44. Профессиональное обучение как составляющая государственного служащего

Сегодня в условиях реализации конституционных принципов демократического, правового, социального государства и формирования гражданского общества вопросам по вопросам встает проблема совершенствования кадрового обеспечения государственного аппарата высококвалифицированными и компетентными специалистами, способными эффективно работать в органах государственной власти и местного самоврядування.
Общество и государство нуждаются в подготовке нового поколения и повышение квалификации уже работающих руководителей и специалистов органов государственной власти и местного самоуправления, формирования реального и перспективного резерва их кадров, чтобы своевременно были подготовлены специалисты для замещения новых должностей, в том числе в новых структурах государственного аппарата, чтобы улучшалась качество и повышалась эффективность управленческого процесса. Таким образом, одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Украины является качественное развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных службовцив.
В ее основу Программой кадрового обеспечения государственной службы, утвержденной в ноябре 1995 г. Указом Президента Украины № 1035, были положены социальная природа профессионального развития. Программой были определены гарантии гражданам равных прав и возможностей для профессиональной подготовки и целостного развития личности, приоритетность гуманистического и демократического направления, опережающий характер содержания обучения, структурная оптимизация всей системы, открытость новым технологиям, особенно на пути индивидуализации обучения государственных службовцив.
Сегодня нет фактически ни вопросы организации и функционирования органов государственной власти и местного самоуправления, государственной службы в целом, которое бы не было связано с профессионализмом и компетенцией служащих. Введение административной реформы, формирования на современных принципах механизма государства и государственного аппарата, развитие государственной службы органически связаны с профессиональной подготовкой кадрив.
Совершенствование системы профессионального обучения государственных служащих неразрывно связано со становлением государственной службы Украины, являются составной частью ее кадрового обеспечения. Реальность такова, что становление самой государственной службы и системы подготовки кадров для нее происходит в условиях изменения парадигмы общественного развития, типа культуры, духовно-нравственных ориентирив.
В таких условиях эффективное функционирование системы непрерывного профессионального обучения государственных служащих является насущной необходимостью и важным фактором укрепления государственности, становления правового, демократического, социального государства с социально ориентированной рыночной економикою.
Это позволяет определить пути совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Они обусловлены прежде всего стратегией и содержанием реформ и преобразований, в которых все больше повышается роль личностного фактора, научных знаний, профессионализма и компетентности кадров государственного аппарата. Содержание и уровень их специального, профессионального, профессионального обучения должны соответствовать стратегическим направлениям развития государственности, иметь опережающий характер, учитывать высокий динамизм социальных и экономических процессов, задачи и трудности становления новой модели государственного управления, кадрового обеспечения государственной служби.
Курс на соответствие квалификации государственных служащих потребностям политического и социально-экономического развития государства, положительную стабилизацию кадров государственного аппарата и местного самоуправления, укрепление его качественного состава, выполнения законом установленной требования о наличии соответствующей профессиональной подготовки государственных служащих обусловливают необходимость профессионального обучения значительного количества служащих, качественного совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадрив.
Сегодня в органах государственной власти должен работать новый государственный служащий, способен на основе и в рамках закона проявлять самостоятельность, творчество и предприимчивость, быть дисциплинированным и готовым на личный риск ради государственного дела, признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и громадянина.
В разработке концептуальных основ развития профессиональной подготовки государственных служащих невозможно ограничиться только решением текущих задач. Стратегия профессионального обучения кадров - стратегия будущего государства. Определение потребностей в кадрах обусловлено прежде состоянием и прогнозом развития социально-экономических и политических процессов, уровнем развития производительных сил, задачами управления, теми приоритетами, на которые направлены суспильство.
В стратегическом плане важно понять, что с ослаблением эйфории всемогущества рыночных отношений, необходимостью возрождения и развития собственного производства вновь возрастут потребности в специалистах научно-технического профиля. В ближайшем будущем возрастет потребность в специалистах (в том числе государственных служащих) в области научно-технического прогресса, без чего невозможно улучшить условия жизни людей, преодолеть кризис во всех сферах жизнедеятельности суспильства.
Целью единой общенациональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации является обеспечение высокого профессионализма служащих, способных наиболее эффективно обеспечивать решение насущных задач и выполнения функций государства. Одновременно эта система позволить каждому государственному служащему реализовать право на обогащение своих знаний и профессиональных навыков и умений, реализацию своих интересов, личной карьеры, развития особистости.
При этом прежде всего необходимо выяснить, что вкладывается в понятие единой общенациональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, которые должны быть ее цели, принципы, структура, субъекты и объекты образовательного процесса, принципы и содержание обучения.
Согласно Программе кадрового обеспечения государственной службы нормативными документами Кабинета Министров Украины система подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих базируется на образовательно-профессиональных программах подготовки и переподготовки, а также профессиональных программах повышения квалификации государственных служащих первой составляющей системы. Они должны обеспечивать обучение персонала органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии с государственными стандартами, основанные на требованиях нового поколения профессионально-квалификационных характеристик должностей службовцив.
Второй составляющей системы являются высшие учебные заведения, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины, центры повышения квалификации государственных служащих и руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций как учебные заведения этой системы и отраслевые институты повышения квалификации. Финансирование образовательной деятельности указанных учреждений в сфере обучения государственных служащих осуществляется из государственного и местных бюджетов.
Третьей составляющей являются органы государственной власти, осуществляющие управление системой обучения государственных службовцив.
Следует четко представлять целевую направленность, содержание и характерные черты единой общегосударственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих. Она выступает как единая общенациональная система образовательной деятельности с единственной (в определенных структурах) сетью учебных заведений, определенных в установленном порядке, со своей системой управлиння.
Становление, функционирование и развитие системы обучения государственных служащих должны проходить по следующим принципам:
профессиональное обучение служащих как составляющая государственной службы, важное направление реализации государственной кадровой политики, неотъемлемая часть работы с персоналом;
обеспечение опережающего характера содержания обучения с учетом перспектив развития государства, усложнения задач и функций его органов и ветвей власти, внедрение инновационных решений и технологий, современных научных исследований;
обеспечения непрерывности и обязательного характера обучения всех служащих, органически связанного с профессиональным развитием персонала, планированием и реализацией личной карьеры государственного служащего, его служебно-должностным продвижением, присвоением очередного ранга, учет личных интересов работника;
обязательность целевой направленности обучения на основе соблюдения государственных образовательных стандартов и критериев, при его гибкости в сочетании всех видов и форм обучения, достижения интенсификации и оптимизации учебного процесса, развития послевузовского образования (аспирантуры, докторантуры)
организация учебного процесса и формирования содержания обучения на основе широкого внедрения результатов научно-исследовательской деятельности, анализа современной практики государственного управления и государственной службы, индивидуальных способов и активных методов в учебном процессе слушателей, что в целом должно способствовать развитию в них нового стиля мышления, самостоятельности и персональной ответственности в работе;
создание современного информационного пространства в сфере государственной службы и обеспечения свободного доступа к нему слушателей системы, предоставления государственной, а также инвестиционной донорской поддержки учебным заведениям системы в формировании соответствующей материально-технической базы и социально-бытовой сферы;
формирование сети учебных заведений системы на конкурсной основе, обеспечивать постоянное обновление содержания обучения и отбор наиболее подходящих учебных заведений;
функционирования системы преимущественно на основе государственного заказа и за счет средств государственного и местного бюджетов, а также за счет привлечения других источников финансирования, разрешенных действующим законодательством;
единственное учебно-методическое управление и координация практической деятельности всех элементов системы;
широкое использование отечественного и зарубежного опыта государственного управления и государственной служби.
Эффективное функционирование общенациональной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих возможно при наличии государственных нужд и личной заинтересованности государственных служащих в последствиях ее дияльности.
Статья 1 Закона Украины «О государственной службе» определяет государственную службу как «профессиональную деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате». Статья 29 говорит, что государственным служащим создаются условия (надо подчеркнуть, что именно только условия) для обучения и повышения квалификации в соответствующих учебных заведениях (на факультетах) и путем самообразования. Наряду с этим Государственный классификатор профессий ДК 003-95 также определяет, что выполнение специалистом профессиональной деятельности требует соответствующей квалификации, что невозможно без получения им необходимого соответствующего образовательно-квалификационного уровня по специальности, направленной на непосредственное выполнение должностных обязанностей.
В связи с этим целесообразно рассмотреть основные определения по обучению, подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных службовцив.
В современном понимании обучения - это любое запланированное совершенствования поведения учащегося, на основе новых знаний, взглядов, ценностей, умений, навыков и т.д.. При этом образование можно рассматривать как организованную коммуникацию с целью навчання.
