1.1. Предприятие как рыночно- производственная система
Понятие «производство»: узкое и широкое трактование. В процессе своей деятельности предприятие решает много вопросов, главными из которых являются:Что делать? - Продукция, работы, услуги;
Как делать? - Ресурсы, технология, расходы;
Для кого производить? - Потребители, рынки, цини.
Микроэкономика, как ветвь современной экономической теории, позволяет получить ответы на эти и ряд других вопросов, ее же составляющая - теория производства и затрат рассматривает материально-вещественные и стоимостные соотношения между используемыми ресурсами и выпуском продукции. Микроэкономическая теория производства и расходов соответствует, прежде всего, на вопрос «как делать», т.е. как рационально сочетать факторы производства, какую технологию выбрать с учетом имеющегося фонда технических знаний и цен на ресурсы, как минимизировать расходы при заданном объеме производства, как при благоприятной рыночной ситуации обосновать траекторию расширения производственной деятельности предприятия и т.д.. Методологически микроэкономическая теория производства во многом изоморфна микроэкономической теории потребления. Разница заключается в том, что ее основные категории имеют не субъективно-психологическую основу, а объективную природу и могут быть четко параметризованы и рассчитаны в конкретных одиницях.
В обыденном сознании производство обычно ассоциируется с изготовлением материальных благ. Это очень узкая трактовка данного понятия. Экономическая наука трактует его гораздо шире, понимая под производством любую деятельность по использованию различных ресурсов, включая ресурсы самого человека, для получения как материальных, так и нематериальных благ.
Экономист в процесс производства унесет и деятельность врача, и подготовку концертной программы, и чтение лекции, и проведение судебного процесса, т.е. предоставление самых разнообразных услуг, поскольку все они удовлетворяют человеческие потребности, подобно деятельности сапожника, металлурга, кондитера. С точки зрения экономиста и транспортные перевозки и хранения товаров, и торговля является производством, поскольку важнейшим признаком производства для него характер деятельности, направленный на удовлетворение человеческих потребностей. Поэтому производство в широком смысле - это всякая деятельность, создающая кориснисть.
В последнее время получили распространение такие термины, как «операции», «операционная деятельность», «операционная функция» и т.п.. В общей теории управления, а также в такой дисциплине, как «Операционный менеджмент» под операциями понимают деятельность по созданию любой полезности, различая при этом следующие ее виды: полезность формы, полезность места, полезность приобретения, полезность состояния и т.д. [15, с . 19]. Действительно, с точки зрения управления термин «операции» лучше отражает разнообразный характер действий по созданию полезности в различных сферах человеческой деятельности: производственной, банковском деле, образовании, здравоохранении, торговле, индустрии развлечений и отдыха и т. д. С точки зрения экономиста сроки «производство» и «операции» равносильны, взаимозаменяемы, следовательно, в дальнейшем мы будем пользоваться традиционным для экономической теории термином «производство», определяя его как процесс, в котором через комбинирование, преобразования и использования одних благ создаются другие блага.
Такое понимание производства и в общественном сознании, и в экономической науке утвердилось НЕ вмиг. Так, в античном мире ремесло считалось занятием малоповажним и непродуктивным. В средние подобное отношение было и к торговле. Меркантилисты (XVI, XVII в.) Продуктивной признавали лишь деятельность, которая увеличивала массу денег в стране. Физиократы (XVIII в.) Считали производительным только сельскохозяйственное производство. Примеры из тысячелетней дискуссии о «продуктивную» и «непродуктивный» труд можно продолжать. В XIX в. Ж. Б. Сей научно доказал, что все виды деятельности, направленные на удовлетворение человеческих потребностей, должны быть отнесены к процессу производства. В XX в., Когда в промышленно развитых странах предложение услуг стала столь же необходимой для удовлетворения человеческих потребностей, как идея материальных благ, широкая трактовка понятия «производство» стало общепринятым и в экономической науке, и в хозяйственной практици.
