1.1. модели бизнеса

Нельзя сказать, что понятие самой природы бизнеса включает белые пятна. Этот вопрос изучался еще классиками экономической науки, и с тех пор присущие этому явлению характеристики не претерпели существенных изменений. Другое дело, что такому багатоаспект-ному объекту, как бизнес, можно дать множество определений зависимости от направления его розгляду.
Так, один из величайших экономистов XX века Йозеф Шумпетер определял две основные точки зрения на бизнес: консервативный и новаторский. Согласно им есть две концепции бизнеса и два типа поведения пидприемцив.
Консервативный подход сосредоточивается на вопросах управления ресурсами и выполнении отдельных функций бизнеса (маркетинга, управления персоналом и т.д.). Поэтому он еще носит название технократический. Согласно этому подходу бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами или предприятиями (организациями) по использованию природных благ или производства, приобретения и продажи товаров или предоставления услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных сторин.
Для описания процесса бизнеса это определение достаточно полное. Если посетить офис любой фирмы, то может показаться, что так оно и есть. За дверью с табличками "Отдел сбыта", "Бухгалтерия", "Финансовый отдел" осуществляются отдельные процессы, которые являются элементами единого технологического цепи. Сначала формируются факторы производства товаров (услуг), а затем распределяется результат. Все выглядит очень четким и определенным, но если попытаться скопировать деятельность успешной фирмы, наняв для этого квалифицированный персонал, то есть точно повторить технологию производства, то конечный результат может быть совсем иншим.
Видеть в бизнесе только выполнение конкретных его функций, такая же ошибка, как отождествлять конструирования технического прибора с чертежом, которое также занимает подавляющее большинство времени работы конструкторов. Никто не будет оспаривать важность, но чертежи являются лишь средством реализации идеи творца, которому пришла в голову идея нововведения. Так и в бизнесе, действия по "использования природных благ или производства, приобретения и продажи товаров или предоставления услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных сторон" - это лишь внешняя оболочка деятельности по реализации бизнес-идей пидприемця.Module . Таким образом, определение бизнеса, которое приведено выше и характеризует бизнес с точки зрения технологии предпринимательства, не является полным, так как не раскрывает сути бизнеса как сферы человеческой деятельности. Бизнес прежде всего - это творческий процесс. Его творческая составляющая заключается в нахождении и реализации возможностей для достижения предпринимательского успиху.
Дело в том, что для успешного ведения бизнеса не достаточно владеть отдельными его функциями. В бизнесе, как и в любом другом творческом процессе, большую роль играют природные способности, полет фантазии, умение абстрагироваться от текучей деятельности и т.п.. Ведущие исследователи бизнеса доказали, что эти факторы обусловлены не только естественной склонностью человека, но также и воспитываются на практике, когда корпоративная культура предпринимательской структуры нацелена на активизацию творческого потенциала своих спивробитникив.
Мысль о том, идо бизнеса можно научиться, является большой ошибкой. В результате обучения можно получить лишь информацию. В свою очередь бизнес, как и любой творческий процесс, это система знаний. Информация является лишь "сырьем", которую надо переработать для получения результата. Творчество, то есть направленность на получение чего-то нового, - это самое главное в бизнесе. Можно быть глубоко осведомленным на методах ведения бизнеса, уметь читать баланс, знать о методах внедрения продукта на рынок, но без бизнес-идей, рожденных творческой мыслью, этот бизнес будет мертвым. Он будет стоять на одном месте. И только когда бизнес основан на идеях или порождает новые идеи, предпринимательства появляются перспективы роста и получения прибутку.
Если есть разные определения бизнеса, то должны быть и соответствующие модели этой сферы человеческой деятельности. их рассмотрение позволяет снять противоречие между сформировавшимися взглядами на предпринимательство и лучше понять мотивы его розвитку.
Первую модель, которая соответствует определению бизнеса как технологии, можно назвать традиционной, или технократической. Один из ее вариантов приведены на рис. 1.1.
