4.3. Политика иностранного инвестирования.

Среди широкого круга вопросов, рассматриваемых внешнеэкономической политикой, на сегодня одной из самых актуальных политика иностранного инвестування.
До последнего времени развитые страны экспортировали, а развивающиеся страны, импортировали капитал. В 80-90 pp. коренным образом изменились направления и структура инвестиционных процессов. Инвестиции других развитых и новых индустриальных государств играют существенную роль в экономиках таких стран как США, Германия, Япония, Франция и др.. Для большинства стран с переходной экономикой иностранные инвестиции становятся ключевым фактором их эффективного розвитку.
Международный инвестиционный рынок - это совокупность экономических отношений, возникающих между субъектами разных стран по привлечению и вложения международных инвестиций, в результате которых формируются спрос и предложение на инвестиции, цена на инвестиции, конкуренция в инвестиционной среде. Международный инвестиционный рынок является регулятором совокупности общественно-экономических отношений, возникающих между продавцом и покупателем инвестиционных ресурсов, которые находятся в разных краинах.
Функционирование международного инвестиционного рынка невозможно без соответствующей инфраструктуры: кредитных институтов (банков), инвестиционных фондов и компаний, фондовых бирж, страховых и консалтинговых фирм тощо.
Международная инвестиционная деятельность является совокупностью практических действий субъектов хозяйствования относительно вложения международных инвестиций. Она перераспределяет в пространстве и времени ресурсы между отдельными субъектами и объектами разных краин.
Вывоз капиталов обусловливается действием ряда факторов:
- Избытком капиталов в стране (что может повлечь, в частности, падение нормы прибыли)
- Потребностью в новых рынках сбыта (в том числе товаров, у которых закончился «жизненный цикл»)
- Формированием определенного уровня конкурентоспособности экономики;
- Международным разделением труда;
- Транснационализация мировой экономики;
- Поиском стабильных условий применения капиталов;
- Политическими мотивами;
- Личными мотивами тощо.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций возникает по:
- Ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов;
- В низкой инвестиционной активности собственных инвесторов;
- Необходимость привлечения вместе с инвестициями новой техники и технологии;
- Желание создать конкурентоспособную экономику, освоить мировые рынки, необходимости усиления «открытости» экономики;
- Потребности в модернизации социальной структуры общества;
- Наличия политических мотивов тощо.
За последние 25 лет рынки капитала становятся глобальными и отражают финансовую сторону обмена товарами и услугами. Всего за 10 лет, с 1986 до 1996, общая сумма накопления прямых иностранных инвестиций (2 трлн.) Почти в 2,7 раза превысила сумму, накопленную за весь предыдущий (до 1986 года) период. В 1999 году прямые иностранные инвестиции, вложенные в экономику стран мира, увеличились по сравнению с предыдущим годом на 25% и достигли 827 млрд. дол. Две трети этой суммы (609 млрд. дол.) Приходится на развитые страны. Крупнейшим реципиентом является США, а среди стран Евросоюза - Швеция. В развивающиеся страны, поступило 198 млрд. дол. (Рост - 15%). Поэтому есть основания утверждать, что приток именно прямых иностранных инвестиций стал одним из факторов, которые ускоряют развитие мировой економики.
Одной из главных причин стремительного роста прямых иностранных инвестиций является формирование и быстрое развитие международных компаний нового типа - транснациональных корпораций (ТНК): в начале 70-х годов их насчитывалось 7,5 тыс., через десять лет - 12 тыс., в середине 90-х - более 40 тыс. ТНК контролируют до 90% всех прямых иностранных инвестиций мира. Украинские ученые, ссылаясь на выводы экспертов, приводят данные о прогнозе развития мирового рынка капитала: за ближайшие 10 лет он должен возрасти в десять раз - до 200 трлн., В результате чего темпы роста мировой экономики составят 20%.
Международная инвестиционная деятельность обусловлена развитием хозяйственных связей между странами мира и зависит как от объективных экономических законов, так и от политико-экономической цели деятельности государств в мировом политическом и экономическом пространстве. Действие этих факторов существенно отражается на интенсивности и направлениях международной миграции капиталив.
По данным Государственного комитета статистики, на 1 января 2004 года общий объем вложенных в украинскую экономику прямых иностранных инвестиций составил 6657,6 млн. дол. В расчете на одного человека объем прямых инвестиций составляет 150 дол. США.
В большинстве постсоциалистических стран эти показатели значительно выше: в Чехии - 4 тыс. дол. США, в Венгрии - 2,4 тыс. дол. США, в Польше - 1 тыс. дол. США, в России - 370 долл. США.
Среди стран мира лидерами прямого инвестирования в украинскую экономику являются США (1074,8 млн. дол., Или 16,2% от общего объема) Кипр (779,2 млн. дол., Или 11,7%), Великобритания (686, 1 млн. дол., или 10,3%).
Среди регионов Украины лидерами в привлечении прямых иностранных инвестиций является Киев (2123,4 млн. дол., Или 31,2% от общего объема), Днепропетровская (598,4 млн. дол., Или 9%), Киевская (473,7 млн. дол., или 7,1%) и Донецкая (434,2 млн. дол., или 6,5%) области. По данным Минпромполитики, в отраслях промышленности зарегистрировано около 2 тысяч совместных предприятий, из них только половина выпускает продукцию. По видам экономической деятельности приоритет получения прямых инвестиций продолжает принадлежать торговле и посредничеству в торговле - 996,0 млн. дол. США (14,0%), пищевой промышленности и переработке сельскохозяйственных продуктов - 988,0 млн. дол. США (13,9%), машиностроению - 597,0 млн. дол. США (8%), финансовой деятельности - 491 млн. дол. США (7,0%), металлургии и обработке металла - 388 млн. дол. США (5,4%).
Анализ структуры иностранного инвестирования промышленности позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, иностранный инвестор вкладывает средства в не капиталоемкие отрасли, которые могут обеспечить, при определенных обстоятельствах, быструю окупаемость капитала. Во-вторых, уровень инвестирования в капиталоемкие отрасли (машиностроение и металлообработка, металлургия, транспорт и связь, наука и научное обслуживание) ежегодно падает. В-третьих, иностранные инвесторы охотно вкладывают средства только в рентабельные отрасли (что неудивительно).
Все мероприятия, которые предлагаются для повышения инвестиционной привлекательности украинской экономики для капитала нерезидентов, могут делиться на две большие группы: меры, влияющие на всех, и меры, влияющие только на иностранных инвесторов. Острые проблемы повышения инвестиционной привлекательности украинской экономики возникают в макроэкономической сфере. Решать их надо с учетом интересов и внутренних, и иностранных инвесторив.
Компании с иностранными инвестициями, как правило, очень внимательно относятся к системе инвестиционных льгот в принимающей стране. Потому что такие льготы - важный элемент повышения конкурентного положения фирмы и обеспечения ее господствующего хозяйственного и финансового положения. На Западе основная количество льгот, которыми могут воспользоваться иностранные инвесторы, льготы общеэкономические. Они распространяются на все компании, инвестирующие свои
средства, - на национальные и на иностранные. В развивающихся странах, и в странах с переходной экономикой существуют отдельные специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно много этих льгот предоставляется в оффшорных зонах.
4.2. Валютная политика. 5. IS- LM модель в открытой экономике.