16. Основные принципы государственной службы

Проведение административной реформы в Украине обусловливает повышение роли и значения государственной службы как эффективного инструмента, который обеспечит реализацию задач и функций государственного управления в демократическом, правовом, а также светском государстве. В содержательном плане государственная стратегия кадрового обеспечения административной реформы в значительной мере направлена на эффективное использование человеческих ресурсов Украины на основе всестороннего развития личности, повышения ее профессионализма, эффективной реализации ее способностей и личных интересов в трудовой деятельности. Развитие государственной службы должно осуществляться на принципах законодательно признанных принципов государственной службы. Последние определяют основные черты, сущностные характеристики, важнейшее содержание и значение самой государственной служби.
Принципы государственной службы обусловлены конституционно определенными принципами государства, государственного, государственного управления, государственного механизма и государственного апарату.
Конституционное и законодательное установление принципов государственной службы обусловливает функционирование органов государственной власти, профессиональную деятельность государственных служащих, постоянство правового регулирования государственно-служебных правоотношений, а также обоснование тенденций развития законодательства и нормативных актов Президента Украины и Кабинета Министров Украини.
Принципы государственной службы как научная категория определяют исходные положения и теоретические идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства, наиболее характерные черты организации и функционирования не только самой государственной службы, но и всей системы государственного аппарата, судопроизводства и прокуратуры, определяют содержание сложных взаимоотношений внутри всего механизма государства. Они закладываются в основу формирования и функционирования органов государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, прокуратуры).
Принципы государственной службы охватывают все правовые, организационные, функциональные и другие стороны, из которых складывается содержание государственной служби.
Обобщая, можно сказать, что принципы государственной службы - это такие основополагающие идеи, установки, положения, отражающие объективные закономерности и обоснованные направления реализации целей, задач и функций государства, органов всех ветвей власти, прокуратуры, полномочий и обязанностей государственных служащих .
Принципы государственной службы объективно:
определяют сущность государственной службы, ее важнейшие черты;
освещают общий характер управленческой, нормо-проектной, организационно-распорядительной, консультативно-совещательного и другие стороны деятельности государственных служащих;
устанавливают закономерности в системе организации и функционирования государственной службы;
обусловливают значимость, законность и социальную ценность правоотношений, возникающих в системе государственной службы;
отражают объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных правоотношений;
закрепляют упомянутое в нормах правового института государственной служби.
Принципы государственной службы определяются Конституцией Украины, Законом Украины «О государственной службе», другими законодательными и нормативными актами. Они реализуются через практическую профессиональную деятельность государственных службовцив.
Объективные закономерности деятельности органов государственной власти, прокуратуры нашли свое выражение в комплексе принципов государственной службы. Как и принципы государственного управления, их целесообразно классифицировать на конституционные и организационно-функциональные.
Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции Украины и конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационно-функциональные принципы отражают принципы построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата.
С конституционными принципами следует отнести:
принцип служения народу Украины;
принцип верховенства Конституции Украины и законов над иными нормативно-правовыми актами;
принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина;
принцип демократизма и законности;
принцип гуманизма и социальной справедливости;
принцип единства государственной власти;
принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;
принцип равного доступа граждан к государственной службе;
принцип политической нейтральности государственной службы, отделения религиозных объединений от держави.
Организационно-функциональные принципы государственной службы можно отнести к категориям положений, которые установлены в специальных законодательных и других актах о государственной службе и которые определяют специфические отношения государственно-служебного характеру.
К ним относятся:
принцип обязательности выполнения для государственных служащих решений, принятых вышестоящими органами государственной власти и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Украины;
принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
принципы профессионализма, компетентности, инициативности, честности, преданности делу государственных служащих;
принцип прозрачности в осуществлении государственной службы;
принцип персональной ответственности государственных служащих за решения, которые они готовят и принимают, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
принцип соблюдения прав и законных интересов органов местного самоуправления;
принцип соблюдения прав предприятий, учреждений и организаций, объединений граждан
принцип стабильности кадров государственных служащих в органах государственной власти;
принцип социальной защищенности государственных службовцив.