Эта модель сводит бизнес к выполнению пяти основных функций, четыре из которых (ведение финансов, маркетинг, управление кадрами и материально-техническое снабжение) предусматривают связи с внешней средой. Эти блоки составляют непосредственное среду деятельности предприятия, "микроуровень". Деятельность на макроуровне состоит из экономической, политической, социально-культурной и других сфер, которые будут рассматриваться дали.
Ведения финансов предполагает осуществление мобилизации капиталов за счет инвесторов или кредиторов, накопления доходов от продажи и их использования в текущей деятельности и для инвестирования, управления активами, капиталом и обязательствами. Менеджмент персонала, кадровая функция, предусматривает отбор и прием на работу в соответствии с потребностями бизнесу.
При реализации этой функции также решается комплекс вопросов, связанных с использованием производственных ресурсов (оплата труда, поощрения, стимулирования и т.д.).
Функция материально-технического обеспечения состоит в приобретении сырья, машин, оборудования и других активов, используемых в производственной деятельности. При осуществлении производственной или прецессионного, функции происходит переработка сырья и других приобретенных материалов в продукт, предназначенный для продажи клиентам предприятия. Определение набора их, а также потребностей является предметом функции маркетинга. В его задачи входит также управление процессами обмена между предприятием и его контрагентами.
Наличие и важность этих функций трудно отрицать. Другое дело, что не они определяют сущность бизнеса, а есть лишь его оболочкой. Действительно, если принять эту модель, то невозможно будет объяснить многие факты из практики предпринимательской деятельности. Этим вопросом много внимания уделяют исследователи бизнеса. В книгах П. Хокен, М. Стори, Р. Уотермена содержатся выводы по этому аспекту. У них также есть огромное количество примеров отсутствия зависимости между полнотой и глубиной функций бизнеса с одной стороны и предпринимательским успехом с другой. Особенно это касается малого и среднего бизнесу.
Между полнотой выполнения функций бизнеса и предпринимательским успехом нет непосредственной связи. Это вовсе не означает, что они не имеют никакого значения для повышения эффективности бизнеса. Просто эти функции определяют сущности бизнеса, соответственно, на их развитие не нужно делать ставку при намерении поднять бизнес на новый качественный ривень.
Многие успешных предпринимателей лишь поверхностно знакомы на осуществлении следующих функциях бизнеса и вряд предоставляет большинства из них первостепенное значение. Есть и противоположные примеры, когда крупные корпорации, реализуя свою портфельную стратегию, приобретут с целью диверсификации предприятия, которые очень успешно действовали на своих рынках. Казалось, принося в них свой опыт в реализации конкретных функций бизнеса, где крупные корпорации имеют бесспорное преимущество, они будут способствовать еще более успешной их деятельности. Но на практике происходит наоборот. Примеров неудач, причем со всемирно известными компаниями, значительно больше, чем примеров успихив.
Практика бизнеса полна примеров, когда усилия с целью усовершенствования работы функциональных подразделений фирм не только не способствовали улучшению ее деятельности, но и приводили к противоположным результатам. Чаще всего в литературе в связи с этим приводят примеры неправильных выводов относительно коммерческой перспективы персональных ЭВМ, цветного телевидения и т. п. Иногда в этих случаях не помогали и приглашенные специалисты - консультанты в отдельных сферах бизнеса (маркетинг, финансы и т.п.).
Функции бизнеса только тогда имеют смысл, когда они работают на обслуживание удачной бизнес-идеи. их рождения является следствием текущей работы конкретных специалистов. Они - продукт творческого подхода к справи.
Внутри бизнеса нет центров формирования доходов. Они возникают только в пределах предпринимательской среды в виде возможностей. В общем плане возможность - это средство, условие, необходимое для осуществления чего-либо. С позиции бизнеса - это потенциальная возможность для поднятия его качественного уровня. Возможности есть всегда, но кто-то их не замечает, кто-то пренебрегает, кто не способен их реализовать. Реализация возможностей формирует что-то новое, что-то такое, что позволяет поднять уровень бизнеса. А в конкурентной среде именно новизна является источником прибутку.
