1.1. Суть планирования и его место в менеджменте предприятия

Главные свойства человеческого ума - способность к предвидению и выбора. А именно предвидение и выбор являются основными этапами и целью планирования: спрогнозировать развитие событий, явлений и выбрать наилучший вариант. Этим занимаются все люди и все колективи.
Человек, прежде чем начать любое дело, должна тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами, с помощью каких средств и с какой эффективностью она должна это сделать. В противном случае его намерения могут быть невыполненными. Итак, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее достижения. А это, в конце концов, и есть функции планування.
Почему мы планируем? Потому что заботимся о том, что должно произойти. Потому что стремимся предвидеть и действовать, опережая время. Потому что благодаря планированию можем избежать ошибок и использовать имеющиеся возможности. И что не менее важно - планирование позволяет устранить неопределенность или уменьшить ее степень, влияет на поведение работника в организации.
Об этом писал Петер Друкер: «Планирование не говорит нам, что мы будем делать завтра. Оно говорит нам, как мы должны действовать сегодня, чтобы справиться с неопределенностью будущего: как мы можем лучше подготовиться к решению проблем, возникающих »[32].
Слово «план» происходит от латинского слова planum - плоскость, ровное место. Первоначально этот термин использовался для определения чертежи (рисунка), характеризующий определенный участок в масштабе плоскости. Потом его стали применять для определения (описания) проектов, реализация которых предусматривает систему взаимосвязанных задач, показателей и розрахункив.
Планирование - это целенаправленная интеллектуальная деятельность людей, подразумевает определение целей и задач функционирования определенных систем (предприятие, район, государство ...) и путей и методов достижения этих целей и задач. То есть планирование предусматривает принятие заранее решение о том, что делать, когда делать, кто и как будет делать, проектирование желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Образно говоря, планирование - это мост между нашим нынешним положением и тем, которого мы прагнемо.
На уровне предприятия планирования производственно-финансовой деятельности и социального развития коллектива называется внутрихозяйственного планирования и охватывает совокупность планово-расчетной, экономической и организационной работы по составлению, обоснования и контроля за ходом выполнения плана деятельности предприятия и его подразделений на определенный период.
Планирование как самостоятельная отрасль знаний является наукой, специализированным видом управленческой деятельности (профессии) и искусством. Под наукой вообще понимают сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Планирование как наука оформилась в самостоятельную отрасль знаний в начале ХХ ст. и представляет собой совокупность систематизированных знаний о закономерностях формирования и функционирования различных хозяйственных систем. Как наука планирование имеет свой предмет, объект и методы дослидження.
Предмет определяет, чем занимается наука, сфера ее применения. Предметом науки планирования (не путать с предметом планирования как управленческой деятельности) являются отношения, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их досягнення.
Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимают выполнение им своих функций. Основными функциями (видам деятельности) предприятия являются:
- Хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственника имущества и членов трудового коллектива. Решение этой задачи предприятием возможно только на основе производства и реализации необходимых обществу продукции и услуг;
- Социальная деятельность, что обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов (политика оплаты труда, обеспечения безопасных условий всех, кто работает на предприятии, подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров и т. д.);
- Экологическая деятельность, направленная на снижение и компенсацию отрицательного воздействия производства, которое осуществляется на предприятии, на окружающую среду. Финансирование этих мероприятий осуществляется за счет собственных средств или других источников и должно быть четко связано с основной дияльнистю.
Разработка и принятия плановых решений - не только наука, но и искусство. Потому планирования, как никакая другая функция управления, тесно связано с умственной деятельностью человека, имеет творческий характер и в основе своей неповторне.
Планирование является также специализированным видом управленческой деятельности. Среди пяти основных функций управления организацией (планирование, организация; координация и регулирование; активизация и стимулирование, учет, контроль и анализ) ведущая роль принадлежит планированию (рис. 1.1). Оно - первый и самый значительный этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданных фирмой, в дальнейшем осуществляются организация запланированных работ, мотивация задействованного для их выполнения персонала, контроль результатов и оценка их с точки зрения плановых показателей. План - это фундамент будущего, и если он будет сделан неправильно, ненадежно и тем более не на том месте, то и вся постройка будет неефективною.
Один из «отцов» современного менеджмента А. Файоль отмечал: «Управлять - это предвидеть, а предвидеть - это уже почти действовать». Причем планирование - это не просто умение прогнозировать и определять необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть в процессе работы, и уметь справиться с ними. Предприятие не может полностью ликвидировать риск своей деятельности, но способно управлять им с помощью эффективного планування.
Планирование производства, как особый вид управленческой деятельности, обеспечивает целенаправленность и согласованность работы всех участников производственного процесса. Планирование отделилось в самостоятельный вид деятельности в ходе разделения труда, возникновения кооперации и увеличение объемов производства. Выделение особой функции планирования как вида деятельности состоялось раньше, чем сформировалась наука планування.
Сейчас в связи с переходом к рыночным методам хозяйствования в науке и практической работе происходит переусвидомлювання места и роли планирования в управлении экономикой. Различают два типа управления: первое базируется на принципах централизованного планирования, а второе - на рыночных механизмах регулювання.
В бывшем СССР существовала общегосударственная система централизованного планирования, пронизывала сверху донизу деятельность всех субъектов управления и хозяйственных органов и жестко регламентировала все аспекты жизнедеятельности человека, коллектива и общества. Планы всех уровней и временных горизонтов приобретали силу закона, а виновные в невыполнении плановых заданий карались административно и економично.
Планирование с одной, пусть даже важнейшей, функции превратилось в цель и содержание процесса управления. В условиях предоставления функциям планирования и контроля гипертрофированной роли, существование жесткой системы распределения ресурсов не было необходимости развивать функции, связанные с изучением спроса и рынка. Это привело к ориентации производства не на потребителя, а исключительно на план, к тому же часто оторван от реальной действительности, что в свою очередь повлекло кризис концепции социалистического планирования и хозяйственных систем, построенных на его принципах.
Рыночная концепция управления основывается на том, что субъекты хозяйствования полностью самостоятельными и независимыми в правовом и экономическом отношениях от органов государственной власти и управления. Хозяйственная деятельность коммерческих организаций регламентируется только действующим законодательством и договорными отношениями со своими контрагентами, и управленческие решения они принимают на основе рыночных механизмов регулирования хозяйственных процесив.
Таким образом, необходимость реформирования планирования вообще и внутрихозяйственного планирования частности обусловлена несоответствием системы планирования, которая сложилась, рыночному механизму хозяйствования, и это является важной народнохозяйственной научным и практическим завданням.
Что же касается вопроса о совместимости планирования с рыночной экономикой, то опыт развитых стран мира свидетельствует, что план и рынок взаимосвязаны и дополняют друг друга. Каждый из них имеет свою сферу влияния на экономику и свои методы ее регулирования. Планирование позволяет выявить проблемы, существующие на рынке, и наметить необходимые меры для их преодоления в будущем. Однако невозможно абсолютно точно предсказать все параметры экономической системы, которые будут достигнуты на практике, ведь формирование плана всегда происходит в условиях информационной недостаточности. И именно рынок имеет возможность скорректировать экономические процессы и привести их к необходимого равновесия. План в условиях рынка и самостоятельности предприятий должно обеспечить прежде ритмичность производства, получения стабильных доходов и устойчивое финансовое положение предприятий.
1. ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА АГРАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1.2. Необходимость планирования на предприятии