2. Государство благосостояния и социально ориентированная рыночная система

Центральной составляющей социальной инфраструктуры современной социально-экономической системы является комплекс институтов, отношений, ценностей и норм, которые объединяются под названием «государство благосостояния». Этот феномен, имеющий в каждой стране свою специфику (и соответственно свое название: в США - «смешанный капитализм», в Федеративной Республике Германия - «социальное рыночное хозяйство», в Швеции - «общество функциональной социализации» и т. д.), возник как альтернатива «реального социализма», с одной стороны, и как реакция на «неудачи», «осечки» классической рыночной экономики - с другой.
Общим для всех национальных вариантов государства благосостояния является то, что рыночные основы экономики дополнены социальными факторами в других сферах. Необходимо отметить, что любая экономика по самому своему определению - социальная, поскольку она просто не может не быть социальным институтом. При этом под социальной рыночной экономикой понимается вполне конкретный тип хозяйственной системы, возник и институализувався в XX в., Особенно после второй мировой войны в индустриально развитых странах Заходу.
Концепция социальной рыночной экономики предполагает синтез гарантированных правовым государством политических свобод, экономической свободы и идеалов социального государства, гарантирует социальную защищенность граждан и социальную справедливость. Здесь понятие «социальное» означает, что рыночное хозяйство в силу своей эффективности создает материальные предпосылки для обеспечения того или иного уровня благосостояния для всех слоев населения.
Так, по словам одного из авторов концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллера-Армака, «социальное рыночное хозяйство может быть определено как идея политического упорядочения, цель которого заключается в консолидации общества, построенного на конкуренции, частной инициативе, с социальным прогрессом, обеспеченным именно производительностью рыночной экономики. На основе рыночного экономического порядка может быть создана разнообразная и всеобъемлющая система социальной защиты ».
В отличие от Германии в большинстве индустриально развитых стран он стал известен как государство благосостояния. В смысловом и концептуальном плане между этими понятиями нет противоречий и разногласий принципиального характера.
В разработку и реализацию концепции государства благосостояния внесли вклад представители всех основных идейно-политических течений Запада: либерализма, социал-демократии и консерватизма. В связи с этим нельзя не упомянуть, что ряд выдающихся консервативных деятелей Западной Европы, например, О. Бисмарк в Германии, Б. Дизраэли в Англии и другие по праву считаются отцами-основателями теории государства благосостояния. Однако в Западной Европе наибольший вклад в ее формирование сделала социал-демократия. Так, известный немецкий социолог и политолог Р. Дарендорф метко называл XX в. возрасте социал-демократии. В США эту роль значительной мере выполнила демократическая партия, ассоциируется с именами таких политических и государственных деятелей, как В. Вильсон, Ф. Рузвельт, Дж. Кеннеди, Л. Джонсон и ин.
Центральное место в теории государства благосостояния занимает идея обеспечения приемлемых для данного общества жизненных стандартов. X. Ламберт отмечал, что «общественное благосостояние не тождествен экономическому благосостоянию общества, равно как и личное благосостояние не идентичен индивидуальном экономическому благосостоянию». Личное благосостояние, кроме чисто экономических критериев (таких, например, как занятость, уровень прибыли и т.п.), зависит и от уровня гарантий в государстве политических свобод (например, свобода и безопасность личности, свобода слова, свобода совести и др.), от таких показателей, как социальная защищенность, семейная жизнь, возможности продвижения по службе тощо.
Вместе с тем следует констатировать, что общественное благосостояние значительной степени определяется общественными благами. К ним мировая экономическая наука и хозяйственная практика относят те товары и услуги, «которые рыночная система вообще не собирается производить, поскольку их особенности резко противоположные особенностям товаров индивидуального потребления»: будучи потребленными одним субъектом, они остаются достаточными для потребления другими.
Общественные блага неделимы. Они предоставляются общественными учреждениями, их создание и содержание на должном уровне, как отмечал еще А. Смит, «не может быть в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп, поскольку прибыль от них никогда не сможет окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы человек, хотя часто они могут с лихвой окупиться большом обществу ».
