9.4. Экономическое стимулирование улучшения условий и охраны труда. Европейская модель экономического стимулирования охраны труда

Улучшение условий и охраны труда, отвечает интересам не только непосредственно работников, но и предпринимателей и всего общества в целом, в условиях рынка тесно связано с экономическим стимулированием роботодавцив.
Стимулирование мероприятий по охране труда осуществляется согласно разделу IV «Стимулирование охраны труда» Закона Украины «Об охране труда». Так, ст. 25 «Экономическое стимулирование охраны труда» определяет, что к работникам предприятий могут применяться любые поощрения за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению безопасности и улучшению условий труда. Виды поощрений определяются коллективным договором (соглашением, трудовым договором).
Порядок льготного налогообложения средств, направленных на мероприятия по охране труда, намеченный действующим законодательством о оподаткування.
Экономическое стимулирование нацелено прежде всего на усиление деятельности и заинтересованности предприятий в улучшении условий труда на рабочих местах, а также повышение экономической ответственности (администрации) предприятий за вред, причиненный неблагоприятными условиями праци.
Необходимость разработки и применения экономических методов (экономического механизма) воздействия на охрану труда, стимулирование всех лиц и подразделений, участвующих в производственных процессах, обеспечивают и формируют уровень безопасного выполнения работ, вызвана неэффективностью действующих ныне на предприятиях административных форм и методов управления, поскольку последние не связывают состояние охраны труда с оценкой конечных результатов общехозяйственной деятельности отдельных коллективов и подразделений, с выполнением конкретными лицами должностных или функциональных обязанностей. Учитывая это, требованиям охраны труда следует предоставить экономическую интерпретацию, совместить показатели оценки результатов деятельности с экономическими рычагами воздействия на нарушителей правил и норм. Необходимо создать эффективную систему стимулирования и мотивации организации и выполнению безопасных трудовых процессов на основе экономической видповидальности.
На практике под экономическим регулированием понимают материальную (финансовую) заинтересованность и ответственность подразделений, служб и отделов (организаторов и руководителей производств) за создание условий для безопасного труда, с одной стороны, и соблюдения установленных норм и правил, работу без травм и аварий непосредственных исполнителей - с другой. Вопрос лишь в том, как выполнить это практически, как конкретно заставить экономику работать на безпеку.
С принятием Закона «Об охране труда» и подзаконных актов возникла реальная возможность перехода к новым формам мотивации организации и безопасного выполнения работ прежде всего с помощью экономического механизма на основе целевых методов. Экономико-целевой подход на производственном уровне предусматривает:
условия и порядок взаимного предъявления экономических санкций (претензий, исков) к исполнителям относительно возмещения причиненного вреда в результате нарушения правил безопасности и к должностным лицам (за несоздание нормативных условий для безопасного выполнения работ)
сочетание экономических показателей деятельности подразделений и должностных лиц с состоянием охраны труда и исполнением (неисполнением) целевых задач;
установления оплаты труда с учетом необходимости соблюдения в процессе производственной деятельности норм и правил безопасности;
установления соответствующих доплат за работу во вредных и опасных условиях;
стимулирования (поощрения) подразделений и работников за работу без травм, аварий, профессиональных заболеваний, за высокий уровень организации работы в области охраны труда, как это предусматривает ст. 29 Закону.
Опыт развитых стран в области охраны труда свидетельствует о том, что улучшению условий труда способствуют мероприятия:
налоговые льготы на средства, направленные на оздоровление условий труда;
дифференцирования страховых взносов в зависимости от частоты и тяжести травматизма и профессиональных заболеваний;
внедрение санкций за бездействие владельцев по улучшению условий охраны праци.
Обобщая опыт развитых стран по экономическому стимулированию, Европейский фонд улучшения условий жизни и труда (одна из организаций Европейского Союза) определяет, что большинство существующих ныне систем базируется на прецедентах, то есть на информации о несчастных случаях, вызывающих выплату компенсации. Подобный подход сам по себе является доказательством того, что влияние экономического стимулирования ограничен. Фонд предлагает инновационную модель, содержащая ряд экономических стимулов, способных положительно влиять на улучшение производственного середовища.
Предложенная Европейским фондом улучшения условий жизни и труда модель акцентирует внимание на идентификации будущих рисков, так же как и на существующих, а также на определении усилий по их снижению. Основными элементами этой модели являются:
уменьшение страхового взноса в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, особенно благодаря усилиям по снижению рисков по сравнению с уровнями, установленными нормативными актами;
установление полноразмерного взноса в зависимости от максимального совокупного риска (большинство систем страхования рассчитывает взнос за средним риском) с помощью трех элементов:
а) базового компонента, который покрывает административные расходы и слишком высокие выплаты компенсаций пострадавшим в результате несчастных случаев, иногда имеют место при одинаковых рисках;
б) отраслевого компонента, связанного с различными рисками в различных отраслях хозяйства;
в) функционального компонента, связанного с максимальным риском на рабочем месте;
возможность для компаний получать бонусы (в виде сокращения полномасштабных взносов) через принятие мер различного характера по улучшению производственной среды, такие как:
а) суб-бонус для предприятий, прилагают больше эффективных усилий в этой области по сравнению со своими конкурентами - сокращает функциональный компонент, связанный с рисками на рабочем месте;
б) суб-бонус за усилия, связанные с решением общей проблемы для отрасли или вида работ, - может уменьшить компонент отрасли или вида производства;
в) суб-бонус, касающейся специальных проблем предприятия;
финансирование консультаций по предупреждению травматизма на малых и средних предприятиях;
помощь с инвестициями (например, при подписании контракта о значительные капитальные вложения в улучшение условий и повышение безопасности труда на рабочих местах);
выдача ярлыков (по типу знаков качества продукции) для рабочих мест, на которых достигнут высокий уровень условий труда, что может быть полезным в создании надежного имиджа компании на ринку.
Основными элементами в разработке новой системы являются:
размер стимула, то есть экономической выгоды по сравнению с затратами;
эффективность системы с точки зрения возможности оценить и продемонстрировать улучшения в охране труда и надежности системы в отношении одного предприятия (в самом широком смысле этого понятия)
положительное влияние системы на улучшение здоровья и повышение безопасности, т.е. на снижение рисков получения травм или профзаболеваний;
величина компенсации в связи с производственной травмой и ее предел;
степень защиты малых и средних предприятий от статистических колебаний при оценке финансовой отдачи стимулирующих выплат;
управления системой и его вартисть.
Как выходные предлагаются следующие основные условия:
1. Предприниматель является юридическим лицом, получает в результате экономического стимулирования мер по улучшению производственной среды. Поэтому он и составляет объект, которому предлагаются стимулы. Однако предлагаемые меры предусматривают использование социальных ресурсов предприятия. Это определяет необходимость сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами для принятия мер по предупреждению производственного збитку.
2. Экономическое стимулирование нацелено на такое улучшение производственной среды, которое выходит за рамки требований законодательства, устанавливающего нормы в этой галузи.
Поскольку улучшение производственной среды сверх установленных законами нормы является делом дорогой, то для достижения высоких критериев существует явная потребность в экономическом стимулировании. Поэтому экономическое стимулирование предлагается не как замена, а как дополнение к нормам законодательства об охране труда. Однако оно может применяться и на предприятиях, где состояние охраны труда не соответствует требованиям законодавства.

9.3. Методика оценки социальной и экономической эффективности мероприятий по совершенствованию условий и охраны труда