Если исходить из этих положений, то целесообразно вести разговор о системе обучения государственных служащих, которая решает следующие общие цели:
1) подготовка государственного служащего - обучение с целью получения лицом определенного нового для нее образовательно-квалификационного уровня (специалист, магистр) по специальности, направленной на профессиональную деятельность в органах государственной власти или местного самоуправления. При этом под подготовкой государственного служащего необходимо понимать и обучение лица, которая уже находится на государственной службе, и лица, целенаправленно готовится к государственной службе;
2) переподготовка государственного служащего - это обучение с целью получения определенного образовательно-квалификационного уровня по другой специальности (специализации), направленной на профессиональную деятельность в органах государственной власти или местного самоуправления;
3) повышение квалификации государственного служащего - это обучение, направленное на повышение (а лучше возвышения, т.е. достижение определенного определенного уровня) уровня общей управленческой культуры и специализирующаяся в пределах определенной категории должностей и специализации на отдельных функциях, задачах, полномочиях, которые определяются актуальными потребностями сегодняшнего (для конкретного лица, конкретного органа государственной власти или местного самоуправления, для конкретной изменения государственно-служебных отношений).
Система обучения государственных служащих может успешно развиваться только при условии постоянно и качественно растущей потребности в последствиях их деятельности. Необходимо создать мотивационный механизм, который не только обязывает, но и стимулирует государственного служащего постоянно обновлять свои профессиональные умения и знания.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 8 февраля 1997 г. № 167 «Об утверждении Положения о системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и Положения о едином порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций» впервые сделана попытка органично « встроить »профессиональное обучение, повышение квалификации государственного служащего в его профессиональную деятельность, служебную карьеру. Признано необходимым прохождении повышения квалификации государственным служащим по профессиональным программам в следующих случаях: при зачислении в кадровый резерв, занятии должностей высшей категории, перед очередной аттестацией государственного служащего, а также для специалистов, впервые принятых на государственную службу, в течение первого года их работы.
Внедрение механизма обучения резерва по личным годовыми планами имеет большое значение с точки зрения предварительной подготовки к выполнению профессиональных обязанностей. Но он будет эффективным только при условии обязательности выполнения этого плана, независимого и беспристрастного оценивания последствий обучения. Именно последнее должно быть условием формирования списка резерва с последующим замещением вакансии с преимуществом в конкурсе или внеконкурсным видбором.
Итак, анализ и независимое и беспристрастное оценки выполнения личных годовых планов должно стать для кадровых служб органов государственной власти одной из основ формирования кадрового резерва, закладывает определенные требования к содержанию обучения резерва, структуры личного годового плана лица, зачислена в резерв, системы оценки качества его выполнения.
Также нормативно определено, что в каждом органе государственной власти разрабатываются годовые и перспективные планы работы с кадрами, в которых определяются меры частности относительно подготовки, переподготовки и повышения квалификации, поощрения, контроля их работы и т.п.. Это одна из мер по реализации ст. 29 Закона Украины «О государственной службе», где определено, что «результаты обучения и повышения квалификации являются одним из оснований для продвижения по службе».
Опыт развитых демократических правовых государств с постоянной государственной (публичной, гражданской) службой, которая имеет свои национальные традиции, свидетельствует, что результаты обучения государственных служащих не «основанием», а условием как продвижение по службе, так и присвоения очередного ранга, классификационного разряда, чина, звания и т.п., повышение заработной платы, предоставление определенных пильг.
Прием на государственную службу и продвижение по ней должны быть также органически связаны с непрерывным обучением государственных служащих (рис. 9.1).
Введение такого механизма продвижения по службе, сочетающий квалификационные и образовательные требования к государственным служащим с их непрерывным обучением, позволит уточнить и значительно улучшить нормативные требования относительно назначения и принятия на государственную службу, а также обеспечить соответствующую профессиональную подготовку к занятию посади.
Становление системы обучения государственных служащих, особенно обеспечение его непрерывности, обязательности, зависит от изменения отношения к нему как руководителей, так и работников органов государственной власти и местного самоуправления. Сегодня сложился стереотип: образование - дело личное. Более того, некоторые руководители находят множество причин, для того чтобы их сотрудники из-за необходимости «решения неотложных проблем» не учились в магистратуре, аспирантуре, докторантуре, проходили только краткосрочное обучение (преимущественно формально). Поэтому важно в общегосударственном масштабе добиться того, чтобы систематическое профессиональное обучение служащих стало составляющей профессиональной деятельности, обязательным требованием, частью государственно-управленческой деятельности и осуществлялось за счет государственного бюджету.
9.1.







43. Декларирование доходов государственных служащих Глава 10. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