Пути формирования форм собственности в условиях перехода к рынку
Основными чертами структуры собственности в странах с развитой экономикой является, во-первых, доминирующие позиции корпоративной формы собственности, во-вторых, все более широкое привлечение к акционирования работников предприятий, в-третьих, развитие индивидуально-трудовой формы собственности; в-четвертых, изменения в государственной форме власности.Принципиально иные процессы происходят в странах бывшего СССР, а также Восточной Европы, которые переживают своеобразный ренессанс частной собственности, интенсивное возрождение разнообразных форм ее функционирования. Однако теоретически принципа историзма частной собственности эти процессы не отрицают. Старые экономические формы не могут исчезнуть до тех пор, пока полностью не исчерпали своих потенциальных возможностей. Новые более развитые по своему содержанию производственные отношения не могут появиться раньше, чем будут подготовлены соответствующие материальные предпосылки, т.е. будет достигнут определенный уровень производительности труда человека, является объективной основой процесса формирования власности.
В странах, где утвердилась командно-административная система, в структуру хозяйства силовым методом внедрялась общественная собственность без соответствующего связи с состоянием производительных сил. Это и определило общую нестабильность созданной на таких принципах экономической системи.
Сегодня для стран с переходной экономикой является необходимостью формирования различных форм собственности и хозяйствования как основы реформирования административно-командной системы на пути к социально ориентированного рыночного хозяйства. Особая роль при этом принадлежит процессам реформування.
Для Украины, которая строится на принципах рыночной экономики, проблемой номер один стало реформирование отношений собственности на факторы виробництва.
На современном этапе, когда формируется новая рыночная экономика, Украина, унаследовавшая от СССР чрезмерно огосударствленную экономику, должна пройти обратный (по сравнению с капиталистическими странами) путь, а именно: преодолеть чрезмерное обобществления отношений собственности и создать условия для существования различных форм собственности (государственных, коллективных, частных). Это означает, что экономической основой переходного периода должна быть многоукладная экономика, в которой одновременно сосуществуют различные формы собственности (общественные, частные, смешанные).
Необходимость существования различных форм собственности в современных условиях обусловливается еще и тем, что, во-первых, сегодня уровень развития производительных сил и обобществления производства в различных секторах народного хозяйства неодинаков. Еще сохраняются стойкие и значительные разрывы в техническом уровне на отдельных предприятиях в различных отраслях, регионах, условиях труда тощо.
Во-вторых, по мере развитую НТП происходят два взаимосвязанных процесса - концентрация и специализация.
Первый процесс приводит укрупнения, обобществления производства, второй - его дифференциацию. Последняя открывает возможности для мелкого производства и индивидуальной трудовой дияльности.
Законом Украины "О собственности", предусмотрено существование различных форм собственности в экономике Украины, а именно: государственной, коллективной собственности и собственности других государств, международных организаций, совместных предприятий (СП) и иностранных громадян.
Каждый из этих видов имеет различные формы, формирования которое стало возможным в результате преодоления государственного монополизма на собственность. Проще осуществить этот процесс путем проведения широкомасштабного разгосударствления и приватизации власности.
Следует различать разгосударствления и приватизацию.
Приватизация - это только состояние разгосударствления, который предусматривает передачу работникам символа собственности на долю средств производства. Разгосударствление должно решать более глубокие задачи: преодоление социально-экономической монополии государства, обеспечение альтернативности трудовых отношений вместо альтернативного государственного найма, переход к многоканальному формирования экономического регулирования, создание системы социальных гарантий и социальной защиты трудящих.
Разгосударствление собственности - главная цель экономической политики на современном этапе, поскольку создает необходимые предпосылки для развития рыночных отношений.
В то же время полная ликвидация государственной собственности на средства производства и передачи ее в частные руки (индиви ¬ дуальные, коллективные) может породить новые негативные тенденции: невозможность или ослабление государственного регулирования экономики и создание частных монополий тощо.
Процесс разгосударствления не происходит одновременно и быстро во всех отраслях экономики. Он будет проходить постепенно, в течение длительного времени. Поэтому к нему следует подходить, руководствуясь всей совокупностью интересов, учитывая психологию людей, традиции, мировой опыт, а не только желание как можно быстрее создать условия для реставрации капитализму.
Каждая функциональная форма собственности должна отражать, прежде всего, уровень зрелости общественного разделения труда, быть адекватной структуре и степени сложности общественной производительной силы, используемой в производстве. Форма собственности должна определяться спецификой общественной производительной силы труда как объекта индивидуальной собственности человека. Призвана создавать наиболее оптимальные условия для реализации этой силы, она не может быть выше или ниже степень развития последней. Любые "забегания" вперед (так же как отставание) в процессе формирования собственности от достигнутого уровня производительной силы общественного труда негативно отразятся на развитии ее и в конечном итоге сдерживать экономический прогрес.
Следует учесть и то, что в условиях товарного производства и рыночных отношений только конкуренция способна выявить эффективность определенной формы собственности по сравнению с другими.
Любая консервация развития функциональных форм собственности непременно приводит к застойным процессам, сдерживает развитие производительных сил, тормозит общественный прогресс.
Потребление , сбережения и инвестиции | Макроэкономический кругооборот в условиях рынка |