Противоречие между высоким уровнем развития материально-технической базы и производительных сил, с одной стороны, и условиями воспроизводства рабочей силы, значительно отстают от требований, выдвигаемых - с другой, приводит к осознанию необходимости существенного увеличения доли валового национального продукта, инвестируемого в нематериальные сферы, такие как образование, наука, здравоохранение и др.. Финансируя эти сферы, государство создает условия для нормального функционирования экономики. В частности, система образования призвана обеспечить объективные потребности экономики, по мере дальнейшего развития технологической базы экономики требуют достаточного в данных условиях уровня образования, общей культуры, дисциплины труда и т.д..
Естественно, что именно на государстве лежит основная тяжесть по финансированию системы образования и в случае, если государственные инвестиции в человеческий капитал окажутся недостаточными, рынок не сможет заполнить их нестачу.
Наконец, без науки, что является важнейшей составляющей и производственно-хозяйственной и социальной инфраструктуры как в былые времена, так и, тем более, в современном мире, невозможно ни экономическое, ни социальный прогресс.
Масштабность и значимость задач, выполняемых научными учреждениями, значительный срок с момента решения проблемы на фундаментально-теоретическом уровне до ее практического внедрения обусловливают ту поддержку, которую оказывают индустриально развитые государства сфере науки вообще и фундаментальным исследованиям особенно. Она осуществляется как путем прямого бюджетного финансирования соответствующих учреждений и организаций, так и созданием благоприятных условий функционирования аналогичных негосударственных, преимущественно институциональных структур - научных фондов и товариств.
Такую же важную функцию по обеспечению общих условий жизнедеятельности общества, социального и экономического роста выполняет здравоохранение. Ее качественное состояние и доступность для широких слоев населения страны можно и нужно рассматривать, с одной стороны, как существенную составляющую их качества жизни, а с другой - как необходимое условие эффективного функционирования национальной экономики. Здоровье нации, каждого ее представителя является существенной предпосылкой эффективного функционирования экономики страны. Таким образом, построение эффективной системы здравоохранения - важнейшее условие как социального, так и экономического роста.
К общественным благам также относят услуги национальной обороны, органов безопасности, структур по профилактике и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природно-климатического и техногенного характера.
В предоставлении общественных благ государственное вмешательство имеет вспомогательный характер, цель которого - гарантировать необходимую с точки зрения общества предложение товаров и услуг, которые по тем или иным причинам на рынок не поступают или поступают в недостаточном объеме. При этом государство может применять рычаги прямого и косвенного воздействия на предпринимательскую сферу через механизм государственных заказов, налогов, субсидий и цен, чтобы регулировать процесс распределения ресурсов в нужном направлении. Тем самым государство сознательно перераспределяет ресурсы с целью существенного изменения структуры национального продукта краини.
В целом общественное благо зависит от уровня гарантированности таких общезначимых для государства и общества параметров, как внешняя и внутренняя безопасность, наличие и нормальное функционирование институтов социальной инфраструктуры: учреждений системы образования, здравоохранения, социальной помощи и пр., уровня социального партнерства. Иными словами, конкуренция не должна ставить под угрозу достижение необходимого уровня экономической и социальной стабильности, в том числе и социальной справедливости.
Одно из центральных мест в деятельности современного государства занимает обеспечение социально справедливого распределения доходов, однако дело в том, что механизм рыночного саморегулирования отнюдь не предполагает достижения социальной справедливости в суспильстви.
Вполне естественно, что в индустриально развитых стабильных государствах органы государственной власти, как правило правительства, разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения малоимущих слоев населения, устанавливая минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов тех или иных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения различных категорий. Таким образом, государство берет на себя задачу регулирования распределения доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенного с помощью системы налогов и других платежей.
