11.1. Условия организации и развития узкоспециализированного производства

Одним из наиболее эффективных линий рыночного поведения мелких и средних (а изредка даже и крупных) фирм, что позволяет им добиваться успеха не только в конкурентной борьбе с равными, но и со значительно более мощными соперниками, является нишевая стратегия, главные составляющие которой - ставка на дифференциацию продукта, и необходимость сосредоточения максимума усилий на узком сегменте ринку.
Если при рассмотрении силовой стратегии было установлено, что наиболее эффективно производство массовых, стандартных продуктов, то эффективность потребления при этом оставалась как бы на втором плане. Ведь любые несоответствия свойств стандартного товара требованиям, которые к нему предъявляются в данном конкретном случае, обращаются, например, для фирмы-потребителя, убытком или упущенной вигодою.
В более общем плане можно сказать, что в случае с дифференцированными продуктами потере эффективности производства противостоит повышение эффективности потребления (то есть той самой эффективности производства, но уже не у производителя, а у фирмы-потребителя этих изделий).
Проблема, таким образом, упирается в количественное соотношение проигрышей и выигрышей эффективности у производителя и потребителя специализированной продукции. В тех рыночных сегментах, где приобретение больше потерь, возникает объективная база для развития специализированного, а нередко и узкоспециализированного производства. Для потребителя в этом случае потребительская ценность дифференцированного продукта настолько превышает ценность стандартного, что он готов переплачивать производителю, с лихвой окупая все дополнительные расходы последнего. связанные с уходом от стандарту.
Если при стандартном производстве запас конкурентоспособности товара (т.е. разницы потребительской ценности и цены реализации) обеспечивается в первую очередь за счет низких издержек его производства, то при специализированном производстве он возникает в основном благодаря высокой потребительской ценности товара.
Глава 11. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА узкой специализации 11.2. Факторы и выгоды от дифференциации продуктов