Представьте себе две фирмы. Для наглядности, пусть это будут магазины, торгующие одними товарами. Они могут иметь схожий дизайн и уровни торговые площади, одинаковый по численности и образованием персонал. Но один из них работает прибыльно, а другой едва сводит концы с концами. Чтобы определить, какой из них лучше, не обязательно смотреть в финансовые отчеты. Следует более внимательно присмотреться к самому делу. У фирмы, которая работает успешно можно найти определенные различия, которые отличают ее от конкурентов. Они могут быть едва заметными и касаться различных сфер деятельности. Доставка товара покупателю домой, размещения дополнительной важной информации о товаре, гибкие системы скидок, предоставление маркетинговой информации производителям в обмен на более благоприятные условия поставок и т.д.. Все эти тонкости является результатом деятельности по выявлению и реализации возможностей бизнесу.
Это направление деятельности не связан с какой-то отдельной функцией бизнеса, а имеет интегрированный характер. В экономической литературе он получил название деловой развитие фирмы. Он направлен на выявление и реализацию возможностей бизнеса с целью получения предпринимательского успиху.
Бизнес предоставляет неограниченные возможности для развития. Но они не находятся на поверхности. Творческая составляющая бизнеса как раз и заключается в умении найти и реализовать эти возможности. Для этого недостаточно обладать отдельными функциями бизнеса. Надо строить работу таким образом, чтобы направлять действия сотрудников на поиск этих возможностей. Такое направление деятельности, повышает качественный уровень бизнеса, называется деловым развитием фирми.
Невозможность игнорирования творческой составляющей бизнеса, а также отсутствие намека на нее в традиционной модели, определили факт появления еще одной модели бизнеса, которая базируется на философии использования возможностей (рис. 1.2).
Основным отличием этой модели бизнеса от традиционной является то, что ее результаты являются производной не от функций бизнеса, а от степени реализации возможностей, которые дает его окружающую среду. Здесь нет обратных связей с любыми рынками. Они интересуют бизнес не сами по себе, а только как источник формирования потенциала для предпринимательского успеха. Как уже отмечалось, внутри бизнеса нет центров формирования доходив.
Реализация его функций порождает только расходы, а их компенсация зависит в основном от того, насколько они полно используют предоставленные можливости.
Эта модель приводит еще одно определение бизнеса. Бизнес - это творческая деятельность (система знаний) о возможностях предпринимательской среды формировать потенциал пред ницкого успеха и методов их реализации в практической дияльности.
Возможности для бизнеса является его энергетическим источником. При этом экономическая природа бизнеса напоминает механизм функционирования живой клетки. Она также не может существовать без питательных веществ, находящихся вне за ее пределами. Способность впитывать эти вещества являются одной из важнейших функций клетки. Благодаря этой способности возникают условия для функционирования и развития клитини.
Аналогичная ситуация в бизнесе происходит в результате его делового развития, где питательные вещества сосредотачиваются в возможностях предпринимательской среды. Но выделить из внешнего окружения компоненты, необходимые для дальнейшего существования и развития - это лишь половина дела. Надо еще переработать это сырье в приемлемые для потребления вещества. Клетка использует для этого функцию биосинтеза, в результате которого она получает необходимую энергию, белок и аминокислоты. Выявлены возможности бизнеса также ценны не сами по себе, а как сырье, из которого с помощью указанных выше функций формируется предпринимательский успех. Подпитывая бизнес, возможности материализуются, оставляя после себя прибыли и приятные воспоминания о творческих достижениях в процессе поиска и реализации бизнес-идеи.
Таким образом, между двумя приведенными моделями бизнеса нет противоречий. Если деловой развитие обеспечивает рост качественного уровня дела, то непосредственные функции бизнеса поддерживают достигнутый уровень. Реализация возможностей и выполнения функций бизнеса - это звенья одной цепи. Можно очень долго спорить, какая из них более важна: или творчество, или профессиональный уровень исполнителей. Но этого не стоит делать. Нужно стараться как можно больше узнать о том, как организовать творческий поиск и внедрить возможности, а также выполнять функции текущей работы фирмы.
1. ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОГО РАЗВИТИЯ ФИРМЫ 1.2. Сущность делового развития фирмы. Жизненный цикл бизнес-идей