2.4. Особенности применения системы макроэкономического счетоводства в разных странах

Внедрение системы макроэкономического счетоводства в экономическую практику происходило постепенно, то есть исходя из того, как быстро были созданы соответствующие условия для перехода на СНС. Это потребовало разработки методологии составления счетов, методов вычисления основных макроэкономических показателей и, прежде всего, создание определенной информационной базы, адекватной требованиям СНС, т.е. осуществление перехода на международные стандарты в области статистики, финансовой отчетности и бухгалтерского учета. Кроме этого, необходимо учитывать и другие факторы: политические условия, экономическое положение, национальные традиции тощо.
Ранее других стран перешли на новую систему национальных счетов, которую было рекомендовано ООН в 1969 г., Канада, Швеция, Великобритания (в 1971 г.), Австралия (в 1972 г.), Норвегия, Турция, Нидерланды (в 1973 г .), Дания, Франция, Люксембург (в 1974 г.), США, Италия, Испания (в 1975 г.) и ин.
Однако многие страны еще не полностью перешли на рекомендованную ООН систему национальных счетов. Среди этих стран не все составляют сводный счет капитала, финансовый счет, платежный баланс, вычисляют ВВП за тремя методами, разрабатывающие данные о ВВП в постоянных ценах с разбивкой по типам производителей и одновременно по отраслям и секторам экономики, как это рекомендовано СНС ООН. Также эти страны не распределяют валовую добавленную стоимость в отдельных отраслях на оплату труда и прибыль. Существуют также вопросы, которые не реализуются в практике составления СНС некоторыми странами. В ФРГ, например, даже общая структуру счетов отличается от рекомендованной ООН. Для каждого сектора в ФРГ составляют 7 счетов, характеризующих развитие этого сектора.
СНС Канады также имеет определенные особенности. Так, счет производства состоит лишь для экономики в целом. На уровне секторов экономики составляют только счета доходов и расходов, а также за счет финансирования капитальных затрат.
СНС Франции характеризуется большой детализацией и методологической разработанности экономических и финансовых взаимосвязей на макроуровне. Она разработана на базе концепции продукции (материальных благ и услуг), реализуемой на рынке. Наряду с показателем реализованной продукции применяют и другой показатель - «продукт». В его состав наряду с реализованной продукции включены услуги административных учреждений и организаций, страховых компаний, некоторых финансовых посредников, а также домашней прислуги. Основным показателем в этой системе счетов является валовая территориальная (внутренняя) продукция в рыночных ценах, которая вычисляется как сумма добавленной стоимости каждой отрасли производственной деятельности. Для перехода к показателю ВДВ, рекомендованного СНС ООН, следует дополнительно вычислять добавленную стоимость секторов финансовых посредников, государственных учреждений, а также оплату труда домашней прислуги.
Для СНС Великобритании характерно, что при оценке показателей и формировании ВДВ упор делается на стоимости факторов производства - в отличие от рыночных цен и концепции первичных доходов, как этого требует новая СНС 1993 г. При этом не оцениваются услуги банков, некоторые статьи расходов на военные нужды рассматриваются в составе капиталовложений, а не как статья правительственных потребительских расходов; существуют различия в определении отраслевой классификации продукта, капиталовложений, личного споживання.
В СНС США основное внимание уделяется анализу и расчета показателя ВНП в отличие от СНС ООН, где основным показателем является ВВП. В СНС ООН продукция банков (финансовых посредников) на стадии использования относится к промежуточного потребления, тогда как в СНС США ее использования делят на конечное и промежуточное потребление. Показатель национального дохода (НД) исчисляется в США за факторной стоимости без учета косвенных налогов и субсидий, а не по рыночным ценам, как в СНС ООН.
ВНП равен сумме чистого национального продукта (ЧНП) и потребления основного капитала (амортизации), т.е. ВНП == ЧНП А.
ЧНП, помимо национального дохода (НД), включает перераспределительные платежи, связанные с бизнес-деятельностью, косвенные налоги (НП) и субсидии (С).
Если ЧНП = НД (НП - С), тогда НД = ЧНП - (НП - С). Национальный доход (НД) США состоит из оплаты труда, предпринимательского дохода, прибыли корпорации тощо.
Тот факт внимание, что не все страны придерживаются рекомендаций ООН и ЕС по применению и использование трех методов при исчислении ВВП. Большинство стран ЕС (ФРГ, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия) для исчисления ВВП применяют как производственный метод, так и метод конечного использования (по расходам), считая их равноправными. Бельгия, Великобритания и Франция применяют все три метода. Другие страны отдают предпочтение какому-то одному: Греция и Люксембург - производственном, Ирландия - распределительном. Отметим, что такая группировка является несколько условным. Использования отдельными странами одного метода вычисления ВВП не свидетельствует о том, что не применяются и другие методы. В этих условиях отдается предпочтение тем результатам (подсчетам), которые обеспечиваются более надежной информационной базой. Дело в том, что инструментом и базой исчисления ВВП производственным методом и методом конечного использования являются данные межотраслевого баланса, который должен разрабатываться ежегодно. Однако, многие страны ежегодно межотраслевой баланс не разрабатывают. А это побуждает их совершать дополнительные расчеты, вносить определенные поправки. Поэтому они используют тот метод вычисления ВВП, максимум обеспечен информацией и применение которого обеспечивает объективный результат экономической деятельности в стране.
2.3. Интегрированная система макропоказателей как средство связи БНГ и СНС ТЕМА 3. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ ( СНС) И ЕЕ СТРУКТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА