработки отраслевых и национальной программ интеграции. Среди указанных мероприятий центральное место отведено вопросам адаптации национального законодательства к законодательству ЕС, выявление и устранение отдельных разногласий между нормативно-правовыми актами.
Рассмотрим отдельные директивы ЕС, которые соотносятся с Законом Украины «Об охране труда», а именно: 89/391/ЕЭС «Об осуществлении мероприятий по улучшению безопасности и охраны здоровья наемных работников во время работы» и 89/654/ЕЭС «О минимальные требования безопасности и защиты здоровья на рабочих местах ». Первая из них организационно и по содержанию разделов и статей построена так, чтобы подчеркнуть важный вывод: главными субъектами в создании безопасных и безвредных условий труда является работодатель и работник, а все остальные структуры выполняют вспомогательную функцию в обеспечении нормальных взаимоотношений между ними. Исходя из такой идеологии рыночного общества, строятся два основных раздела директивы: «Обязанности работодателей», состоящий из восьми статей, где говорится о принципах и конкретные вопросы организации охраны труда на предприятии - от общих обязанностей работодателя оценивать риски, принимать профилактические мероприятий, четко действовать в случае возникновения аварий и пожаров в его обязанности создавать необходимые службы, обеспечить обучение работников, сотрудничать с ними и с их уполномоченными, своевременно информировать работников о состоянии дел и любые действия, которые могут повлиять на безопасность и охрану здоровья, - и раздел «Обязанности работников», в котором сконцентрировано основной набор требований к работнику, начиная с того, что он обязан во время работы сам заботиться о здоровье и безопасности - как свою личную, так и окружающих людей. По организации охраны труда на других уровнях, то директива требует от государства лишь подтверждение вышеупомянутых положений национальными нормативно-правовыми актами и обеспечения соответствующего надзора и контроля за их виконанням.
Данные положения ЕС существенно разнятся с подходами, используемыми в действующем законодательстве Украины. Наряду с работодателями и работниками мы выдвигаем на передний план множество других субъектов, строим над предприятием целую систему государственного управления охраной труда, определяем ее составные элементы - начиная от правительства, специально уполномоченных органов, министерств, объединений предприятий, их служб и заканчивая местными государственными администрациями и органами местного самоуправления. Как следствие эти структуры частично берут на себя и ответственность за состояние охраны труда на местах, а у конкретного работодателя возникают дополнительные причины для оправданий своей преступной деятельности или бездеятельности: мол, не я один виноват в гибели работника, все звенья управления и надзора не сработали.
Вторая директива (89/654/ЕЭС) содержит основные требования по охране труда, которые должны быть учтены при организации рабочих мест как в производственных помещениях, так и на открытом воздухе. Они опять же подаются через призму обязанностей работодателя: государство лишь определяет правовые рамки и требования безопасности и здравоохранения относительно рабочих мест, а задачей работодателя является безусловное выполнение этих требований в каждого рабочего места любым способом, который является для него наиболее благоприятным и экономически выгодным. В данной и других директивах, как правило, не ставится цель жестко нормировать конкретные показатели и параметры безопасности, а применяются общие формулировки конечной цели, которой должен достичь работодатель. Например, «здания, в которых размещаются рабочие места, по своей конструкции и прочностью должны соответствовать характеру их использования», «освещение в рабочих помещениях и в проходах должно выполняться таким образом, чтобы оно не могло стать причиной несчастного случая» - с охватом практически всех требований, характеризующих безопасность и условия труда на производстве (требований к сооружениям, электроустановок, аварийных проходов, проездов, опасных зон, помещений санитарно-бытового назначения и для отдыха и т.п.).
Анализируя положение директив ЕС, следует отметить, что в условиях рыночной экономики основой отношений между главными субъектами - работодателем и работником - есть закон, а права этих субъектов и граждан в целом надежно защищаются достаточно развитой судебной системой. Следовательно, в случае возникновения спора срабатывает схема, по которой сам факт повреждения здоровья или гибели работника на производстве является подтверждением неисполнения работодателем тех или иных загальносформульованих норм законодательства. Вопрос же о соотношении конкретных профилактических мероприятий, которые проводились работодателем и мероприятий, рекомендованных ему соответствующими государственными институтами, страховыми компаниями, научно-исследовательскими или другими организациями по охране труда, становится вопросом второго уровня, играет лишь вспомогательную роль в рассмотрении конфликтов (но приобретает принципиального значения для работодателя, который под давлением экономических и других рычагов влияния вынужден сделать правильные выводы на будущее и учесть рекомендации указанных организаций).
6.4. Ответственность за нарушение законодательства об охране труда Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА В УКРАИНЕ