7.1. Сущность и задачи управления охраной труда. Концепция управления охраной труда
В новых социально-экономических условиях роль государства существенно изменяется. Закон Украины «Об охране труда» впервые четко определил политику государства в сфере защиты интересов как наемных работников, так и работодателей в трудовом процессе, законодательно закрепил право работника на безопасный труд. Согласно этому Закону роль государства и его институтов в охране труда не сводится к созданию правовых норм и административного надзора. Государство разрабатывает и реализует мероприятия, направленные на создание целостной системы государственного управления охраной труда, организует контроль за исполнением соответствующих законодательных и нормативных актов, координирует деятельность центральных и местных органов исполнительной власти в этой сфере, инициирует разработку конкретных программ в области безопасности и гигиены труда, следит по их виконанням.Управления охраной труда - это подготовка, принятие и реализация правовых, организационных, научно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Основными задачами управления охраной труда являются: разработка мероприятий по осуществлению государственной политики по охране труда на региональном и отраслевом уровнях, а также подготовка, принятие и реализация мероприятий, направленных на:
обеспечения надлежащих, безопасных и здоровых условий труда;
обеспечение содержания в надлежащем состоянии производственного оборудования, зданий и сооружений;
пропаганду охраны труда;
учет, анализ и оценку состояния условий и безопасности труда;
обеспечение страхования работников от несчастного случая на производстве и профзахворювання.
Государственное управление формулирует государственную политику в области охраны труда - приоритет жизни и здоровья работника по результатам производственной деятельности. Государство принимает нормативно-правовое законодательство в области охраны труда, устанавливает обязанности, права и ответственность по проведению государственной политики, создает отделы по вопросам охраны труда при госадминистрациях, учебно-методические и экспертно-технические центры, систему надзора за охраной труда, санитарно- эпидемиологические службы, органы пожарной, экологической безопасности, фонд социального страхования от несчастных случаев и профзаболеваний и другие надзорные и контролирующие органы, а также систему производственно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в области охраны праци.
В рыночных условиях возникает три центра управления охраной труда: государственное управление, управления со стороны руководства предприятия, управления со стороны работников предприятия (рис. 7.1).
Таким образом, управление охраной труда в рыночных условиях заключается в том, что:
государство создает законодательство в области охраны труда, комплекс надзорных инспекций, в задачу которых входит обеспечение применения принятых нормативно-правовых актов, инфраструктуру производственно-технического, информационного, научного и финансового обеспечения деятельности в области охраны труда;
владелец предприятия экономически заинтересован в том, чтобы его работники не травмировались и не болели, а потому обеспечивает выполнение на предприятии всех нормативно-правовых актов об охране труда. Он должен широко привлекать работников и уполномоченных трудовых коллективов к управлению охраной труда, пропагандировать среди работников культуру здоровья;
каждый работник должен заботиться о здоровом стиле жизни и труда, постоянно повышать свой квалификационный, физическое и психофизиологическое состояние, программировать путь здорового долголетия, предотвращения случаев травматизма и заболеваний. Он должен немедленно уведомить своего руководителя о возникновении любой аварийной ситуации. Руководитель не может требовать от работника выполнения работы до устранения опасной ситуации (повреждение ограждения, блокировки, сигнализации, запыленности, загазованности и т.п.). Комплексное управление охраной труда со стороны государства, собственника и работника обеспечит повышение эффективности этой дияльности.
Согласно Закону Украины «Об охране труда» политика государства в сфере защиты интересов как наемных работников, так и работодателей, принципы государственной политики в области охраны труда базируются на:
полной ответственности собственника за создание безопасных и безвредных условий труда;
комплексном решении задач охраны труда на основе национальных программ по этим вопросам и с учетом направлений экономической и социальной политики, достижений в области науки и техники;
социальной защите работников, полном возмещении ущерба лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
установлении единых нормативов по охране труда независимо от форм собственности и видов их деятельности;
использовании экономических методов управления охраной труда, проведении политики льготного налогообложения, что способствует созданию безопасных и безвредных условий труда, участия государства в финансировании мероприятий по охране труда;
осуществлении обучения населения, профессиональной подготовки и повышения квалификации работников по вопросам охраны труда;
обеспечении координации деятельности государственных органов, организаций и объединений граждан, решающих различные проблемы охраны здоровья, гигиены и безопасности труда;
международном сотрудничестве в области охраны праци.
Учитывая тот факт, что состояние охраны труда отражается практически на всех показателях качества жизни общества (продолжительности жизни людей, состоянии их здоровья, сохранении национального богатства), приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 22.10.2001 г. № 432 утверждена Концепция управления охраной труда. Концепция направлена на реализацию положений Конституции и законов Украины относительно обеспечения охраны жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, созданию безопасных и безвредных условий труда на каждом рабочем месте, а также надлежащих условий для формирования у работников сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих , внедрение новых и совершенствование существующих механизмов управления в области охраны праци.
Целью концепции является реализация конституционного права работающих на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда. Концепция состоит из разделов:
Общие положення.
Государственная политика управления охраной праци.
Реформирование в сфере управления охраной праци.
