3.1. Органы государственного управления таможенным делом
Согласно Закону Украины «О таможенном деле в Украине» государство является монополистом в области таможенного дела. Она определяет систему правового регулирования таможенного дела, разрабатывает таможенную политику, организует и непосредственно осуществляет таможенное справу.Поэтому изучая вопрос об управлении таможенным делом, необходимо исходить, прежде всего, из значения ее законодательного обеспечения. В этом направлении уже рассматривалась роль Верховной Рады Украины, принимает основные нормативные акты: Таможенный кодекс Украины, законы «О Едином таможенном тарифе», «О таможенном деле в Украине», рассматривает соответствие международных актов по таможенным вопросам Конституции Украины и принимает решение об их имплементування в таможенное законодательство Украины. Верховная Рада Украины принимает также отдельные законы, регулирующие таможенные льготы и порядок их внедрения, таможенные тарифы на отдельные товары, таможенные режимы тощо.
Существенное влияние на управление таможенным делом должен Президент Украины, С ноября 1996 г. курирует Гостаможслужбу Украины. Указы Президента Украины имеют решающее значение при определении структуры, штатного расписания, численности, а также назначении на должности высшего руководства таможенной инфраструктури.
Кабинет Министров Украины как высший государственный орган в системе органов исполнительной власти организует воплощение таможенной политики в конкретные организационные мероприятия. Как определено в ст. 116 Конституции Украины, Кабинет Министров обеспечивает осуществление таможенного дела. Эта управленческая деятельность происходит в пределах полномочий Кабинета Министров и, в частности, предусматривает: установление размеров таможенных сборов и платы за таможенные процедуры; координацию деятельности министров, государственных комитетов Гостаможслужбы по вопросам таможенного дела, проведение переговоров и заключение международных договоров Украины по таможенным питань.
Важное место в системе государственных органов, имеющих отношение к управлению таможенным делом, занимает Государственная таможенная служба Украины. Согласно ст. 8 Таможенного кодекса и Положения о Государственной таможенной службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины 8 февраля 1997 г. «Государственная таможенная служба Украины является специально уполномоченным органом государственного управления в области таможенного дела, центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает непосредственное проведение в жизнь государственной таможенной политики , организует функционирование таможенной системы, осуществляет руководство порученной ему сферой управления, несет ответственность за ее состояние и развитие ».
Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности по практической реализации норм и положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов, можно сказать, что таможенные органы как органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в области таможенного дела и таможенной политики держави.
Распорядительная деятельность имеет свои особенности, важнейшей среди которых является ее нормативный характер. Она проявляется в том, что таможенные органы наделены правом принимать соответствующие нормативно-правовые акты по вопросам регулирования общественных отношений в области митноиИсправы, которые являются обязательными для других государственных органов, юридических и физических осиб.
Исполнительная деятельность, или организационно-исполнительная деятельность осуществляется различными средствами, нацеленными на обеспечение реализации таможенной политики, воплощение положений законов, указов Президента, постановлений Кабинета Министров Украини.
Особым признаком таможенных органов является их сравнение с правоохранительными органами. Известно, что в определенном смысле все государственные органы являются правоохранительными, так как их назначение состоит в обеспечении порядка, который государство устанавливает в той или иной области общественных отношений. Но в широком значении термина можно увидеть специфику, которая присуща далеко не всем органам исполнительной влади.
А именно, правоохранительные органы - это такие государственные органы и общественные организации, которые своей деятельностью на основе закона и в соответствующих законных формах на демократических принципах и основах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, организаций, государства, не допускать и пресекать правонарушения и принимать государственное принуждение к лицам, нарушившим законность и правопорядок.
Правоохранительный характер деятельности таможенных органов во многом обусловлен самой структурой таможенного дела, а также тем, что все основные задачи, цели, полномочия в области таможенного дела таможенные органы осуществляют только с учетом интересов государства, укрепляя ее экономический суверенитет и экономическую безпеку.
В ст. 9 МК Украины говорится: «Систему органов управления таможенным делом составляют Гостаможслужба Украины, региональные таможни, таможни и другие таможенные учреждения».
В октябре 2000 г. Гостаможслужба имела такую структуру:
• Председатель Гостаможслужбы и его заместители; »Управление собственной безопасности и контроля;
• Управление организации таможенного контроля;
• Управление нетарифного регулирования;
• Управление по организации борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
• Финансово.-экономическое управление;
• Управление бухгалтерского учета и отчетности;
• Таможенно-тарифное управление;
• Управление номенклатуры и верификации;
• Управление статистики;
• Управление кадрами;
• Правовое управление;
• Управление международных связей;
• Управление защиты прав интеллектуальной собственности;
• Управление делами;
• Управление анализа, прогнозирования и связей с общественностью;
• Сектор режимно-секретной и мобилизационной роботи.