Понятно, что между производством хлеба и зрелищ, самолетов и знаний, энергии и информации разногласий так много, что создать единую теорию производства слишком сложно, но во многих направлениях ее роль может выполнять теория материального производства, т.е. теория процессы трансформации ресурсов в продукцию.
Производство различных видов благ сознательно и планомерно осуществляется людьми на предприятиях, так формулировки базовых положений микроэкономической теории производства и затрат опередим рассмотрением микроэкономической модели предприятия как рыночно-производственной системи.
Технологическая концепция предприятия и каноническая модель производства. Существует несколько основных концепций предприятия, описывающих причины его возникновения, деятельность, ликвидации, а именно: эволюционная, предпринимательская, контрактная, институциональная, стратегическая, технологическая и др.. Рассмотрение содержания каждой из них выходит за пределы этого руководства. Отметим лишь, что, во-первых, каждая из них во главу угла ставит различные аспекты деятельности предприятия, и, во-вторых, эти теоретические «образы» в реальной действительности мирно сосуществуют и проявляют себя на любом предприятии независимо от его формы собственности , отраслевой принадлежности, размеров, организационно-правовой формы, рыночной ориентации и других классификационных ознак.
Микроэкономика за основу берет технологическую концепцию предприятия и рассматривает его как целостный объект, осуществляет использование исходных ресурсов и превращение их в готовую продукцию, как один из важнейших разновидностей микросистем.
Предприятие является сложной, динамичной, открытой системой, функционирование которой носит вероятностный характер (рис. 1.1). Осуществляемые им процессы производства могут быть описаны различными моделями. К числу базовых обычно относят канонические, кибернетические, иерархические, сетевую модели, при этом они могут быть представлены как в статике, так и в динамике [22, с. 6 ч 13]. В основу микроэкономической модели предприятия возложены каноническую статическую модель виробництва.
Любая система, в соответствии со сроками общей теории систем, имеет вход, процессор и выход. Предприятие является рыночно-производственной системою.
На входе предприятия - так называемые простые элементы процесса производства (факторы производства): средства труда, предметы труда, рабочая сила, энергия, информация и т.д.. Процессор - это трансформирование факторов производства в готовую продукцию, то есть это - производственный процесс. Для того чтобы производственный процесс состоялся, необходимы знания о том, как лучше соединить факторы производства, какими методами осуществлять производство и управлять им, то есть нужно выполнить комплекс решений технологического, организационного и управленческого характера. Выход - это конечные результаты производства: продукция, предназначенная для сбыта. При этом под термином «продукция» понимают все блага, являющиеся результатом производственного процесса: изделия, работы, услуги тощо.
Следовательно, предприятие одновременно выступает в роли покупателя, товаропроизводителя и продавца в его функционировании отчетливо проявляется цикличность: выручка от реализации продукции (доход предприятия) направляется на возмещение затрат на производство (приобретаются ресурсы на осуществление следующего трансформационного цикла), выплату дивидендов, расширенное воспроизводство и т. д. Разрыв в любом звене цепочки «ресурсы-процесс трансформирования-результаты» приводит к сбоям в работе предприятия, а иногда и к прекращению его дияльности.
Ресурсы, вводимые в производство, часто называют издержками, а технологический аспект деятельности предприятия - системой «затраты-выпуск» (input-output). Впервые этот термин предложил американский экономист русского происхождения В. Леонтьев.
Василий Леонтьев родился 5.08.1906 г. в Санкт-Петербурге. В 1925 г. окончил Ленинградский университет. Учился в Берлине (1925-1928). В 1931 г. эмигрировал в США. Преподавал в Гарвардском университете. В 50-е годы В. Леонтьев и сотрудники службы экономических исследований этого университета, в частности такие известные впоследствии ученые, как Р. Солоу (Robert Solov), Х. Ченери (Hollis Chenery), А. Фергюсон (Allan Fergueson) и др.., использовали метод «затраты-выпуск» за построения межотраслевых балансов экономики США. Выполненные по этим балансах расчеты позволяли оценивать прямые и косвенные последствия изменений в масштабах и структуре производства, в потребительском спросе, соотношении цен и доходов [19, 20, 31 и др.].. Область применения метода «затраты-выпуск» постепенно расширялась и в настоящее время он является стандартным инструментом анализа структуры не только национальной экономики, но и производственно-экономических систем различного уровня, вплоть до операционных систем предприятий и отдельных производств. В 1973 г. за разработку метода «затраты-выпуск» В. Леонтьеву присуждена Нобелевская премия економики.