С точки зрения организации и функционирования государственной службы все рассмотренные принципы можно разделить на две группы:
принципы организации государственной службы;
принципы ее практического функционування.
Зависимости от места в структуре правового института государственной службы можно выделить отраслевые и конкретно институциональные принципы. Принципы государственной службы могут распространяться на весь институт государственной службы, а могут характеризовать его отдельные структурные элементы. Например, конституционный принцип равенства граждан при поступлении на государственную службу является общим принципом работников государственной службы, поскольку он создает основы для создания государственно-служебных отношений, а принцип объективной оценки при проведении аттестации работника - отраслевому принципу государственной службы, который действует только в период существования государственно-служебных видносин.
Одним из основополагающих принципов государственной службы является принцип профессионализма, определен ст. 3 Закона Украины «О государственной службе».
Профессия - это род деятельности, занятий лица, обладающего комплексом специальных профессиональных знаний и практических профессиональных умений и навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной профессиональной подготовки, а также опыта роботи.
Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной области общественно полезной деятельности.
Относительно государственной службы профессионализм - это прежде всего способность государственного служащего, коллектива государственных служащих определять с учетом условий и реальных возможностей наиболее эффективные пути и способы реализации поставленных перед ними задач в рамках нормативно определенных повноважень.
Структурно профессионализм государственной службы на уровне органа государственной власти формируется в систему:
по организации и функционирования государственной службы на основе современного научного знания и передового опыта, творческого использования профессиональных знаний, умений и навыков всех служащих;
с оптимально возможного проявления способностей, личных качеств служащих на основе их рационального использования на должностях, создание наиболее дееспособных коллективов;
с наиболее полного использования профессионально-творческого кадрового потенциала органов государственной власти и местного самоврядування.
Относительно государственных служащих их профессионализм прежде всего предполагает наличие высшего образования (квалификации специалиста или магистра) по специальности, что является соответствующей управляемой сфере. Государственные служащие должны также получить определенную профессиональную подготовку в области государственного управления, государственной службы, конституционного, административного и других отраслей права, економики.
Принцип профессионализма заключается в том, что государственный служащий выполняет свои обязанности на профессиональной основе, т.е. выполняет основную работу, за что получает заработную плату из государственных средств. Поскольку функциональные обязанности должностей государственных служащих имеют определенную профессиональную направленность, то государственный служащий должен иметь высшее образование по специальности, соответствующей требованиям профессионально-квалификационной характеристики. Профессионализм государственного служащего призван обеспечить качественное выполнение должностных обязанностей, стабильность государственной службы, постоянную готовность к подготовке и реализации решений из сложных задач, возможность повышения своей квалификации и т.д..
Принцип профессионализма государственных служащих является ведущей основой при организации и функционировании государственной службы. Это не только одна из ведущих требований, определяющий формирование и практическую деятельность персонала, но и необходимая правовая требование, без которого невозможно получение права на осуществление должностных повноважень.
Профессионализм государственных служащих можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. В первом случае речь идет о необходимости получения высшего образования с квалификацией специалиста или магистра, что позволит выполнять не только профессиональные функции, но и общие функции управления. На сегодня можно утверждать, что занятие должностей государственных служащих I-IV категорий требует наличия научных степеней или, как минимум, квалификации магистра государственного управления. Во втором случае предполагается качественное выполнение специальных заданий и функций, характерных для конкретного вида государственной управленческой деятельности, отрасли или сферы управлиння.
Требования, предъявляемые в современных условиях к уровню профессиональной подготовки государственных служащих, достаточно высоки. Закон Украины «О государственной службе» фиксирует необходимость наличия профессиональной подготовки для государственных служащих, не конкретизируя необходимый уровень их квалификации. Требования к образовательно-квалификационного уровня и специальности должны быть определены профессионально-квалификационными характеристиками должностей государственных службовцив.
Профессионализм как принцип подбора, расстановки и продвижения по службе кадров одинаково важен для органов всех ветвей власти. Вместе с тем, в органах исполнительной власти он имеет свое специфическое содержание, особые черты и формы прояву.
Самой природой исполнительной власти, непосредственной организующей и практической ролью и направленностью определяются полномочия органов исполнительной власти. С учетом этого должны формироваться конкретные требования относительно профессионализма деятельности органов вообще и их службовцив.
