6.1. Понятие и общие положения таможенного оформления
В процессе перемещения предметов через таможенную границу лицо вступает в общественные социальные отношения с государством в лице таможенных органов. Эти отношения регламентируются в целом таможенным законодательством. Часть этих отношений составляет порядок таможенного оформлення.Ст. 37-43 Таможенного кодекса Украины непосредственно определяют процедурные вопросы таможенного оформления, а отдельные аспекты деятельности рассматриваются в ст. 121.
Итак, в соответствии с требованиями действующего законодательства, и в частности ст. 37 МК, «перемещение через таможенную границу товаров и других предметов подлежит таможенному оформлению».
В проекте нового Таможенного кодекса отмечается, что «таможенное оформление - процедура перемещения транспортных средств, товаров в соответствующем таможенного режима и выполнение таможенным органом таможенного контроля с взиманием установленных пошлин, налогов, таможенных пошлин и других сборов и заполнением соответствующих документов согласно действующему законодательству» .
Конкретно это осуществляется в местах, условиях и во времена, определяются таможней, в регионе деятельности которой функционирует отправитель или получатель - владельцы товаров и предметов, если законом не устанавливается иной порядок.
Для усиления борьбы с контрабандой и «потоплением» товаров 1 июня 1998 введено в действие предварительной грузовой декларации, что несколько изменило процедуру таможенного оформлення.
Таможенное оформление осуществляется в определенных таможней местах и в определенное время. Такой порядок необходим для того, чтобы в этом процессе участвовали другие государственные контролирующие органы: санитарного, фитосанитарного, экологического контроля тощо.
Сейчас существует практика дополнительного контроля подразделениями налоговой инспекции (милиции) недалеко от зон осуществления таможенного оформления, не нарушает правил таможенной зоны, потому что происходит за ее межами.
Как исключение, с согласия таможенного органа и по просьбе заинтересованных лиц, перемещающих товары, за их счет таможенное оформление может осуществляться в иных местах и вне рабочего времени митници.
Субъекты внешнеэкономической деятельности должны учитывать также, что Гостаможслужба имеет право самостоятельно определять и порядок таможенного оформления отдельных категорий товаров и транспортных засобив.
В частности, в Киевском регионе транспортные средства оформляет только одна из 4-х таможен - Киевская региональная таможня. Таможенное оформление энергоносителей осуществляется Центральной энергетической таможней и ее филиалами, как и предусмотрено Указом Президента Украины от 23 марта 1998 р.
Таможенное оформление, включая заполнение необходимых документов, как правило, ведется на украинском языке. Но могут быть и исключения, которые свидетельствуют о демократизации и гуманность таможенного дела в государстве. Применяется также официальный язык таможенных союзов, если Украина является их членом.
Таможенное оформление начинают не позднее чем через 30 мин. после того, как должностное лицо таможенного органа сообщила о готовности начать таможенное оформление конкретных товаров и транспортных средств. Перед этим выполняется ряд мероприятий, объединенных понятием «предыдущие операции». Главное их назначение - облегчить и ускорить выполнение основного таможенного оформления, не допустить ввоз или вывоз недо-Зволен товаров и транспортных средств, идентифицировать товары для таможенных цилей.
Лица с полномочиями в отношении товаров и транспортных средств и их представители вправе присутствовать при таможенном оформлении. В свою очередь таможенные органы имеют право при необходимости требовать обязательного присутствия этих лиц при осуществлении таможенного оформления и оказание помощи в его здийсненни.
При таможенном оформлении товаров и транспортных средств, ввозимых в Украину в таможенных режимах: выпуска в свободное использование, реимпорта, таможенного склада, декларирование которых осуществляется с заказом грузовой таможенной декларации, таможенные органы должны требовать, чтобы владелец или лицо, перевозит предметы и осуществляет их таможенное оформление, предъявляли эти предметы таможенному инспекторови.
Если в процессе таможенного оформления товаров и транспортных средств возникает необходимость их транспортировки, вывешивание, определение наличного количества, разгрузки, выгрузки, транспортировки, открытие ящиков, емкостей и т.д., то все эти действия по требованию таможенника выполняют лица, перемещающие предметы через таможенную границу, перевозчик , владелец склада, иное лицо, имеющее полномочия относительно товара. Такие операции не влекут финансовых затрат со стороны таможенных органив.
В целях таможенного контроля и таможенного оформления таможенные органы вправе брать пробы и образцы предметов для их исследования (ст. 40 ТК).
Порядок взятия проб определены в ст. 10 мк:
• пробы берут в минимальных количествах, обеспечивающих возможность проведения их исследования;
• о взятии проб и образцов товаров составляется акт по установленной форме;
• с разрешения таможенных органов образцы и пробы товаров могут принимать другие контролирующие органы;
• при взятии проб могут присутствовать уполномоченные лица владельца предметов, которые при этом должны способствовать действиям таможенников, выполнять за свой счет грузовые и упаковочные работы;
• таможенные органы могут брать пробы без присутствия уполномоченных лиц при неотложных обстоятельствах и в случае неявки таких лиц более 10 дней со дня предъявления товара к таможенному оформлению;
• лица с полномочиями собственника товара имеют право знакомиться с результатами исследований;
• затраты на проведение исследований лицо не возмещает, за исключением, когда это делалось по ее заказу;
• другие контрольные органы, брали образцы на пробу, обязаны доложить о результатах исследования взятых образцов таможенном органу.
Таможенные органы вправе устанавливать транспортное сопровождение товаров, транспортных средств и документов на них должностными лицами таможенных органов или назначить для их перевозки таможенного работника. Эти услуги оплачивает владелец товара. Когда таможенные органы не имеют возможности определить перевозчика товара или документы на него, то по закону они имеют право требовать обеспечения уплаты таможенных платежей, включая предварительно финансовую гарантию (на депозит таможенного органа).
Относительно определенных ранее предварительных операций таможенного оформления можно заметить, что при ввозе товаров из-за рубежа на таможенную территорию Украины, а также при вывозе товаров из свободных таможенных зон, беспошлинных складов перевозчик должен предварительно уведомить об этом таможенные органы. Если товары вывозятся за пределы государства, то обязанность сообщить об этом таможенные органы лежит на лице, перемещающее товар и транспортные средства. Если это лицо не делает сообщение, то это обязан сделать перевозчик. Таможенные органы могут указать, куда и когда должны прибыть товар и уполномоченные лица для проведения таможенного оформления. Такие сообщения не оказывают морские и речные суда, воздушные суда, пересекающие таможенную территорию Украины без остановки, без захода в наши порти.
После предоставления уведомления перевозчик должен доставить товары по определенным маршрутам в определенное таможней место. Существуют расчеты расстояния, за сутки надо преодолеть, и времени, за какой товар должен быть доставлен в указанное место. Надо заметить, что изменение маршрута может привести к серьезным последствиям с учетом подвижных патрулей налоговой милиции, СБУ и Держмитслужби.
В месте доставки не позднее чем через 30 мин. перевозчик доводит до сведения таможенного органа о своем прибытии и передает необходимые сопроводительные документы. Все последующие действия (выгрузка, распаковка, изменение идентификационных знаков, снятия пломб и т.д.) могут производиться по требованию таможенника. Нарушение этого порядка влечет административную ответственность перевозчика (ст. 109,110 МИС).
Ответственность не наступает, если перевозчик докажет обоснованность и необходимость действий в связи с угрозой жизни людей, порчей товара, транспортного средства. Об этих обстоятельствах перевозчик должен своевременно сообщить таможенную орган.
Товары и транспортные средства, прибывшие на место таможенного оформления в нерабочее время, должны быть размещены в зоне таможенного контролю.
Следующим этапом и необходимым условием начала осуществления таможенного оформления является представление таможенному органу перевозчиком или уполномоченным лицом владельца товара декларации - документа установленной формы, в котором определяются характер, количество (размер) и стоимость, характеристики товара, транспортного средства. Товары и транспортные средства с момента их предъявления таможенному органу для таможенного оформления и до их выпуска (до определения таможенного режима - см.. Следующую тему. - Авт.) Находятся на временном хранении таможенных органов, которое осуществляется на специальных складах - таможенных лицензионных складах , или складах, владельцы которых получили лицензию в таможенных органах. За хранение и срок временного хранения (не более 3-х месяцев) собственник товара платит владельцу складу.
Таможенное оформление предусматривает такие етапи.
1. Принятие, регистрация и учет таможенных деклараций. Лицо должно четко заполнить декларацию, а после его передачи в таможенный орган на нее распространяется обязанность нести юридическую ответственность (административную, уголовную) за соответствие записи реальному состоянию. Таможенный орган должен проверить правильность заполнения таможенной декларации, внести информацию в систему электронного учета и поставить на ГТД отметку «проверено» и отпечатки своей личной печати. С этого момента конкретное лицо таможенного органа и сам таможенный орган вступает в официальные отношения с собственником товара, подтверждая готовность его таможенного оформлення.
2. На втором этапе проверяется правильность определения кода товара в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регулирования (при необходимости). Таможенные действия, выполняемые на этом этапе, важные для таможенной статистики. Лицо, осуществляющее проверку, должна поставить на ГТД отметку «проверено» и заверить своей личной печаткою.
3. На третьем этапе осуществляется валютный контроль и контроль таможенной стоимости товара. При этом проверяются все необходимые документы по внешнеэкономического контракта, соблюдения требований валютного законодательства, уточняется стоимость товара и размеры соответствующих таможенных платежей. Время окончания проверки фиксируется в ГТД и проставляется оттиск личной печати инспектора.
4. На четвертом этапе таможенного оформления происходит проверка правильности таможенных платежей, наличия задолженности у субъекта внешнеэкономической деятельности за предыдущую деятельность и просрочка таможенных платежей. Проверяется фактическое поступление денежных сумм на счет таможенных органов. Результаты проверки также подтверждаются оттиском личной печати инспектора.
5. На последнем этапе таможенного оформления проверяется прохождения документов первых четырех этапов, правильность заполнения документов и при необходимости принимается решение о проведении таможенного досмотра товара. Заметим, что решение о проведении таможенного досмотра товара может приниматься любым инспектором таможенного органа, точнее на любом этапе таможенного оформления. Каждый инспектор несет персональную ответственность за соответствие сведений, занесенных в декларацию, реальной стану.
По решению таможенного инспектора, осуществляющего таможенное оформление, выпуск товара и транспортных средств после таможенного оформления может осуществляться и без таможенного огляду.
Решение на перемещение товара и транспортных средств в соответствующий таможенный режим принимается начальником отдела таможенного оформления и подтверждается проставлением штампа на всех ГТД и провозных документах и оттиском личной печати должностного лица. Если на любом этапе выявлены несоответствия в документах, начальник отдела таможенного оформления делает надпись «Выпуск запрещен» (штамп) и составляет докладную записку о выявленных порушень.
Внесение изменений в таможенную декларацию не разрешается. Это можно делать до передачи декларации должностному лицу таможенного органа до начала таможенного оформления или таможенного досмотра.
ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ | 6.2. Особенности таможенного оформления ввоза - вывоза несопровождаемого багажа |