16.5. ТНК как носители смешанных стратегий.

Положительные и отрицательные моменты дияльности
В послевоенный период практически все крупные компании конкурентоспособных кластеров вышли за рамки одной страны, превратившись в транснациональные корпорации (ТНК).
Транснациональными корпорациями называют фирмы, ведущие производственную деятельность в нескольких странах. К числу ТНК входит 80-90% крупнейших корпораций развитых стран. При этом степень интернационализации этих фирм очень велика: к началу 90-х годов доля продукции, продаваемой средней ТНК за рубежом, равнялась примерно реализации внутри страны. Причем около трети товаров не только продавалось за рубежом, но и производилось там же - на зарубежных филиалах ТНК.
Широкое распространение ТНК является крупнейшей качественным изменением состава фирменного состава капиталистической экономики в послевоенный период.
Успех ТНК как класса компаний базируется на том, что на разных уровнях им удалось успешно решить важнейшие проблемы, стоящие перед фирмами, которые придерживаются двух типов конкурентной стратегии, а именно:
на уровне всего концерна как единой организации - справиться со многими трудностями, типичными для крупных предприятий;
на уровне же дочерних обществ за рубежом - использовать преимущества пионерной стратегии, причем с меньшим по сравнению с независимой фирмой ризиком.
Центральной проблемой, стоящей перед большой корпорацией, является стабилизация своего положения на рынке. Только значительный объем продаж делает эффективным использование ее гигантских производственных мощностей. Одним из направлений стабилизации является диверсификация, что, однако, приводит к потере динамичности. Проникновение во все новые отрасли не безобидно и для самой компании. Нельзя быть лидером в производстве всех продуктов. Итак, диверсификуючись, корпорация на новых рынках будет занимать стратегически невыгодную позицию. Транснационализация же спасает большую корпорацию от неприятной необходимости делать выбор между стабильным или динамическим развитием. Риск снижается за счет распределения деловой активности между рынками разных стран. А сохранение четкого производственного профиля способствует концентрации усилий и, в конечном итоге, более быстрому росту. Деятельность дочерних обществ ТНК за рубежом имеет много общего с компаниями-пионерами. Рыночная ситуация, что способствует возникновению фирм-пионеров, способствует сочетанию богатых потенциальных возможностей роста (прорывная инновация) с рискованным, сложным путем их реализации. В случае зарубежных филиалов ТНК оба эти условия в наявности.
Повышенный риск - неотъемлемая черта капиталовложений, осуществляемых в других странах. По разным оценкам, при создании дочерних обществ за рубежом от одной трети до половины всех проектов заканчивается невдачею.
Однако филиалы ТНК, по сравнению с обычными фирмами-пионерами, находятся в более благоприятном положении благодаря поддержке материнских предприятий. Другая составляющая условий существования фирм-пионеров - огромные перспективы роста в случае успеха - полностью распространяется на филиалы ТНК. Разработаны материнской компанией товары и приемы их производства дают филиала существенное преимущество по сравнению с местными фирмами. Во-первых, для зарубежного рынка стандартный товар ТНК часто является инновацией, причем нередко прорывной. На родине ТНК ее наиболее успешные товары, наверное, имеют аналоги, созданные конкурентами (конкуренция внутри кластера). Для чужой же государства они являются новинкой. Соответствующий сегмент рынка здесь свободный и допускает быстрый рост продаж.
Во-вторых, сочетание зарубежной технологии и условиям производства (например, низких издержек) способно придать товару новое качество, которого не было даже в выходной зразка.
Опираясь на перечисленные преимущества, дочерние общества ТНК на этапе освоения зарубежного рынка достигают больших успехов. Таким образом, конкурентоспособность ТНК достаточно велика. Однако влияние этого типа фирм на конкурентоспособность всей страны более складний.
Во-первых, ТНК через интернациональный характер своей деятельности не привязаны к экономике только одного государства и, следовательно, могут организовать свое процветание без пользы (или даже с прямым ущербом) для неи.
Во-вторых, потенциальные возможности, которые открываются для национальной экономики в результате деятельности ТНК, наоборот, состоит в том, что ТНК могут принести через границу отсутствуют ресурсы, компенсировать слабости внутреннего хозяйства усилиями своих зарубежных пидроздилив.
В-третьих, в реальной действительности картина положительных и отрицательных воздействий ТНК на национальную конкурентоспособность смешанная. Ряд развивающихся стран, испытали на себе грабительскую тактику деятельности филиалов ТНК, особенно в сырьевом сектори.
Вместе с тем есть примеры и ярко выраженного положительного влияния ТНК. Здесь действуют два основных механизма: для стран базирования материнских компаний он заключается в поддержке международной конкурентоспособности национальных кластеров путем переноса загрязняющих, трудоемких и несложных производств за кордон.
Ведь если бы эти стадии изготовления товара осуществлялись в родной стране, то есть твердые экологические стандарты, высокий уровень заработной платы и т.д. сделали расходы неприемлемо високими.
Для стран базирования филиалов ТНК положительное влияние их деятельности связан с импортом передовых технологий. Кроме самого продукта и технологии его изготовления, филиал использует разработанную материнской фирмой систему организации труда, управления, маркетинга, участвует в совершенствовании товара. Более того, все не она принимает не механически, а приспосабливая к местным умов.
Собственно говоря, борьба филиала за свое выживание и рыночный успех, а также реакция на его деятельность местных фирм - это и есть стихийный механизм усвоения иностранного опыта, его включение в национальную промышленную культуру или кластер фирм.
16.4. Кластеры и их роль в экономике Глава 17. ОСОБЕННОСТИ конкурентных ОТНОШЕНИЙ В УКРАИНЕ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УКРАИНСКОГО КОМПАНИЙ