Для государства благосостояния бизнес и государство являются мощными институтами современного индустриального общества. Каждый из них сдерживается различными факторами: одни из них конституционно-правового характера, другие - социально-политического, ресурсного и др.. Благодаря этим факторам в отношениях между ними действует своеобразная система сдержек и противовесов, которая не дает ни одному из них устанавливать свой единоличный контроль над суспильством.
Парадокс заключается в том, что государство регулирует предпринимательство и определенным образом превращает рынок, но при этом она же субсидирует и поощряет, и защищает бизнес. Своей финансовой и валютной политикой, направленной на укрепление экономики и сглаживания экономических циклов, государство способствует экономическому росту, развития бизнесу.
В западной общественно-политической мысли почти всех ориентаций стало весьма популярным лозунг, выдвинутый известным экономистом И. Шумахером: «Меньше - это лучше», под которым подразумевается ослабление регулирующих рычагов государства, сокращение социальных программ, которые не оправдали себя, роли инициативы и свободных рыночных отношений.
Бизнес ведется в определенном социальном и политико-культурной среде и, естественно, не может игнорировать интересы общества, с которыми должен согласовать свои собственные интересы. Более того, поскольку стабильность общества является необходимым условием эффективного функционирования предпринимательства, оно просто вынуждено разрабатывать и осуществлять меры, обеспечивающие такую стабильность. Развитие и улучшение социальной среды отвечают долгосрочным интересам бизнеса. Приверженность принципам социальной ответственности повышает жизнеспособность и эффективность предпринимательства. В долгосрочном плане социальная ответственность способна повысить как доверие потребителей к производимой продукции конкретным предприятием, так и курс его акций.
К. Уолтон выделяет следующие компоненты современной концепции социальной ответственности бизнеса.
Во-первых, больше нельзя полагаться на концепцию личной выгоды, поскольку она не обязательно приведет к благу общества. В тех случаях, когда между частным и общественным благом существуют конфликты, первое должно стать подчиненным другому.
Во-вторых, американская экономическая система опирается в большей степени на принципы плюрализма и конституционализма, чем на принципы laissez-faire.
В-третьих, благосостояние общества не могут обеспечить исключительно правительство или частные организации врозь. Поэтому необходимо покончить с противостоянием правительства и бизнеса.
В-четвертых, руководству корпораций нужно уравновешивать конкурирующие интересы и устанавливать приоритеты, учитывающие интересы как инвесторов, работников, потребителей, поставщиков и конкурентов, так и национальных и местных общин, других добровольных организаций и даже неорганизованных групп.
В-пятых, уравновешивая эти интересы, корпорация должна отбрасывать «неразумные требования», но делать это логично, выдержано и сбалансировано.
Таким образом, концепция социальной ответственности бизнеса основывается на признании существования тесных взаимосвязей корпорации и суспильства.
Всего концепция социальной ответственности исходит из признания тесной взаимосвязи всех сфер общества, в том числе и взаимозависимости общества и бизнеса, и вследствие этого факта предусматривает необходимость для бизнеса взять на себя широкие социальные обязательства.
Границы социальной ответственности корпораций тем шире, чем больше их стремление к выживанию и утверждения своей легитимности в глазах общества. В этом плане одна из главных задач, стоящих перед корпорациями, заключается в том, чтобы обосновать программы, которые они готовы осуществлять в социальной сфери.
В то же время общество со своей стороны вправе ожидать от бизнеса того или иного уровня социальной ответственности в таких вопросах, как охрана окружающей среды, обеспечения безопасности транспорта, материальное обеспечение неимущих слоев населения и т.п.. Однако технические, финансовые и другие возможности В этом плане не безграничны. Оценивая возможности той или иной корпорации или бизнеса в целом, нельзя забывать того факта, что главным условием существования и жизнеспособности любого делового предприятия является его экономическая рентабельность, которая определяется уровнем прибыльности его деятельности.
1. Политическая система , государственное управление и регулирование на трансформационном этапе развития государства 3. Государственная политика цилеформуючий фактор деятельности государственного аппарата и государственной службы