Система налогообложения. кривая Лаффера

Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица - предприятия, организации, граждане. Платить налоги обязаны все. Однако это не означает, что те, кто их платит, получает что-нибудь в обмен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительные и безвозмездные. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на много всего, в том числе экономические, процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.
Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Их две - «фискальная» и «экономическая».
Фискальная состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. На основании собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т.д. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, защиту окружающей среды.
Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, облагая налогом часть прибыли, идущей на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А не облагая налогом часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.
Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время достигнутое в результате экономического регулирования, ускорение развития и роста доходности производства позволяет государству получить больше средств. Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее.
Рассмотрим некоторые виды податкив.
Прогрессивный - это такой налог, растет быстрее, чем прирастает прибыль. Такая ситуация заключается, как правило, в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по размеру прибыли. Тогда речь идет о «предельной» налоговую ставку. Она равна приросту выплачиваемых налогов, разделенном на прирост прибыли (выражается в процентах). Предельная налоговая ставка увеличивает размер подоходного налога только в пределах каждой налоговой шкали.
Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, растет медленнее, чем прибыль. Его действие можно проследить на том же условном примере, если изменить налоговые ставки для второй и третьей шкалы, сделав их соответственно 8 вместо 15 и 6 вместо 20 процентов. Оплаченный налог составит 182 д. ед. (0,10 х 1000 0,08 х 500 0,06 х 700), т.е. средняя налоговая ставка, равная 8,27% (182: 220 х 100), окажется ниже, чем в самой шкали.
Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любого размера). Чтобы спрогнозировать воздействие налога на доходы людей, необходимо вычислить так называемый «дискреционный прибыль» - часть чистой прибыли потребителей, предназначенного для расходов по собственному усмотрению, что остается после оплаты всех обязательных расходов на удовлетворение жизненных потребностей. Это значит, что для расчета с реально получаемых семьей доходов нужно вычесть обязательные расходы на питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание, транспорт и т.д. То, что останется после отчислений (если останется), и составит дискреционный прибыль. Он может вырасти или уменьшиться после введения новых (или изменения ставок уже имевшихся) налогов. Это и будет показателем реального влияния нововведений в налогообложении на население. При таком анализе пропорциональный налог может оказаться регрессивным. Чаще всего регрессивное налогообложение связано с косвенными податками.
Известны три основных способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:
а) расширение круга налогоплательщиков;
б) увеличение числа объектов, из которых стягаються
косвенные налоги;
в) повышение налоговых ставок и при прямом и при косвенном налогообложении.
Стремление государства увеличить поступления в бюджет понять можно, однако уровень налоговых ставок не должен превышать размера, при превышении которого их дальнейший рост не просто теряет смысл, но отрицательно сказывается на состоянии економики.
Исследуя связь между размером ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что тот же по размеру дохода в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой, и при низкой налоговой ставке. Это положение можно проанализировать графически (см. рис. 3.18.1:
X - уровень налоговой ставки в процентах;
Y - среднегодовой объем налоговых поступлений в бюджет;
Х0 - оптимальная ставка налога, при которой поступления в бюджет достигают максимума - Y0.
Действительно, равенство бюджетных поступлений (Y1 = Y2) достигается при очень разных уровнях налоговых ставок (X2 значительно больше X1).
Дело в том, что более низкая налоговая ставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает к предпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговых ставках. И наоборот, с ростом налогов доходы в казну, как это ни парадоксально, уменьшатся, потому что часть предпринимателей разорится, часть уйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут.
Исследования А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем богаче государство.
функции макроэкономики Инфляция , ее виды. Антиинфляционная политика , кривая Филлипса