Отрасли и сектора экономики, сферы государственного управления требуют высокого «отраслевого» профессионализма. Служащим разного профиля органов (министерств, государственных комитетов и т.д.) и разных уровней (центральные органы, территориальные органы центральных органов, местные органы исполнительной власти) нужны значительной степени различные знания, профессиональные умения и навички.
Принцип профессионализма государственной службы имеет соответствующую законодательную и другую нормативную базу. Прежде всего это нормы Конституции Украины, правовые нормы Закона Украины «О государственной службе», других законов Украины, регулирующих прохождение службы в органах, на которые распространяется действие Закона Украины «О государственной службе». В них тем или иным путем рассматриваются различные аспекты принципа профессионализма, в том числе и компетентности в государственной служби.
Реализация принципа профессионализма в первую очередь требует постоянного профессионального развития персонала государственной службы, что должно обеспечиваться активным функционированием, высокой степенью организации и научно-методического руководства системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Их обучение можно рассматривать как долгосрочный процесс, сложный по содержанию, динамический зависимости от социально-экономического положения государства, должно осуществляться дифференцированно, учитывая профессиональные обязанности и полномочия государственных служащих согласно целей и задач органов государственной власти и местного самоуправления.
Проведение реформ в Украине требует высокопрофессиональной государственной службы на всех ее уровнях. В первую очередь в ходе административной реформы должны быть четко определены цели, задачи и функции центральных органов исполнительной власти, определены и распределены функции и полномочия местных государственных администраций и органов местного самоуправления. Это заложит фундамент для обновления комплекса профессионально-квалификационных характеристик должностей государственных служащих как одной из составляющих разработки современных требований к управленческих кадров, формирование критериев и методов оценки при их отборе, продвижении по службе и аттестации, определение содержания обучения государственных служащих, для совершенствования механизмов конкурсных и аттестационных заходив.
Принцип профессионализма в обучении государственных служащих должен стать ведущим. Если конкретно рассматривать вопрос о содержании обучения, то согласно действующих нормативных актов и рекомендаций Научно-методического совета при Главгосслужбе Украины обучения государственных служащих по профессиональным программам повышения квалификации предусматривает отведение не менее 50% учебного времени на усовершенствование, развитие и обновление именно профессиональных практических умений и навыков на конкретной посади.
Полноценное и широкомасштабное внедрение принципа профессионализма в государственной службе требует четкой административно-правовой регламентации в нормативных актах по вопросам государственно-служебных видносин.
В профессиональном развитии работников государственного аппарата важно максимально использовать практику служебной деятельности. Постановка перед служащим новых, более сложных задач, моделирования ситуаций, требующих от него принятия самостоятельных, в том числе инновационных решений, материальное стимулирование улучшения качества труда побуждать служащего к обогащению своих профессиональных умений, навыков и способностей к формированию потребности в служебном росте. Умения, навыки и знания, полученные и обогащенные в процессе практической деятельности, становятся важной предпосылкой для служебной карьеры.
Поэтому в профессиональном развитии кадров государственной службы следует более четко (особенно со стороны руководителей кадровых служб органов государственной власти) выделить две стороны, а именно:
профессионально-квалификационное развитие, в основном связан с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, получением новых умений, знаний, навыков и нового опыта;
профессионально-должностной развитие, в основном связан с рациональным подбором и расстановкой кадров на основе использования способностей и личных возможностей каждого работника, оптимального использования в рамках коллектива работников различных специальностей, опыта, возраста, склада ума и личных качеств.
Все это может найти отражение в планировании карьеры государственного служащего, в гласном продвижении по службе тощо.
В органе государственной власти важно создать такие условия, при которых и государственный служащий как личность, и государство как основной заказчик управленческих услуг для населения, были бы взаимно заинтересованы в повышении профессионализма всего персонала и конкретного работника, в повышении эффективности управленческого труда. В таком случае планирование и реализация карьеры государственного служащего не могут рассматриваться только с точки зрения личных интересов, они должны стать делом кадровых служб органов, их руководителей, вообще государства.
15. Цели, задачи и функции государственной службы ГЛАВА 4. Правовой институт государственной службы