4.3. Анализ деятельности конкурентов

Следующим блоком раздела является анализ деятельности конкурентов. Показатели оценки конкурентоспособности, приведенные в табл. 4.5, помогают составить мнение о месте фирмы на действующем рынке и ее потенциал.
Использование этих показателей при разработке плана предоставляет достаточно объективную информацию о достижениях фирмы в конкурентной борьбе. Инвестору это важно для того, чтобы он поверил в то, что распоряжаться его деньгами будет по крайней мере не неудачник. Наиболее удачной формой подачи материала является сопровождение его аналитическими записками фахивцив.
Однако этого совершенно недостаточно для бизнес-плана, в котором значительно важнее проведения анализа преимуществ и недостатков в деятельности конкурентов: их средств работы с клиентами, управленческой структуры, ценовой политики и т.д.. При этом необходимо не только соблюдать предельную объективности, но и стараться избегать жестких критических оценок в адрес конкурентив.
Это, во-первых, создает благоприятное впечатление о плане, а во-вторых, свидетельствует о правильном понимании разработчиками сути конкуренции. Конкурента необходимо воспринимать не как врага, а как стимул для развития и вдосконалення.
В связи с этим необходимо подчеркнуть еще один важный аспект. Пренебрежительное отношение к конкурентам создает далеко не лучшее впечатление о предпринимателе у предполагаемого инвестора, т.е. лица, для которой и составляется бизнес-план. Как метко заметил Пол Хокен, "... никто не захочет читать, как плохи все другие компании. Если Вы пишете деловой план впервые, то Вам трудно избежать соблазна привести несколько саркастических фраз о своих конкурентах; впоследствии, однако, лучше их без сожаления вычеркнуть . Итак, по данному разделу читатель судить скорее о Ваш характер, чем о характере конкуренции ".
В бизнес-плане необходимо отразить собственную оценку степени конкуренции. Этот материал следует сжать до табличной формы, как это показано, например, в табл. 4.6 по бизнес-плана фирмы, работающей на рынке швейной продукции для видпочинку.
В заключении следует указать на возможные действия со стороны конкурентов и возможные ответы на них.
Обычно эта часть маркетингового раздела завершается характеристикой других внешних факторов влияния на рынок. К ним относятся, главным образом, различного рода факторы государственного регулирования, ограничения, контроль за качеством, стандартизация, технологический контроль и т.д..
4.2. анализ современной рыночной ситуации 4.4. обоснование стратегии маркетинга