7.2. управления бизнесом
Те, кому адресуется бизнес-план, должны быть уверены в том, что менеджерам фирмы вполне по силам ввести свой план в жизнь. Для этого они хотят получить максимально открытую информацию об управлении нею.При подготовке этой части бизнес-плана прежде всего необходимо составить список лиц, о которых стоит дать информацию. Конечно в него включаются те, кто будет играть значительную роль в функционировании предприятия, а также лица, способные укрепить рецензента веру в надежность команды. Для удобства знакомства с лидерами проекта их целесообразно разделить на следующие группы:
Предприниматели-основатели. От учредителей зависит направление стратегии развития. От них зависит придания импульса развития фирмы. Одновременно они могут свернуть выполнения бизнес-плана, если им покажется это более выгодным. Уже только этого достаточно для того, чтобы понять важность этой категории высших управлинцив.
Активные инвесторы. Иногда стоит уделить внимание тем, кто взял на себя существенные обязательства, предоставив капитал, а также тем, кто обеспечивает консультацию и экспертизу принятых решений. Если эти лица известны в кругах специалистов по тем или иным направлениям деятельности фирмы, то количество аргументов за участие в финансировании проекта, несомненно, додасться.
Сотрудники на ключевых должностях. Не менее, чем владельцы, на ход реализации плана влияют ключевые специалисты. Какой бы прогрессивной не была идея, ее реализация зависит в том числе от конкретных ее исполнителей. Поэтому инвестор чувствует понятно желание познакомиться с составом ключевых исполнителей проекту.
После составления списка необходимо определиться с информацией, которую целесообразно было бы предоставить, чтобы произвести впечатление на предполагаемого инвестора. С этой целью чаще приводятся факты профессиональных достижений, различных наград, участия в известных проектах, образовательный уровень и т.п.. Эти факты должны иметь максимально конкретный характер, чтобы их можно было легко перевирити.
С точки зрения психологии восприятия материала не стоит предоставлять информацию в виде "чистого" послужного списка. Это, как правило, вызывает недоверие. Созданию более доверительных отношений будет способствовать откровенная информация о уроки прошлых неудач или поведения в неблагоприятных ситуациях. Известная поговорка: "За одного битого - двух небитых дают" подходит к этой ситуации. В бизнесе большим уважением пользуются люди, которые прошли через неудачи и доказали, что могут выдержать удар. Кроме того, давно замечено, что предприниматели, которые проигрывают, более внимательно прислушиваются к критическим замечаниям, много внимания уделяют разработке вариантов действий на случай возникновения кризисных ситуаций.
Информация о ведущих участников проекта легко проверяется. Поэтому она должна быть максимально правдивой. Выявлены попытки скрыть истинную информацию или украсить ее наказываются отказом инвестора от участия в проекти.
В большинстве случаев одним из этапов формирования раздела является предоставление организационной структуры. Она должна сопровождаться объяснениями, доказывающие ее соответствие задачам, сформулированным в бизнес-плане. Кроме того, эта структура нужна для того, чтобы правильно оценить плановые затраты на управление бизнесом.
Традиционно эта структура представляется в виде схемы. Для ее упорядочения нужно руководствоваться уже сложившимся материалом бизнес-плана. В этом случае удастся проследить ближайшие потребности фирмы в осуществлении тех или иных управленческих функций и их развитие по мере реализации проекту.
Понятно, что конкретная форма организации изменяется в зависимости от специфики деятельности фирмы. Чаще бизнес организуется или продуктовым, или функциональным принципам. Это означает, что работают или на продвижение конкретного продукта или сгруппирован по службами: маркетинга, финансов, технологии и т. д. Иногда используется сочетание этих двух подходов, когда сочетается выполнение функций с работой на конкретную продукцию или проекты. Пример такого сочетания приведены в табл. 7.2.
Дополнить эту информацию можно, если подать в форме таблицы данные об основных функции управленческого персонала. В табл. 7.2 приведен пример ее заповнення.
Если речь идет о новой компании, то следует разумно подходить к сумме затрат на управление. Желательно минимизировать и поддерживать их на этом уровне. Поэтому важно хорошо подумать о сроках комплектования штата. Лучше, если уже на стадии бизнес-плана удастся определиться с этапами формирования команды по годам его реализации. После завершения разработки финансового раздела бизнес-плана, когда будут определены все параметры безубыточности и платежеспособности, можно будет вернуться к этому разделу и от корректировать його.
Анализ этого материала может способствовать выявлению лишних, таких, дублирующие функции, а также должностей, выполнения функциональных обязанностей на которых не обеспечивает полной загрузки рабочих. Если производственная и товарная стратегии предполагают серьезные изменения в функционировании фирмы, то в этом разделе следует предусмотреть соответствующие новации в структуре управления. Необходимо предусмотреть, какие новые структурные подразделения будут формироваться в течение планового периода, какие функции будут выполняться специализированными консалтинговыми фирмами тощо.
Далее необходимо описать предполагаемую систему оплаты труда, включая стимулирование. Это важно не только для информации для инвестора, но и для дальнейших расчетов финансового раздела бизнес-плана. В этом случае достаточным является наведение показателя, формирует размер премиальных доплат.
Некоторое представление об эффективности системы управления можно получить при анализе динамики доли административных расходов в общем объеме продаж. Если по годам планируемого периода будет наблюдаться рост доли административных расходов в общем объеме продаж, то нужно будет объяснить это.
7.1. требования инвесторов к содержанию раздела | 7.3. потребность в капитале и форма собственности |