1.6. Государственное регулирование и поддержка сельскохозяйственного производства и внутрихозяйственного планирования

История сельского хозяйства убеждает, что благосостояние крестьян находится в тесной зависимости от явлений, повлиять на которые они почти или совсем не могут. К таким внешним факторам относятся события на международной арене, финансовая политика правительства, общее состояние экономики государства. Занимаясь сельским хозяйством, необходимо учитывать постоянную возможность их влияния, временного или долгосрочного. Поэтому важным аспектом эффективного ведения хозяйства является выработка стратегии по различным внешним факторив.
За последние годы можно отметить следующие основные факторы, значительно повлиявшие на темпы развития и структуру сельского хозяйства Украины. Во-первых, это распад СССР, нарушение экономических связей и частичная потеря традиционных рынков сбыта сахара, масла, хмеля, спирта, животноводческой продукции. Во-вторых, выбрав рыночную ориентацию, с украинской системы управления вместе с парализующей директивность поспешили выбросить и плановость - необходимый и общий элемент рационального управления экономикой. В-третьих, либерализацию цен, обернулась для сельскохозяйственного товаропроизводителя невиданным диспаритетом цен: индекс оптовых цен на промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве, за 1991-1997 гг повысился в 2,95 раза, а на сельскохозяйственную продукцию - всего в 0 , 68 раза, т.е. разрыв составлял 4,3 рази.
Прежде по этим причинам производство валовой продукции сельского хозяйства в Украине за 8 последних лет сократилось на 47%, в том числе продукции животноводства - на 54,4%. В катастрофическом положении оказалось производство льна-долгунца, сахарной свеклы, хмеля, винограда, мяса и шерсти (табл. 1.2). Сельскохозяйственные предприятия стали хронически убыточными: за 1997-1998 гг более 90% предприятий Министерства АПК завершали год с убытками (уровень убыточности составил 25%), они имели 3,5 млрд грн. убытка за рик.
Даже опытным и информированным специалистам трудно предсказать подобное развитие событий и соответственно планировать свою деятельность. Однако оценку степени риска в планировании на предприятии можно сделать, исходя из предположения, что существующие тенденции продолжатся неопределенно долгое время. И в будущем особой заботой крестьянина станет планирование с учетом непредвиденных обставин.
Особого внимания при этом заслуживают вопросы государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства. Обобщение десятилетнего отечественного опыта перехода к рынку и столетнего опыта стран с развитой экономикой [18] позволяет сделать следующие основные выводы:
- Создание и эффективное функционирование социально ориентированной экономики невозможно без государственного регулирования важнейших параметров развития общественного производства и социальной сферы. Это обусловлено тем, что не все функции и действия, которые нужны для эффективного протекания воспроизводственных процессов и обеспечения полноценной жизни общества, могут быть реализованы через рыночные отношения. Прежде всего это касается разработки и содействия осуществлению стратегии экономического развития народного хозяйства; регулирование инновационных процессов и инвестиционной деятельности перераспределения консолидированных (централизованных) доходов и ресурсов, стабилизации экономики и социальной защиты населения; мониторинга и регулирования процессов охраны и воспроизводства окружающей среды;
- Рынок, как основной регулятор производства, сам становится субъектом государственного регулирования с ориентацией на достижение социального прогресса;
- Государственное регулирование экономики не должно подменять рыночный механизм, а лишь дополнять его благодаря преобладанию экономических рычагов влияния на развитие общественного производства;
- Основными принципами государственного регулирования экономики должны быть: во-первых, минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы (им целесообразно делегировать только те функции, которые не могут быть обеспечены субъектами рыночных отношений), во-вторых, влияние соответствующих властных структур на развитие социально-экономических процессов осуществляется с помощью устанавливаемых государством экономических регуляторов и нормативов;
- В условиях экономического кризиса в народном хозяйстве усиливается применение административных методов управления;
- Крупнейшего государственного регулирования и поддержки требует сельское хозяйство. Обусловлено это тем, что, во-первых, эта отрасль является жизненно необходимой в любом обществе и рассматривается как приоритетная при обосновании перспектив социально-экономического развития страны, во-вторых, сельское хозяйство, как правило, не производит конечного продукта. Наивысший эффект получает тот, кто стоит в конце технологической цепочки. Поэтому одна из главных задач аграрной политики государства - обеспечить равноправные отношения между партнерами в бизнеси.
Целью государственного регулирования сельскохозяйственного производства является достижение наиболее эффективного, стабильно поступательного экономического и социального развития сельского хозяйства. В процессе такого регулирования осуществляется экономическая поддержка аграрных предприятий с тем, чтобы они, во-первых, при нормальном хозяйствования имели необходимый уровень доходности в условиях неблагоприятной рыночной конъюнктуры и, во-вторых, были заинтересованы вести производство в таком объеме и ассортименте и ее качества, которые выгодны потребителям и обеспечивают социальную стабильность суспильства.
Политику государственного протекционизма сельского хозяйства была введена в период больших экономических кризисов. В США она действовала почти 80 лет (с начала 30-х годов), а в странах ЕС - 50 лет (с 50-х годов). Именно эта политика обеспечила эффективное развитие сельского хозяйства в указанных странах. Достижение значительного перепроизводства сельскохозяйственной продукции заставляет правительства США и руководство ЕС в последние годы акцент на необходимости постепенного перехода от политики протекционизма в области сельского хозяйства к политике ефективности.
Состояние экономики Украины не позволяет ввести политику чистого протекционизма в отношении сельского хозяйства. Поэтому целесообразно применять дифференцированный подход, совмещая эти две политики - протекционизма и эффективности - по отдельным отраслям, видам продукции и регионов. Это нашло определенное отражение в системе законов Украины, указов Президента Украины, а также в проекте Национальной программы развития агропромышленного производства и социального возрождения села Украины на 1999-2010 годы [50].
Основными направлениями государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства в Украине на ближайшие 10 лет должны быть:
1. Регулирования доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В основе аграрной политики государства должен лежать концепция паритета доходов сельскохозяйственных производителей с доходами работников других отраслей экономики, а также концепция паритета отдачи ресурсов. Она предусматривает комплекс направленных на это мероприятий, среди которых:
- Введение благоприятной налоговой и кредитной политики. В частности, введение фиксированного сельскохозяйственного налога [9] позволило снизить налоговую нагрузку в 1999 г. втрое;
- Предоставление сельскохозяйственным товаропроизводителям поддержки через государственные дотации и субсидии. Прежде всего для реанимации животноводческих отраслей нужна система дотаций, обеспечивающих эффективное ведение производства в хозяйствах с достаточным уровнем производительности животных. Введение такой дотации на молоко и мясо, реализованных перерабатывающим предприятиям, позволило крестьянам получить дополнительно в 1998-1999 гг около 500 млн грн. за год;
- Внедрение системы удешевления необходимых сельскому хозяйству материально-технических ресурсов (минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, средств защиты растений и животных, технических средств);
- Совершенствование финансово-кредитного механизма, обслуживающего аграрное производство и должно способствовать стимулированию инвестиционной деятельности в АПК. Это предполагает и государственной поддержке соответствующей банковской системы в виде ипотечных, земельных и кооперативных банков. Как показывает мировой опыт, на ипотечное кредитование приходится почти 70% сельскохозяйственных кредитов, используемых на покрытие производственных затрат и капиталовкладень.
Учитывая ограниченность финансовых возможностей государства, регулирования доходов сельскохозяйственных предприятий целесообразно осуществлять поэтапно на основе учета отраслевого и зонального подходов. Так, первоочередной поддержки требуют: 1) стратегически важные отрасли (зерновое хозяйство, свекловодство, льноводство и масличные культуры), обеспечивающие валютные поступления государства, 2) хозяйства, находящихся в худших природно-экономических условиях (Полесье, предгорные и горные районы). Кроме указанных выше экономических рычагов, для этих хозяйств целесообразно ввести систему государственных дотаций на продукцию специализации соответствующих зон.
Учитывая высокую сосредоточенность производства таких трудоемких видов продукции, как картофель, овощи, фрукты, ягоды и продукция животноводства в личных хозяйствах населения, целевую поддержку этой формы хозяйствования целесообразно осуществлять через гарантированную заготовку продукции организациями потребительской кооперации и перерабатывающими предприятиями, договорные цены, организацию центровивозу.Module . 2. Формирование эффективной аграрной структурной и торговой политики. Первая призвана обеспечить рациональную отраслевую структуру, размещение специализированного производства в регионах с благоприятными природно-экономическими условиями, повысить экономическую отдачу природных ресурсов и капитала. Реструктуризация отрасли должна привести к равновесию производства продовольствия и его потребления и этим обеспечить чувствительность сельского хозяйства к рыночной конъюнктуры, повысить конкурентоспособность отечественной сельскохозяйственной продукции.
Целью аграрной торговой политики является регулирование рынка сельскохозяйственной продукции. По всем ее видам государство обязано обеспечить равную доступность украинского рынков каждому производителю, организовывать систему рыночной информации, разработать правила торгивли.
3. Защита интересов отечественных товаропроизводителей путем:
- Стимулирование экспорта конкурентоспособной продукции, прежде всего перерабатывающих отраслей промышленности
- Осуществление политики защиты внутреннего рынка от импорта продовольствия и материально-технических ресурсов, для производства которых Украина имеет возможности, вводя тарифы на ее соответствующие отечественные разновидности. Тариф целесообразным сравнению с квотой, ведь он повышает цену на внутреннем рынке по сравнению с мировым только на размер собственно тарифа и никогда не превышает этого уровня. Между тем при квоте любое увеличение внутреннего спроса вызовет неограниченный рост внутренней цены, ведь удовлетворения этого спроса за счет импорта неможливе.
4. Государству принадлежит активнее содействовать охране и повышению плодородия почв, защиты окружающей среды, развития селекции, племенного дела и семеноводства; осуществлению противоэрозионных мероприятий, развития науки и осуществлению научной деятельности в сфере агропромышленного виробництва.
5. Развитие социальной сферы села, улучшение условий жизни на селе. Целесообразно существенно увеличить объемы государственных капитальных вложений в строительство жилья, детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, дорог с твердым покрытием, газовых мереж.
6. Регулирование процессов приватизации земли и имущества в агропромышленном комплексе, а также после приватизационных процессов. Содействия реформированию организационных форм хозяйствования, соответствующие рыночным умовам.
Указанные направления государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства как изолированные меры малоэффективны. Обеспечить условия для стабильного и высокоэффективного развития они способны только действуя в единой системи.
Менеджеры, плановики, специалисты аграрных предприятий должны быть хорошо знакомы с приведенной выше системой государственного регулирования и поддержки сельскохозяйственного производства, иметь навыки прогнозировать развитие отдельных ее элементов и, главное, эффективно их использовать как во время перспективного, так и текущего внутрихозяйственного планирования.
1.5. методы планирования 2. СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ внутрихозяйственного планирования