Председатель Гостаможслужбы вместе со своими заместителями, руководителями ведущих подразделений центрального аппарата и начальником Киевской региональной таможни образуют Коллегию Держмитслужби.
Рассматривая вопрос об органах управления таможенным делом, целесообразно несколько слов сказать о субъектах таможенного права, о тех, кто имеет непосредственное отношение к таможенному делу, чья деятельность представляет самую таможенное дело государства, для кого предназначено таможенное право и законодавство.
Субъектами таможенного права признаются те, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере: в частности таковы:
- Таможенные органы;
- Государственные служащие таможенных органов;
- Должностные лица таможенных структур (таможен, таможенных постов лабораторий, Гостаможслужбы)
- Юридические лица - предприятия, учреждения и организации, которые вступают в различные правоотношения с таможенными органами, а также международные организации, имеющие отношение к таможенному делу;
- Физические лица - граждане Украины, лица без гражданства, иностранные громадяни.
Таможенное право Украины признает равные права для всех юридических и физических лиц в области внешнеэкономической деятельности, имеющей отношение к таможенному делу: они имеют право ввозить и вывозить товары и транспортные средства, если отдельным законодательным актом не введены специальные ограничения. Государство имеет монополию на таможенном деле, а не на внешнеэкономическую дияльнисть.
В области таможенного дела распространяется деятельность физических и юридических лиц, занимающихся посреднической деятельностью, - таможенных брокеров. Они являются субъектами таможенных правовидносин.
СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНИВ
Система таможенных органов определяется в ст. 9. Таможенного кодекса Украины. По состоянию на 1 октября 2000 г. состав ее был таким:
• Государственная таможенная служба Украины (1997 г. Президент определил штатную численность 247 человек, на 1 января 2000 г. она составляла 267 человек)
• 10 региональных таможен;
• 42 таможни (1998 г. - 45);
• 137 таможенных постов (1998 г. - 245).
Целесообразно подчеркнуть, что система таможенных органов - структура не постоянна и меняется в соответствии с задачами государства, тенденций во внешнеэкономической политике и других факторов: создаются новые таможенные посты, построен крупнейший в Европе автомобильный переход - Краковец, ликвидируются таможни, не оправдывают себя финансово и политически .
О динамике и нестабильность руководства таможенным делом может свидетельствовать то, что за первые 7 лет существования суверенной Украины сменилось 5 руководителей Государственной таможенной службы Украины (Коваль, Колос, Кравченко, Деркач, Соловков).
Полномочия таможенных органов можно раскрыть через основные задачи (ст. 9 МК) и компетенцию таможенных органов (ст. 6 Закона «О таможенном деле в Украине»), а также через функции, которые они выполняют:
1) участие в разработке и реализации таможенной политики государства. Ни ведомственный орган или орган местного самоуправления не имеют права вмешиваться, отменять решения таможенного органа;
2) обеспечение в пределах своих полномочий экономической без безопасности государства, которая является основой государственного суверенитета;
3) обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы, принятия мер по защите прав и интересов граждан, организаций, государства, возникающие при реализации таможенного дела;
4) защита экономических интересов государства, национального товаропроизводителя;
5) применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений в стране, в ее международных и экономических отношениях;
6) собираемости таможенных платежей, налогов, сборов;
7) участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную кордон.
8) обеспечение соблюдения разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу Украины;
9) борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил, незаконным перемещением оружия, наркотических средств, культурных и национальных ценностей, сотрудничество с другими государствами в борьбе с международным терроризмом и т.д.;
10) осуществление таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, создание условий для ускорения перемещения товаров;
11) ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
12) разработка и совершенствование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
13) контроль за вывозом стратегических и других важных для интересов государства товаров (экспортный контроль)
14) осуществление валютного контроля в пределах компетенции;
15) проведение научно-исследовательских работ, лабораторных исследований (экспертизы товаров)
16) подготовка специалистов в области таможенного дела;
17) обеспечение в установленном порядке других государственных органов, организаций и граждан информацией о таможенного дела;
18) развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов, создание необходимых условий для труда и жизни митникив.
Исходя из полномочий и задач, возложенных на таможенные органы, можно дать следующее определение:
Таможенный орган - это федеральный орган исполнительной власти, который по характеру правоохранительным, действующее от имени государства, наделенный властными полномочиями, выполняет задачи и функции в га-50
лугу таможенного дела и в других связанных с ней отраслях государственного управления с помощью присущих ему форм и методов деятельности и на основании закону.
Систему таможенных органов можно определить как обусловленную функциональной единством совокупность таможенных органов, характеризуется одними целями и задачами, а также иерархическим построением и подчиненностью нижестоящих органов вищим.
Единственным функциональным и организационным центром этой системы является Государственная таможенная служба Украины.
ТЕМА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ управления таможенным делом | 3.2. Взаимоотношения таможенных органов с другими государственными органами , юридическими и физическими лицами |