При классификации предприятий по номенклатурной признаку принято выделять предприятия: однопродуктови, с доминирующим продуктом, багатопродуктови, диверсифицированные по продукции, диверсифицированные по видам деятельности. В микроэкономике традиционно предметом анализа является однопродуктове предприятие. Это, безусловно, достаточно грубое упрощение красочной палитры экономической жизни современных предприятий, однако практика показывает, что четко сформулированные рыночно-производственные закономерности функционирования однопродуктового предприятия вполне приемлемы и в других, более сложных случаях, т.е. для многопродуктовых и диверсифицированных пидприемств.
Принципы и цели деятельности предприятия и преобразования их в критерии формирования производства. Каждое предприятие в своей деятельности руководствуется рядом принципов, которые принято делить на системонезалежни и системозалежни (в зависимости от общественно-экономической системы, в которой функционирует предприятие).
К системонезалежних принципов относятся:
комбинирования производственных факторов. Каждое предприятие должно покупать и определенным образом комбинировать факторы производства. Так, сельскохозяйственному предприятию нужны земля, удобрения, семена, рабочие машины, персонал и другие факторы; машиностроительному предприятию - земельный участок, производственные здания и сооружения, сырье, менеджеры, рабочие и т.д.. Даже комплексно-автоматизированное предприятие или ремесленное ручное производство не в состоянии ограничиться использованием лишь одного фактора производства;
экономичность или экономическая рациональность - способ выбора решений, основанный на стремлении получить лучшие экономические результаты, используя ограниченные ресурсы. Согласно этому принципу предприятие в своей деятельности руководствуется одним из двух экстремумов: ограниченных ресурсов получить максимум выпуска или заданный объем продукции изготовить с минимальными затратами факторов производства. Если предприятие придерживается принципа экономичности за комбинирования производственных факторов, то производство называют эффективным;
финансовое равновесие. Предприятие создается, как правило, с надеждой на долгосрочное функционирование. Для обеспечения долгосрочной эффективности оно должно быть способным своевременно рассчитываться по обязательствам и финансировать свои программы, то есть финансовые средства и расходы предприятия должны быть сбалансированы в часи.
Комбинирование производственных факторов, экономичность и соблюдения финансового равновесия - принципы, которыми руководствуется каждое предприятие любого общественно-экономического строя держави.
Системозалежни принципы тесно связаны с государством и той концепцией, которую он выбирает как оптимальный способ организации общеэкономического процесса обеспечения населения благами. К системозалежних относятся принципы доходности и плановости работы пидприемства.
Принцип доходности означает, что предприятие в своей деятельности руководствуется требованием получения максимальной прибыли от выработки и продажи продукции. Этот принцип является базовым для деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Каждый отдельный хозяйствующий субъект самостоятельно реализует собственные экономические интересы, которые затем согласовываются между всеми участниками общеэкономического процесса на рынке через взаимодействие спроса и пропозиции.
Принцип плановости является определяющим в производственной деятельности централизованно управляемых экономических систем. В государствах с такими системами исходят из того, что задача определения объемов производства и видов продукции настолько ответственным, что передача его решения непосредственным исполнителям (предприятиям) недопустимо. Структура общественных потребностей определяется центральными плановыми органами. Предприятие в своей деятельности руководствуется государственным планом, установленным «сверху» директивными показателями, лимитами, нормами и нормативами, разрабатывая на этой основе свои годовые и пятилетние плани.