В основу разработки концепции положены следующие принципы:
принцип обязательного обеспечения безопасности человека, приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятий;
принцип платы за риск. Во многих странах экономические льготы и санкции являются рычагами государственной политики в области охраны труда. По расчетам немецкого совета предпринимателей, последствия несчастных случаев стоят в 10 раз дороже, чем стоимость мероприятий по их предупреждению. Неслучайно во многих развитых странах инвестирования в мероприятия по охране труда считаются выгодным бизнесом
принцип добровольности и приемлемости риска, то есть никто не имеет права подвергать человека риску без его согласия;
принцип правового регулирования риска, т.е. наличия государственных законов, устанавливающих систему запретов и норм предупреждения несчастных случаев и профзахворовань, а также обязательную ответственность за нарушение этих законов;
принцип доступности и открытости информации по вопросам охраны праци.
Кабинет Министров Украины постановлением от 10 октября 2001 г. № 1320 утвердил Национальную программу улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды на 2001-2005 гг, которая предусматривает комплексное решение проблем охраны труда, обеспечение приоритета здоровья работников, их социальной защиты, создание надлежащих, безопасных и здоровых условий труда на виробництви.
Первый раздел программы «Организационные мероприятия» предусматривает проведение аттестации рабочих мест с опасными и вредными условиями труда, создание национального реестра канцерогенных опасных предприятий, цехов и профессий тощо.
Второй раздел «Приоритетные научно-технические исследования и разработки по охране труда» содержит 45 мероприятий. Среди них:
завершение разработки и внедрение на угольных шахтах автоматизированной системы контроля пылевзрывобезопасности (2001 г.);
разработка автоматизированной системы контроля параметров работы потенциально опасного оборудования (2003 г.);
создание средств шумоподавления для пневматических устройств технологического оборудования (2003 г.);
разработка методики проведения гигиенических исследований и оценки условий труда, методики исследования тяжести и напряженности трудового процесса для внедрения гигиенической классификации труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (2004 г.);
разработка и внедрение в ведущих отраслях промышленности системы профессионального психофизиологического отбора специалистов, занятых на работах с повышенным уровнем опасности (2005 г.) тощо.
Третий раздел «Нормативно-правовое обеспечение охраны труда» предусматривает приведение нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда в соответствии с требованиями директив Европейского Союза (2005 г.).
Четвертый раздел «Обеспечение работников средствами коллективной защиты и контроля производственной среды» содержит восемь мероприятий. Среди них:
создание приборов для контроля микроклимата на рабочих местах (2003 г.);
разработка аппарата (приборов) для измерения радиационного излучения в угольных шахтах для проведения оценки и осуществления контроля безопасных условий труда (2003 г.).
Пятый раздел «Информационное обеспечение охраны труда» предусматривает выпуск периодических информационных изданий по охране праци.
Шестой раздел программы «Международное сотрудничество в области охраны труда» посвящен изучению опыта зарубежных стран в сфере охраны труда, участия в деятельности международных организаций.
Финансирование Национальной программы осуществляется за счет средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Государственного бюджета, а также других источников. На выполнение мероприятий программы предусмотрены расходы в размере 23070000 грн, в том числе из Государственного бюджета - 4290000 грн.
Организационное обеспечение выполнения Национальной программы осуществлять Госнадзорохрантруда. Министерствам, другим центральным органам исполнительной власти предложено разработать отраслевые и региональные программы с учетом положений Национальной програми.
Важное значение в рыночных условиях приобретает совершенствование системы управления охраной труда. В связи с этим выделяют основные концептуальные принципы и направления улучшения управления охраной труда, такие как:
социальная и личностная направленность форм и методов управления охраной труда, ориентированных на формирование новой, трудоохранной идеологии мышления относительно безопасной трудовой деятельности;
совершенствование организации безопасного выполнения работ на всех стадиях и этапах трудовых и производственных процессов: в период технологической подготовки, то есть до начала работы, в процессе работы и после ее окончания
изменение стратегии обеспечения безопасности труда на основе перехода к управлению производственным (профессиональным) риском, улучшение условий труда, доведение их до нормативных требований;
целевая направленность трудоохранной политики, переход от административных к экономическим методам управления на основе совершенного механизма регулирования и мотивации по всей иерархической вертикали: от государственного уровня до уровня предприятий, который обеспечивает общую заинтересованность в создании условий для безопасного выполнения работ и соблюдение мер безопасности, технико-технологическое усовершенствования;
улучшение профессиональной подготовки и профотбора с учетом психофизиологических и личностных качеств и факторов;
формирование соответствующей нормативно-правовой базы на государственном (законодательном), отраслевом и производственном уровнях;
совершенствование и повышение эффективности системы контроля за соблюдением правил безопасности на всех этапах производства, функционированием системы управления охраной труда, выполнением в установленные сроки организационно-распорядительных документов и решений;
выделение необходимых (адекватных) финансовых ресурсов для реализации целевых задач в области технической, организационной, социальной политики, направленных на профилактику травматизма, профессиональных заболеваний и аварий.
На первое место поставлена социальный и личностный направления совершенствования системы управления охраной труда.
Глава 7. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА В УКРАИНЕ | 7.2. Органы государственного управления охраной труда: их компетенции и полномочия |