13.1. Особые признаки и разграничения административного правонарушения и преступления

Перед началом рассмотрения вопроса относительно правонарушений и преступности в таможенном деле можно указать на объективный фактор существования этого феномена - там, где существуют ограничения, установленные государством к владельцу товара, когда он не в состоянии свободно распоряжаться своей собственностью, всегда будет существовать желание обойти закон , нарушить запреты. Поэтому там, где есть таможенная служба - там существует и контрабанда. Иначе государству не нужна была бы митниця.
Контрабанда как вид таможенных правонарушений была известна еще в древние времена. Частности о ней упоминалось в древнегреческих и римских правовых и литературных источниках. Слово «контрабандос» уживалось для обозначения товаров и предметов, запрещались для ввоза и подлежали конфискации. Некоторые факты контрабанды в значительных размерах попали на страницы истории. Известен факт ввоза в 1696 г. во Францию контрабандным путем 800 тыс. тюков шерсти, произведенной в Англии. [См..: Кулшиер И. М. Очерки по истории Таможенное политики. - М., 1903.]
За время суверенной Украины громкими стали факты обнаружения контрабанды: около 500 кг гашиша в 1997 г. Ужгородской таможней, 2,5 т марихуаны в ноябре 2000 г. Ильичевске таможней и Севастопольской таможней 624 кг кокаина в 1998 р.
В 2000 г. Гостаможслужбой Украины было возбуждено 462 уголовных дела на контрабанду и 81643 административных дела о нарушении таможенных правил на общую сумму 1,56 млрд грн., Задержаны 314 наркокурьеров, изъято около 3,3 т наркотиков, а также иностранной валюты на сумму 23,5 млн грн. [См..: Киевский телеграф. - 2000. - № 4 (47). - С 17.]
Состояние борьбы с правонарушениями в таможенном деле зависит от многих факторов, среди которых главными являются:
• состояние экономики государства;
• состояние развития законодательства;
• состояние законопослушности и правового сознания граждан. Важное значение имеют также такие факторы, как географичне
расположение государства, состояние транспортной сети, характеристика соседних государств, таможенно-правовой режим в них тощо.
Не лишним для лучшего усвоения материала будет напомнить, что согласно ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях (КоАП) административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная видповидальнисть.
Отметим для сравнения, что ст. 7 Уголовного кодекса Украины (УКУ) констатирует: «Преступлением признается предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на общественный строй Украины, его политическую и экономическую системы, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права и свободы граждан, а равно иное, предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние, которое посягает на правопорядок.
Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности ».
В тексте ст. 7 УК Украины указаны те социальные ценности и блага, на которые преступление посягает. Уголовной ответственности подлежит лицо, виновное в совершении преступления. Т.е. преступление - это виновное деяние, за которое может быть назначено судом покарання.
Таким образом, понятие преступления включает 4 признака. Преступлением по уголовному праву признается деяние (действие или бездействие), которое является общественно опасным, противоправным, виновным и наказуемым. Действующее законодательство допускает возможность освобождения лица, совершил преступление, от уголовной ответственности и наказания. Согласно ч. 2 ст. 50 УК лицо, совершившее преступление, может быть по приговору суда освобождено от наказания, если будет признано, что в силу следующей безупречного поведения и честного отношения к труду это лицо ко времени рассмотрения дела в суде нельзя считать общественно опасным. Согласно ст. 51 УК лицо, совершившее деяния, содержащие признаки преступления, не представляет большой общественной опасности, может быть освобождено от уголовной ответственности. Такое лицо может быть привлечено к административной ответственности, материалы дела о ней могут быть переданы на рассмотрение товарищеских судов, или такое лицо может быть передана на поруки общественных организаций или трудовых коллективов. Малозначительности деяний означает, что совершенное действие (бездействие) или вовсе не вызвала и не могла вызвать вред, или повлекла могла вызвать лишь очень незначительный вред. Если в деянии установлены признаки, указанные в ч. 2 ст. 7 УК, дело подлежит закрытию из-за отсутствия состава преступления.
ТЕМА 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА контрабандой и нарушениями таможенных ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 13.2. Понятие контрабанды и ответственность за ее осуществление