Поскольку в настоящее время в основном применяются смешанные формы хозяйствования, в разных государствах различаются соотношением элементов рыночного и планового регулирования, предприятия в своей деятельности руководствуются и тем и другим принципом зависимости от сектора народного хозяйства (например, частные предприятия сферы услуг), специфики продукции, способов реализации (например, продукция, изготовленная по госзаказу) и других ознак.
В микроэкономической теории главной целью деятельности предприятия считается максимизация прибыли. Однако реально разные предприятия могут ставить перед собой различные цели в зависимости от интересов экономических агентов: собственников предприятия, менеджеров, владельцев акций и т.п.. Так, для индивидуального владельца небольшого предприятия по выбору между доходом и временем досуга целью может выступать максимизация полезности. Менеджеры крупных предприятий, которые заботятся, прежде всего, об укреплении собственного положения, могут иметь другие цели, в частности максимизацию продажи или максимизацию роста предприятия, поскольку именно по этим показателям владельцы предприятия судят об эффективности деятельности менеджерив.
Широко известная японская модель, при которой главной целью фирмы является максимизация добавленной стоимости. Добавленная стоимость исчисляется как разница между выручкой за определенный период и затратами на ресурсы, приобретенные у внешних поставщиков. Выходная философия этой модели заключается в том, что основная цель компании - надлежащая вознаграждение управленцев и рядовых работников. При этом вознаграждение включает в себя не только увеличенную заработную плату, премии, привилегии, но и моральное удовлетворение от изготовления высококачественной продукции. Тем самым управленцы и рабочие становятся партнерами, которые понимают, что их личные интересы неразрывно связаны с конкурентоспособностью фирмы на внутреннем и мировых рынках. Они вместе изыскивают пути повышения производительности труда и качества продукции, сокращения затрат и увеличения объемов продаж, повышения эффективности инвестиций. Японский подход к гармонизации взаимосвязей между трудом и управлением базируется на культурных ценностях, присущих этой краини.
В настоящее время мировой экономической мыслью наработано различные теории оптимизации деятельности фирмы, в которых в качестве альтернативы максимизации прибыли выдвигаются и другие цели - максимизация управленческой полезности, престиж фирмы, завоевания и удержания определенной доли рынка, освоение новых рынков и т.д.. Американскому ученому Г. Саймону «за новаторские исследования процесса принятия решений в рамках экономических организаций» в 1978 г. была присуждена премия памяти А. Б. Нобеля по экономике [29, с. 537]. Согласно теории «удовольствие» Саймона фирма стремится достичь определенного уровня прибыли, достаточного для удовлетворения акционеров и реинвестирования, а в дальнейшем не прикладывает усилий, чтобы максимизировать. Отдавая дань уважения таким разработкам, заметим, что мотив прибыли всегда присутствует в деятельности предприятия как главный или как один из значимых критериев его поведения, поскольку иначе оно не сможет удержаться в своем бизнесе в долгосрочном периоде и достичь других цилей.
В микроэкономической теории главным мотивом деятельности предприятия, его целью считается максимизация экономической прибыли - разницы между совокупным выручкой и совокупными экономическими затратами.
Деятельность предприятия как рыночно-производственной системы всегда связана с разного рода ограничениями. Ими могут быть дефицитные ресурсы, бюджет, который выделяется на организацию производства того или иного блага, объемы выпуска, обусловленные емкостью рынка и долей предприятия на нем, и т.п.. Ограничения могут иметь правовой, экономический, социальный и другой характер.
С учетом сформулированных принципов, целевых установок предприятия и имеющихся ограничений можно выделить следующие критерии формирования производства, ориентированного на получение прибыли:
максимум выпуска (принцип максимизации): для заданного размера расходов (бюджета) следует так скомбинировать ресурсы, чтобы максимизировать выпуск;
Во второй половине ХХ в. 1.1.
Рассмотрим их.
ТЕМА 1. ПРЕДПРИЯТИЕ КАК СИСТЕМА « затраты-выпуск» | 1.2. Производственная функция как технологическая модель системы « затраты-выпуск» |