Макроэкономическая теория и государственная политика Украины

Преобразование директивной экономики в рыночную возможно только через развитие инициативы и активности населения, приведение в действие стимулов высокопроизводительного труда. А это требует выработки научной концепции развития общества и воплощение ее в життя.
Поскольку научная теория трансформируется в практику через политику и становится движущей силой развития общества при условии сочетания интересов хозяйствующих субъектов, важное значение имеет раскрытие механизма формирования научно обоснованной экономической политики.
Исторический опыт убеждает, что научной политика становится тогда, когда основывается на объективно действующей системе экономических законов с учетом разнообразия интересов общества и предусматривает многовариантность решений и свободу вибору.
Известно, что политика формируется в сфере надстройки субъектами, в руках которых находится власть, и представляет собой процесс выработки политических решений во всех сферах жизни.
Переход к рыночной экономике может произойти лишь на основе использования реально действующих причинно-следственных связей в экономической жизни, учет интересов всех хозяйствующих субъектов, то есть политики, построенной на научной теории и адекватно трансформированной в хозяйственном механизме. Именно в связи с этим первоосновой выработки научно обоснованной экономической политики является экономическая теория. Всякий отход от теории приводит к субъективизму, сущность которого заключается в игнорировании объективных требований и условий, а значит, в выдвижении необоснованных задач и решений, что в итоге оборачивается нерациональным использованием природных, материальных, финансовых, человеческих ресурсов, порождает диспропорции в общественном производстве и социальные суперечности.
Научное обоснование экономической политики способствовать глубокому обновлению материальной жизни, более полному раскрытию социальных ресурсов суспильства.
Для выработки экономической стратегии, основанному на всестороннем учете требований объективных экономических законов, первостепенное значение имеет обеспечение реалистической, объективной оценки, с одной стороны, достижений в решении социально-экономических задач, выявлении проблем и недостатков, их причин, а другого - такой же реалистичной оценки имеющихся возможностей, ресурсов для дальнейшего социально-экономического розвитку.
Иногда макроэкономику называют теоретической основой экономической политики государства. Такое определение отражает тот факт, что ее выводами руководствуются те, кто формирует и осуществляет экономическую политику.
Центральной проблемой макроэкономики является проблема динамического равновесия, взаимодействия различных ее элементов. С этой стороны экономику можно представить как систему связей, эластично связанных между собой. Поэтому тот, кто хочет управлять всей системой, должен понимать суть главных связей, которые существуют в этой системи.
Таким образом, исходя из того, что равновесие действительно центральной проблемой экономики, мы позволим себе определить макроэкономику как науку об условиях общего равновесия в экономике, средства ее поддержания и последствия порушення.
Экономическая политика - это совокупность макроэкономических целей и средств их достижения. На первый взгляд такое определение экономической политики может показаться слишком упрощенным. Но отталкиваясь именно от него, можно продвигаться дальше в выяснении того, что собой представляет экономическая политика. Экономическая политика - целенаправленная система мероприятий государства в сфере общественного производства, распределения, обмена и потребления жизненных благ. Она призвана отражать экономические интересы общества, всех социальных групп и направлена на укрепление национальной економики.
Экономическая политика находит варианты решения экономических проблем и приводит в действие их механизмы. Осуществление задач экономической политики может привести к изменениям экономической системы, ее совершенствованию, что находит выражение в последующем развитии теоретической экономики. Заметим, что экономическая политика существует по крайней мере в трех проявлениях: как бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и социальная, или политика доходив.
Цели экономической политики. Важным вопросом при определении целей является решение крайней мере двух проблем: сколько целей одновременно могут выдвигаться при формировании экономической политики и как они спиввидноситись.
Всемирно известный экономист Ян Тинберген, который заложил основы современной теории экономической политики, среди ее возможных целей определял: объемы государственных расходов, уровень занятости, размеры инвестиций, общий уровень производства, совокупный спрос, сальдо платежного баланса, динамика реальной зарплаты, стабильность цин.
Относительно целей экономической политики отмечено две главные закономерности:
а) количество одновременно сформулированных целей объективно ограниченной;
б) цели должны согласовываться, координироваться для предотвращения возникновения между ними суперечностей.
Цели экономической политики часто отражают интересы различных социальных групп общества, и поэтому координация целей сводится к согласованию этих интересив.
Один из вариантов согласования целей и интересов отражен в критерии Парето, смысл которого сводится к тому, что в результате принятия решений имеет улучшаться благосостояние хотя бы одного субъекта отношений при условии, что не ухудшается благосостояние ни иншого.
Методы экономической политики делятся на экономические и административные. Политика любого направления - бюджетно-налоговая, денежно-кредитная, социальная, внешнеэкономическая - имеет специфические средства (инструменты регулирования).
Степень влияния средства на цели отображается в экономических мультипликаторам. Каждый мультипликатор дает возможность оценить, как изменится величина, олицетворяющая цель, при изменении величины средства на единицу. Для определения мультипликатора необходимо иметь статистические полученные данные об определенных переменные. Точность прогнозов на основании расчета мультипликаторов определяется точностью данных о зминни.
Существуют два взгляда на эффективность экономической политики: стратегия активизма и соблюдения усредненных правил реализации экономической политики.
Макроэкономическая система и общественное производство. объект и Макроэкономические показатели в системе национальных счетов