11.4. Эволюционный путь патента : формирование ниши , проблемы зрелости , стационарное развитие , поглощения , изменение стратегии

По мере того как фирма накапливает опыт и концентрирует ресурсы в избранной узкой области, ниша все более надежно защищает ее от вторжения конкурентов. Этот период жизни фирмы часто отмечается быстрым ростом оборота: о товаре, появившийся с особыми достоинствами узнает все больше круг потенциальных потребителей, его популярность зростае.
Фирма использует в своей узкой области все новейшие достижения, в какой бы отрасли и в какой бы стране они ни были сделаны, ее продукция отличается высоким качеством, но и высокой ценой. А сама компания, оставаясь не очень большой по размерам, становится високоприбутковою.
Однако параллельно нарастают опасности другого рода. Во-первых, патенты, технология, специализированная сбытовая сеть - все это и многое другое, чем владеет компания, имеет пену лишь тех пор, пока существует и особая рыночная потребность, на удовлетворение которой они ориентовани.
Фирма становится заложником рыночной ниши, которую заняла или сама создала. Пока ниша существует, фирма имеет массу преимуществ. Но слишком много средств вложено в узкую отрасль. Изменить производственный профиль почти неможливо.
Специализированные фирмы разорялись не потому, что выпускали плохую продукцию, наоборот - обычно она была превосходной. И не потому, что отстали от технического прогресса в своей отрасли. Они разорялись том, что в условиях, которые изменились, их специальные познания обесценивались, а ничего другого они делать не вмили.
Приспособившись к удовлетворению узкоспециальных нужд, фирмы процветают, но одновременно теряют гибкость и способность менять род дияльности.
Другой проблемой специализированной фирмы является опасность захвата. Для многих специализированных компаний рыночный успех становится прелюдией поглинання.
Как мы говорили, попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый специализированной фирмой, может закончиться для крупной фирмы жалко. Победить фирму в сфере его специализации трудно, захватить целиком - часто много легче. Ведь увлечение может быть единственным путем получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой мережи.
Поглощение специализированной фирмы обычно не приводит к ее полного растворения в структуре мощной корпорации, осуществившей захоплення.
Самое дорогое, что приобрела крупная фирма. - Это организации, оптимально приспособлены к удовлетворению запросов определенного круга потребителей. Распустить ее было бы непозволительной расточительностью. Напомним, что одна из основных функций фирмы - самообучения, накопления опыта, а не потеря его. Поэтому бывшая независимая фирма управляется как дочернее общество с высокой степенью автономности.
Доля специализированных фирм, которые избежали поглощения, может развиваться по двум направлениям: 1) стагнация, или умеренный рост вместе с занимаемой нишей, 2) изменение стратегии и превращение в большую фирму.
Первый путь типичен для подавляющего большинства фирм, когда их размеры достигают границ рыночной ниши. их деятельность в этом случае подчиняется уже описанной стратегии узкой специализации. Качественно фирма не меняется, но переходит в стационарное состояние. Если объем занимаемого ею сегмента рынка стагнирует, то и она прекращает свой рост. Если ниша увеличивается (растет популярность соответствующих специализированных товаров), то фирма может немного увеличиваться в розмирах.
Второй путь открывается лишь далеко не перед всеми компаниями. Для того чтобы он осуществился, недостаточно усилий фирмы. Надо чтобы был благоприятное стечение обставин.
Во-первых, фирма получает такой шанс, когда выбранная ею ниша оказывается очень перспективной и вырастает в массовый рынок, на котором ей удается сохранить лидерство.
Во-вторых, фирма может выйти за пределы ниши. Счастливые фирмы нередко накапливают ресурсы для рывка в массовое производство. Выход фирмы за пределы ниши, как правило, тесно связан с радикальной перестройкой структуры отрасли. И далеко не во всякой из них он возможен.
11.3. Стратегия относительно конкурентов. Принцип конкурентного исключения Глава 12. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ В ОБЛАСТИ радикальных инноваций