15.1. Общие положения действующего в Украине законодательства относительно рассмотрения и разрешения жалоб и других обращений

Большое количество деликтов и недоразумений, что происходит в области таможенного дела между субъектами таможенного права, в частности между таможенными органами, их официальными представителями и юридическими и физическими лицами, причастными к внешнеторговой деятельности, требует юридической помощи в их решении. Для этого правоведам и рядовому гражданину необходимые знания конституционного, таможенного, уголовного и административного права в рамках регулирования законных прав и свобод гражданина, физического и юридического особи.
Общественная практика выделила в отдельный вид деятельности работу по решению правовых конфликтов между таможенниками и гражданами, между таможенными органами и юридическими лицами. Эта работа связана с рассмотрением обращений и жалоб граждан на противоправные (с точки зрения физических и юридических лиц) действия таможенных органов и их должностных лиц. Для разрешения конфликтов и недоразумений необходимо властное вмешательство высших таможенных структур или соответствующих судебных и других государственных органив.
Решения правовых конфликтов в области таможенного дела непосредственно затрагивает интересы гражданина, общества и государства, поэтому в лекции сделана попытка наиболее полно рассмотреть технологию разрешения конфликтов с использованием материалов практической деятельности подразделений центрального аппарата Гостаможслужбы Украины, в частности Оргинспекторського Управление и Сектора писем и приема граждан Управления делами Гостаможслужбы в 1996-1998 pp., a также материалы лекции, которая была подготовлена на эту тему консультантом Председателя Гостаможслужбы доцентом, кандидатом юридических наук В. П. Жиромським.
Соблюдение прав и свобод каждого человека - одна из главных задач нашего государства. Несоблюдение этих прав и свобод со стороны должностных лиц органов государственной власти отнесено законодательством к неправомерным проявлений, которые в зависимости от конкретных обстоятельств квалифицируются как негативный служебный поступок или преступление, совершенное при исполнении служебных обязанностей.
Ст. 55 Конституции Украины гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина, а также его право на обжалование, в том числе через суд, неправомерных решений, действий или бездеятельности органов государственной влади.
Такие же гарантии предоставляются законодательством предприятиям, учреждениям и организациям независимо от формы собственности и пидпорядкування.
Каждый гражданин (физическое лицо), предприятие, учреждение или организация (юридическое лицо) вправе любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и законные интересы от нарушений и других противоправных посягань.
Ст. 40 Конституции Украины указывает на то, что все граждане имеют право направлять индивидуальное или коллективное обращение в органы государственной власти, их должностных лиц, которые обязаны рассмотреть обращение и дать ответ в установленный законом строк.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина не допускаются, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины (ст. 64 Конституции).
Вопрос практической реализации гражданами предоставленного им Конституцией права путем обжалования добиваться восстановления своих прав и свобод в случаях нарушения регулируются действующим в Украине законодательством, в частности Законом Украины «Об обращениях граждан» от 2 октября 1996 р.
Если до недавнего времени различные аспекты-работы, связанной с рассмотрением и разрешением жалоб и заявлений граждан, имели достаточно четкую законодательную регламентацию только по административным и уголовным делам, а также при исковом производстве в суде, то с изданием Закона «Об обращениях граждан» для последних открылись дополнительные возможности отстаивать свои права и интересы в случаях их нарушений, опираясь на этот Закон.
Положения Закона обязательны для всех органов государственной власти, так и для таможенных органов Украины и их должностных лиц. На его основе была разработана инструкция «О порядке работы с жалобами и обращениями граждан в таможенных органах Украины», утвержденная приказом Гостаможслужбы № 379 от 20 августа 1997 р.
Закон и Инструкция регламентирующие работу с жалобами, заявлениями и другими обращениями, которые не касаются решений таможенных органов о наложении взысканий за нарушение таможенных правил в админделам, а также нарушений или действий таможенных органов как органов дознания при привлечении граждан к уголовной ответственности по делам о контрабанде.
Положения Закона и Инструкции касаются также обеспечение права на обжалование лицами, которые не являются гражданами Украины, но законно находящиеся на ее территории. Это иностранные граждане (подданные), а также лица без громадянства.
Целесообразно подчеркнуть, что установлено Законом право физических и юридических лиц на обжалование действий и решений должностных лиц таможенных структур еще раз подчеркивает их правовой статус - таможенные органы являются правоохранительными органами. Юридически значимая деятельность таможенных органов и их должностных лиц должна быть нацелена на соблюдение законности в государстве.
ТЕМА 15. ОРГАНИЗАЦИЯ РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ , ЗАЯВЛЕНИЙ И ДРУГИХ ОБРАЩЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ УКРАИНЫ 15.2. Порядок обжалования гражданами , предприятиями , учреждениями и организациями решений , действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц