1. Спрос государства.
Для получения макроэкономического равновесия на рынке благ необходимо определить также спрос держави.Роль государства в экономике многопланова: это создание условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, стабилизация циклов экономической активности, реагирования на внешний экономическое влияние, создание необходимых условий для социально справедливого распределения дохода и обеспечения жизненно необходимыми благами населения, закупка товаров и услуг, регулирования процесса монополизации на рынке тощо.
На рынке благ государство применяет различные формы воздействия: предоставление субсидий организациям и населению, покупка товаров и услуг, осуществления государственных инвестиций, бюджетное финансирование отраслей тощо.
Покупка государством товаров и услуг, на которую приходится где-то пятая часть производимого ВВП, образует составную совокупных расходов на рынке благ - государственные расходы (G). Государственные расходы включают покупку производимой продукции в частном секторе, закупку оружия, услуг государственных служащих, книг для библиотек, строительство школ и дорог и т.п.. Эти закупки является лишь одним из видов бюджетных расходов государства. К другому виду относятся трансфертные платежи домохозяйствам. Однако, в отличие от государственных закупок, трансфертные платежи не являются частью спроса на производимые экономикой товары и услуги, а, следовательно, не является компонентом переменной G. Увеличение трансфертных платежей за счет роста налогов не изменяет используемый доход Поэтому будем считать в данной модели, показатель Т - это чистые налоги, то есть:
Т = Налоги - Трансфертные платежи.
Государство влияет также на рынок благ косвенно через налоги и займы (выпуск облигаций). При изменении налогов изменяется величина используемого дохода, а следовательно и потребление домашних хозяйств. Операции государства на рынке ценных бумаг отражаются на уровне реальной ставки процента, а следовательно и на инвестициях.
Когда объем государственных расходов равна величине чистых налогов (G = Т), то правительство имеет сбалансированный бюджет. Когда G> Т, то правительство бюджет с дефицитом, который финансируется через займы на финансовых рынках за счет роста государственного долга Если G <Т - образуется излишек государственного бюджета, который может быть использован для погашения заборгованости.
В нашей модели мы предполагаем, что объем государственных затрат и налоговых поступлений являются экзогенными переменными (рис. 6. 1.), Т.е. переменными, определенными за рамками модели:
ТЕМА 6. Кейнсианской модели рынке благ. | 2. Спрос и предложение зарубежья. |